Шрикалахасти – город в округе Читтур штата Андхра-Прадеш. В Калахасти находится храм Калахастишвара, посвященный Шиве, воплощенном в виде стихии воздуха, и город знаменит на весь Андхра-Прадеш как религиозная достопримечательность Индии, святое место и центр паломничества. Говорится, что в древности этот религиозный центр, расположенный между двумя крутыми холмами под названием Шрипурам и Муммидичолапурам, представлял собой часть Шеша-шайлы, или горы Меру. Шрикалахасти находится всего в тридцати милях по шоссе от Тирупати. Храм в Шрикалахасти вплоть до наших дней привлекает тысячи паломников и верующих.
Шива-лингам (символ Шивы) в Шрикалахасти является одним из пяти верховных лингамов, представляющих пять великих стихий. Они установлены в пяти великих кшетрах (святых местах) — местах энергии Шивы. Эти кшетры посвящены пяти стихиям, а именно воде, огню, воздуху, эфиру и земле. Говорится, что в этой кшетре установлен вайю-лингам. В доказательство вышесказанному в святилище вплоть до наших дней можно видеть мерцающий светильник, хотя там нет никакого отверстия для воздуха. Считается, что это является знаком присутствия стихии вайю, с которой связан храм.
Кшетры, где содержатся лингамы стихий — это Экамбарешвара в Канчипураме, представляющий притхви, или землю; Джамбукешвара, на острове Шрирангам около Тиручирапалли, представляющий аппу, или воду; Аруначалешвара в Тируваннамалай, представляющий агни, или огонь; Калахастишвара в Шрикалахасти, представляющий вайю, или воздух; и храм Натараджи в Чидамбараме, представляющий акашу, или эфир.
Говорится, что в древности храмовый лингам почтили паук, змея и слон. Паук поклонился Господу, свив вокруг него паутину, змея – поместив на него драгоценный камень, и слон – полив лингам водой из своего хобота. Говорится, что силой своей преданности Господу эти трое достигла мокши (освобождения из круговорота Сансары) в храме. Знаки этих трех до сих пор можно найти на центральном лингаме, который, как и древний бык Нанди перед ним, белого цвета, и потому считается сваямбху (нерукотворным).
Священные тексты пураны объясняют отождествление Шрикалахасти с горой Меру тем, что, в результате состязания между Ади-Шешей, богом змей, и Вайю, богом воздуха, от горы Меру отделились и упали в разных местах три глыбы. Одним из этих мест был Шрикалахасти. Другие места – это Тируччираппалли на Юге и Трикомали на Цейлоне. Таким образом, поскольку Шрикалахасти является куском, отколовшимся от горы Меру, говорится, что он образует часть последней, хотя географически гора Меру и Шрикалахасти находятся очень далеко друг от друга.
С двух сторон от Шрикалахасти находятся два священных холма. На северном холме расположен храм Дургамбы, а на южном – святилище Каннабешвары, построенное в память о мудреце Каннаппе, который пожертвовал Шиве свой глаз и хотел пожертвовать второй, но Шива не дал ему этого сделать. К западу от холма Шрикалахасти расположен храм Калахастишвары. С двух сторон от святилища находятся величественные гопурамы. Во втором дворе храма есть подземное помещение, в котором поклоняются Ганапати, известному здесь как «Патала-Винаяка».
Говорится, что это святилище, расположенное в тридцати футах под поверхностью земли, обозначает уровень реки, которая протекает рядом. Средневековые скульптуры мудреца Каннаппы, Шакти-Винаяки, а также бронзовые фигуры наянаров, или шиваитских святых в храме очень красивы.
Южнее, на склоне Холма Каннаппы, находится небольшое святилище, посвященное Брахме, в котором можно видеть лингам, украшенный изображением четырех ликов, направленных в четыре стороны света. Рядом расположены большие камни, покрытые барельефами на темы шиваитской мифологии.
Святилище Маникантешвары, которое также расположено рядом, имеет очень древнее происхождение и содержит важную надпись. Высеченная в скале мантапа (зал с колоннами) к юго-востоку от этого храма называется «Маниганниагаттам», в память о женщине, которая была здесь благословлена самим Шивой, который нашептал священную мантру ей в правое ухо. Даже в наши дни люди приносят сюда своих умирающих родственников и кладут их на правый бок ухом к земле. В момент смерти тело переворачивают на левый бок, позволяя душе покинуть тело через правое ухо.
Возникновение святилища относится к временам глубокой древности. Традиция почитания Шивы в Шрикалахасти существует уже многие тысячи лет, и еще в III веке до н.э. тамильский поэт Наккиирар называл его «Дакшина Кайласам (Южный Кайлас)»: место, где все живые существа получают божественное благословение, отдых от мирских страданий и — в конечном счете — мукти (спасение).
О Шрикалахасти говорится еще в Шива-Пуране и Линга-Пуране; а в Сканда-Пуране рассказано, что сюда приходил на поклон герой «Махабхараты» Арджуна. Шиваистские тамильские святые первого века пели ему славу; а в VIII веке сюда приходил святой реформатор Ади Шанкарачарья.
Главный вход в храм начинается от Бикшала-гали-гопурама. Рядом с главным входом находится обращенный фасадом на восток храм Каши-Вишванатхи Свами и Аннапурны. Миновав его, мы попадаем в храмовую пракару под названием «Бала-гьянананда-гопурам». Рядом с этим местом находится храм Патала-Ганапати.
На территории храмового комплекса имеются два пруда под названием «Сурья-пушкарани» и «Чандра-пушкарани», и рядом с этими «пушкарани» расположен храм Сурья-Нараяны. Вблизи западных ворот находится храм Субрахманья Свами, а также Садьомукти-Ганапати. Рядом расположены Кришнадеварая-мантапа, Джалакоти-мантапа, Палагар-мантапа и т. д. С южной стороны к ним примыкает дорожка, которая ведет к Бхарадваджа-ашраму, Холму Каннаппы и храму Маникарники.
Главные ворота храма выходят точно на юг, что показывает, что храм посвящен Дакшинамурти, проявлению Шивы. Войдя в храм, мы затем находим к западу от нас храм Вигхнешвары. Имеются также статуи Аппара, Сундарара и Маниккавасагара, знаменитых шиваитских святых-наянаров. Затем идет святилище Шри Калахастишвары, и прямо перед главным входом в него находится изображение Каннаппы. В этом храме также имеется много редких изображений, таких как Валлабха-Ганапати, Махалакшми-Ганапати и Сахасралингешвара Свами.
Главный лингам находится на возвышении и имеет форму слоновьего хобота с бивнями по обе стороны; у основания лингама находится изображение паука. Если смотреть на лингам сверху, он кажется похожим на змею с пятью клобуками. Паук носит имя «Шри», змею называют «Кала», а слона – «Хасти». Вместе эти три слова дают название «Шри Калахасти».
Вплоть до нашего времени к главному лингаму в святилище запрещено прикасаться даже не принадлежащему к храму священнику. Омовение могут совершать только священники, которые прошли предписанную дикшу (посвящение) в храме. Ритуальное омовение лингама совершают панча-карпурой, или камфарой, смешанной с водой, молоком, медом, йогуртом, сахаром и гхи. Говорится, что лингам является сваямбху, или нерукотворным, и потому его не должна касаться рука человека.
Главный праздник в этом храме – Маха-Шива-ратри, который продолжается десять дней в феврале/марте. Пятый день празднования соответствует собственно Шива-ратри. В это время паломники принимают омовение в реке, бодрствуют всю ночь и воздерживаются от еды всю ночь и весь день накануне. Другой большой праздник бывает на третий день Макара-санкранти, когда божество проносится в процессии вокруг холмов, проделывая путь примерно в двенадцать миль. Всего в течение года в храме отмечается восемьдесят пять праздников.
Индия, карта расположения Шрикалахасти