Храмы пяти стихий: Канчипурам, сакральный город земляного лингама

Канчипурам (Канчи) — один из семи сакральных городов Индии (Айодхья, Варанаси, Харидвар, Удджайн, Матхура, Дварака, Канчипурам). Как и в случае с другими сакральными городами, история Канчи насчитывает несколько тысяч лет. Начиная с середины первого тысячелетия до нашей эры, Канчипурам являлся крупнейшим буддийским и джайнским центром юга, а некоторые легенды утверждают, что одним из первых властителей города был сам просветленный император Ашока.

В  свое время Канчи сыграл очень важную роль в распространении буддизма Тхеравады (Хинаяны) дальше на юг – остров Шри Ланку, где учение Будды основательно закрепилось на многие столетия, в отличии от юга Индии, где от буддизма не осталось почти ни следа. Как минимум на протяжении полутора тысяч лет, Канчипурам служил столицей для царей древнетамильских государств – Паллава и Чола. Именно в эти времена, Канчи и становится важнейшим образовательным центром, который историки прошлого сравнивают с Каши – Варанаси (называя город Каши Юга).

Один из древнейших университетов мира, в свое время находился в Канчи и именно поэтому город был известен как «Гхатикастханам», что буквально означает «место где учатся люди». На протяжении веков, сюда стекались самые образованные и одухотворённые умы своего времени – Ади Шанкарачарья (великий реформатор индуизма), Шри Рамануджа (основатель вайшнавской Шри Сампрадайи), Бодхидхарма (святой, принесший мудрость Будды в Китай, и как поговаривают местную традицию рукопашного боя, позднее переродившегося в знаменитое кунг-фу).

Самые ранние письменные источники проливающие свет на историю Канчипурама, историки находят у основателя йоги Патанджали жившем в 2-3 веке до нашей эры. Позднее, примерно в 4 веке, прославленный поэт из Авантики Калидаса, отзывался об Канчипураме как «наипрекраснейшем из всех городов».

Впоследствии, в эпоху моголов Канчи начинается терять свое значение – а при правлении британцев окончательно перерастает в районный провинциальный центр. В данный момент, город является центром текстильной промышленности с населением в 200 тысяч человек – сари из Канчи имеют стойкую  репутацию на Индостане.

Происхождения названия города связано с древним именем Брахмы «Ка» и «Анчи», что означает почитание Вишну. Таким образом, название Канчипурам, означает «место, где Брахма почитает Вишну». С глубокой древности, Канчипурам называли городом «тысячи гопурамов», за огромное количество храмов посвященных Шиве и Вишну.

На настоящий момент, правда, в городе находится не более 150-200 храмов, однако эти великолепные храмы позволяют назвать Канчипурам выдающейся достопримечательностью Индии. Несколько наиболее древних и важных из них, рассредоточены по  двум частям города, традиционно закрепленным за самыми почитаемыми в Индии богами – Шивой и Вишну.

Экамбарешвара, храм «земляного лингама»

экамбарешвара

Шри Экамбарешвара (храм Экамбаранатхар), посвященный Шиве, один из самых больших в Канчипураме. Экамбарешвара – одно из 5 святилищ Южной Индии, содержащих лингамы, созданные из 5 первоэлементов (pancha-bhuta-linga). Согласно представлениям индуизма, Вселенная и человек состоят из 5 основных элементов – воздуха, воды, огня, земли и эфира. Главное святилище Экамбарешвары содержит земляной лингам (Prithvi-linga). Храм Калахастишвара в Шрикалахасти (Андхра-Прадеш) содержит воздушный лингам (Vayu-linga). Храм Джамбукешвара на острове Шрирангам около Тиручирапалли – водяной лингам (Appu-linga), храм Аруначалешвара в Тируваннамалай – огненный лингам (Agni-linga), а храм Натараджи в Чидамбараме – эфирный лингам (Akasha-linga).

Сохранились некоторые сооружения, возведенные при Паллавах, но большая часть храмового комплекса построена в XVI–XVII вв. Площадь территории – 9,2 га. Его легко узнать по высокой раджагопуре (58 м, 1509), построенной виджаянагарским правителем Кришной Девараджей. Открытый павильон-мандапа называется «залом 1000 колонн» (в действительности их 540). В северной части храмового комплекса расположен пруд Шиваганг-тиртха.

Название Экамбарешвара (букв. «Повелителя мангового дерева») связано с древней легендой. Однажды, когда Шива медитировал, Камакши, играя, закрыла на мгновенье ладонью его глаза. Из-за этого земля на годы погрузилась во тьму. Разгневанный Шива велел ей построить из земли лингам. Когда это было исполнено, Камакши обнаружила, что не может сдвинуть его с места. Она стала молиться Шиве под единственным манговым деревом Канчипурама, чтобы он простил ее и дал возможность вернуться.

Легенда рассказывает о большом наводнении: вода затопила Канчипурам и разрушила храмы, но не смогла смыть лингам, к которому Камакши прижималась с такой силой, что на нем остались следы ее груди и украшений. Шива оценил подвижничество Камакши и простил ее. Впоследствии под манговым деревом они отпраздновали свадьбу. Этот союз отмечается каждый апрель фестивалем, во время него многие пары вступают в брак.

Считается, что возраст растущего позади главного святилища мангового дерева, напоминающего о легенде, – 3000 лет. Четыре ветви дерева отождествляются с Четырьмя Ведами – священными книгами индуизма. На каждой ветви листья не похожи на листья на других ветвях. Также различаются зрелые плоды: сладкие, кислые, горькие и с резким привкусом. Удача будет сопутствовать тому, кто обойдет дерево по часовой стрелке.

Храм Кайласанатха

Храм Кайласанатха, посвященный Шиве, — самый древний храм в Канчипурам и, пожалуй, самый красивый. Отражая свежесть ранней Дравидской архитектуры, он был воздвигнут царём Паллавов — Раджасимхой в конце VII в., а позднее реконструирован его сыном — царём Варманом III.

Храм находится за пределами города, но он стоит того, что бы его посетить. Первоначально храм был выстроен из мягкого песчаника, и потому разрушался. Его реставрация начата в 18 веке британцами, которые покрыли осыпавшиеся рельефы храма густой белой мастикой, контрастирующей с нежным теплым цветом скульптуры, но сохранившим ее рельефность.

Часть рельефов сохранилась очень хорошо, а в крохотных келейках во внутренней поверхности храмовой стены местами сохранились даже фрагменты росписи, похожей на росписи пещер Аджанты. Храм сравнительно небольшой, башня не превышает 15 метров, такого же размера мандапа, закрытая для доступа, но испещренная снаружи рельефами подобными рельефам храмов Паттадакала или Махабалипурама.

Невысокий гопурам венчает главный вход, а внутренние стены и колонны крыльца храма украшают многочисленные яли — мифические звери.

Оставшиеся фрагменты фресок VIII в. дают представление о том, как изумительно выглядел изначально построенный храм. Пятьдесят восемь небольших храмовых святилищ посвящены Шиве, Парвати и их сыновьям Ганеше и Сканде (Муругану). Также здесь, в Кайласанатхе, находится призматический лингам — самый большой в Канчи.

Храм Камакши Амман

Храм Камакши Амман посвящён богине Парвати в образе Камакши. Камакши Амман – одно из трех самых почитаемых в Индии святилищ Шакти – космической энергии бога, персонифицируемой в образе женщины, обычно его супруги. Два других – в Варанаси и Мадураи.

Богиня Камакши изображается с луком из сахарного тростника и стрелами в виде цветов. Местные жители почитают ее за то, что она привлекла Шиву в Канчипурам, где они поженились и, таким образом, укрепилась связь между местной общиной и богом.

Святилище основано при Паллавах и перестроено в XIV и XVII вв. В его архитектурном облике сочетается несколько стилей: древнее главное святилище, ворота периода существования империи Виджаянагара и относительно современные, украшенные разноцветными скульптурными изображениями надвратные гопурам. В святилище также обитает храмовый слон.

Главное святилище храма расположено в мандапе Гаятри (Gayatri mandapam). Богиня Камакши представлена с четырьмя руками, в которых она держит петлю, палку, тростниковый лук и цветочные стрелы. Слева от нее Билакашам (Bilakasam) – большая щель в полу (ее не видно снаружи святилища), из которой Камакши возникла в виде столпа огня.

Справа от Камакши располагаются идолы божеств Кальвара (Kalvar, «Тот, кто смотрит украдкой», или Вишну) и Сундарья (Красивой) Лакшми, слева – Варахи, Ганапати и Арупа (Безобразной) Лакшми. Происхождение двух Лакшми связано с легендой о том, как бог Вишну разозлился излишней гордостью Лакшми, упивавшейся своей красотой, и проклял ее, сделав уродливой. Успокоившись, Вишну сказал, что она вернет свою красоту, если будет исполнять каждую просьбу верующих. В мандапе Гаятри Вишну как будто украдкой смотрит на возрожденную красоту Лакшми.

Неподалёку — кунда (священный водоём для совершения ритуального омовения), небольшие храмы Аннапурны и Вишну, а также мурти Шанкарачарьи. Вход в храм разрешён только индусам. Ежегодно в феврале-марте проводится грандиозный фестиваль храмовых колесниц. А в октябре-ноябре празднуется день явления богини Камакши.

Храм Девараджасвами (Варадараджа Перумал)

Храм Девараджасвами (Варадараджа Перумал). Этот древний, посвящённый Вишну храм, расположенный на скале, называемой Хастагири, напоминающей по форме слона, был сооружён династией Чола в 1053 г. Храмовый комплекс раскинулся на территории 93000 кв.м. Отличительной особенностью этого храма являются огромные цепи, высеченные из цельного камня, которые можно видеть в каждом углу мандапы.

Мандапа — это открытый колонный зал, обычно расположенный у входа в храм, предназначенный для официальных религиозных церемоний, ритуальных танцев и музыки. В храмовом пруду установлено Божество Аттхигири Варадар, вырезанное из особого дерева Аттхи. Как верят, его установил сам бог Брахма. В главном святилище можно увидеть гранитную копию. Это Божество появляется из воды один раз в 40 лет и лишь на 48 дней после полного осушения пруда. Ближайшая церемония состоится в 2019 году.

На западной стороне пруда располагается святилище бога Варахи (воплощения бога Вишну в образе вепря). В главном сооружении находится Варадараджа — великолепное четырёхрукое Божество высотой 2 м. Согласно поверью, Варадарадже (Вишну — как величайший даритель благословений) поклонялся Брахма в Крита-югу, Гаджендра (царь слонов) в Трета-югу, Брихаспати (наставник богов) в Двапара-югу и Ананта-шеша (тысячеголовый наг (змей)) в Кали-югу.

100-колонная мандапа (96 колонн), а также восточная (55 м) и западная гопуры построены правителями Виджаянагара в XVI в. Внешние колонны мандапы выполнены в виде львов и воинов на конях, взвившихся на дыбы. На колоннах представлены основные аватары (воплощения) бога Вишну, а также сцены из древнеиндийских эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна».

Храм Вайкунтха Перумал

Храм Вайкунтха Перумал построен в период правления паллавского царя Нандивармана II (731–796) в конце VIII в. Его высокая (20 м) резная вимана (святилище в виде башни) состоит из трех уровней с идолами стоящего, сидящего и возлежащего бога Вишну.

Барельефы на стенах рассказывают об истории Паллавов, в том числе о коронации царей, собраниях при дворе, военных сражениях и приглашении горожанами Канчипурама на царствие 13-летнего Парамешвары из побочной ветви рода Паллавов, получившего имя Нандивармана II.

На каждом из трёх его этажей установлены божества (мурти), стоящего, восседающего и лежащего Вишну. Вход в храм разрешён только индусам.

Храм Вардхаманы

Храм Вардхаманы (XII в. и позднее) состоит из двух святилищ. По архитектурному стилю он напоминает южноиндийские индуистские храмы. Мандапа украшена фресками XVII в., рассказывающими о жизни первого джайнского тиртханкара Ришабханатхи и 22-го тиртханкара Неминатхи. Фрески также содержат эпизоды из жизни бога Кришны, земная жизнь которого, как считают, по времени совпала с жизнью Неминатхи.

Вардхамана – это 24-й и последний учитель веры-тиртханкара (букв. «Перевозчик через океан бытия»). В VI в. до н. э. в Индии, наряду с буддизмом, возник джайнизм. Его основателем был странствующий проповедник Вардхамана, которого позже стали называть Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»). Отсюда происходит название его учения. Мифология джайнизма представляет тиртханкаров гигантами, живущими бесчисленное количество лет, и ярко описывает их подвижничество и чудеса. Тиртханкары периодически приходят в этот мир, чтобы указать людям путь к спасению.

Индия, карта Канчипурама

 

Похожие статьи

Добавить комментарий