Чидамбарам почитается как город эфирного (невидимого) лингама (Akasha-linga), представленного в виде кристалла (sphatika lingam), находящегося в Чит Сабхе или Чит Амбарам (отсюда происхождение названия города, которое можно перевести как «поле знания») – главном святилище храмового комплекса Шивы-Натараджи. Этот один из наиболее священных храмов Шивы занимает территорию в несколько квадратных километров в центре современного Чидамбарама и является уникальной культурной достопримечательностью Индии. Другие Панча Бхута Стхалы (группы храмов, олицетворяющих элементы) разбросаны по югу Индии: Тируваннамалай — огонь, Канчипурам — земля, Шрикалахасти — воздух, Шрирангам — вода.
Храм Натараджи в Чидамбараме, легенды и мифы
Считается, что современный облик храм Натараджи приобрел в XII – XIII веках под покровительством династии Чолов. Однако первые упоминания о нем уже встречаются в письменных источниках как минимум с VI века до н.э. В Канда Пуране, тамильской интерпретации классической Сканда Пураны, написанной Кашьяпа Шивачарьей в Канчипураме, Чидамбарам имеет столь же важное значение для шиваитов, как и гора Кайлас в Тибете, и называется Бху – Кайлас, «Кайлас на Земле».
Согласно одной из версии легенды, Шива и Кали соревновались в искусстве танца в лесу неподалеку от Чидамбарама. В кульминационный момент Шива поднял ногу, приняв Натараджасану — позу, в которой он и почитается, как Натараджа. Женская скромность не позволила Кали повторить танцевальную позицию. Таким образом, Шива выиграл состязание, получив имя Натараджа — владыка танца.
В другой версии рассказывается о том, как однажды Шива со своей супругой пришел в лес, где жили мудрецы, считающие, что при помощи мантр и волшебства они могут контролировать богов. Решив доказать свое мастерство, риши при помощи магии наслали на Махадэва нагов. Наги не причинили Шиве никакого вреда, а, обвившись вокруг его шеи, стали одним из символов могущества Рудры. Рассвирепев, риши призвали могучего демона — карлика Муялаку (Апасмару), олицетворение невежества и тьмы. Шива стал на демона ногой и исполнил космический танец (tandava nritya) ананда–тандава, явив мудрецам свою истинную форму, изначальная сущность которой находится за пределами ритуалов и колдовства любых мудрецов.
Тандава (тамил. «танду» – прыгать, танцевать) – танец Шивы, проявляющий его божественную сущность. Из 7 (иногда называют 9) разновидностей тандавы наиболее знаменита ананда-тандава («танец радости»), экстатический танец, символизирующий единство функций Шивы: создание мира, его охранение, разрушение, сокрытие (тайны), милосердие. В иконографии ананда-тандавы Шива представлен с четырьмя руками, с поднятой до половины тела левой ногой. Полусогнутая правая попирает демона невежества карлика Муялаку. В руках Шивы – барабанчик-дамару и огонь. На голове – павлиньи перья, полумесяц, череп, в волосах течет Ганга. Иногда фигуру окружает полукольцо из языков пламени.
Храм Натараджи, святыни и достопримечательности
В святилище находится один из 5 танцевальных залов (pancha-sabha) Шивы-Натараджи – Золотой зал (kanakasabha). Серебряный зал (rajatasabha) расположен в Мадураи, Рубиновый (ratnasabha) в Тируваланкаду (Танджавур), Медный (tamrasabha) – в Тирунельвели и Живописный (chitrasabha) – в Кутралам.
Ближайшие к стенам комплекса (площадь – 22 га) улицы называются «улицами колесниц». По ним в период проведения 10-дневных храмовых фестивалей в тамильские месяцы маргажи (дек. – янв.) и ани (июнь-июль) на девятый день торжественно провозятся храмовые колесницы с идолами богов Шивы, Парвати, Винаяки, Сканды (Муругана) и Чандикешвары. Во время фестиваля Maha Shivaratri в феврале-марте устраивается 5-дневный фестиваль классического танца Natyanjali Classical Dance Festival. В это время к храмовому комплексу приходит особенно много людей.
Каждый день в главном святилище, включающем святилище Чит Сабху (Chit Sabha) и павильон Канака Сабха (Kanaka Sabha, или Ponnambalam), проводится 6 богослужений (пуджа), в ходе которых совершается помазание (абхишека) кристаллического лингама.
Иностранные туристы допускаются только до Канака Сабхи. Мужчины-индусы, желающие войти в Канака Сабху, должны обнажиться по грудь. Проход в Чит Сабху разрешен только жрецам. Иностранные туристы могут только заглянуть в Канака Сабху, где, как считается, Шива исполняет свой танец.
Согласно местной легенде, царь Хиранияварман совершил сюда паломничество из Кашмира, чтобы излечиться от проказы. Совершив омовение в храмовом пруде ШиваГанг, он полностью излечился. В благодарность за выздоровление он расширил храм. Кроме того, привез 3000 брахманов из клана Дикшитар, чьи потомки и поныне остаются жрецами храма.
В наши дни в Чидамбараме живет около 350 семей Дикшитаров. Они рассказывают, что их предки переселились в Чидамбарам вместе с Шивой-Натараджей, которого считают членом своего клана. Дикшитаров можно узнать по косичке в передней части головы.
По другой легенде, у царя из династии Чола, правившего в X в., было видение Шивы, танцующего у местного храма. Он решил построить для Шивы специальный золотой зал (Канака Сабха). С тех пор бог почитается здесь в образе Натараджи, или «Царя танца». Историки датируют этот павильон XII–XIII вв.
У Канака Сабха и святилища Чит Сабха необычная для индуистских святилищ форма сельских хижин, крыши которых покрыты, однако, не соломой, а золотыми пластинами. Отдельные части Канака Сабха получили символическое значение. При строительстве павильона использованы 64 деревянные балки – по числу известных в Индии видов искусства. 21 600 пластин, лежащих на крышах, соответствуют числу вдохов, которое, согласно индийским представлениям, человек делает в течение дня. 72 тыс. гвоздей, которыми они закреплены, соответствуют нади (венам и нервным окончаниям): ощущая их, аюрведический доктор диагностирует болезнь. 9 золотых наконечников-калаша на гребне крыши соотносятся с 9 шакти (природными энергиями). 18 колонн Канака Сабхи символизируют 18 сказаний-пуран, 5 серебряных ступеней – 5 шиваитских мантр (панчакшара).
Во время пуджи в Канака Сабхе можно услышать одуваров, наследственных исполнителей религиозных гимнов из небхрахманских каст. Исполняемые ими гимны входят в комплекс шиваитской поэзии бхакти на тамильском языке «Деварам» (букв. «Гирлянда богу»). Их авторы – знаменитые шиваитские поэты-наянмары Аппар, Сундарар, Самбандар и Маниккавачакар. Статуи этих святых установлены в тех надвратных башнях-гопурах, через которые они некогда входили в храм: статуя Аппара – в западной гопуре, Сундарара – северной, Маниккавачакара – восточной и Самбандара – в южной.
В святилище Чит Сабхе установлены пять панчалоха-идолов (то есть сделанных из 5 металлов – золота, серебра, меди, свинца и цинка): Шивы-Натараджи, его супруги Шивакамасундари, сыновей Винаяки и Сканды-Муругана, божественного помощника Шивы – Чандикешвары, а также кристаллический (спхатика) лингам. Слева от Чит Сабхи расположено пространство, скрываемое занавеской. За занавеской находится Чидамбара Рахасьям (Chidambara Rahasya) – «Секрет Чидамбарам». Во время совершения аарти (обряд, сопровождаемый звоном колокольчика, приношением благовоний и огня, чтением мантр) занавеска слегка отодвигается в сторону, и на мгновение можно увидеть гирлянду золотых листьев священного для шиваитов дерева бильва (Aegle marmelos) на дальней стене (ее называют «чакрой на стене»). Этот образ толкуется как «бог бесформенного пространства». Считается, что занавес, отождествляемый с невежеством, скрывает невидимый Акаша-лингам. Этот образ понимается, что бог находится не где-либо, а только в человеческом сердце.
У главного святилища собственное ограждение, в которое кроме Чит Сабхи и Канака Сабхи входит святилище бога Вишну – Говиндараджи (Govindaraja Perumal Koyil, XVI) в юго-западном углу. Вишну здесь возлежит на змее Адишеша. Рядом с ним представлены его супруги Шридеви и Бхудеви. В пракарам установлены две огромные ступни Вишну (tiruvatikal). Жрецы этого святилища не относятся к клану Дикшитаров и не всегда ладят с последними.
К востоку от главного святилища находится Дева Сабха (Deva Sabha, букв. «Божественный павильон»), где хранится храмовая бронза, используемая во время церемоний, и располагается администрация храмового комплекса.
К юго-западу от Чит Сабхи в Нритья Сабхе (Nritya Sabha, XIII, букв. «Танцевальный павильон») хранится коллекция храмовой скульптуры. Павильон стоит на двойном фундаменте, украшенном фигурками не только танцоров и небожителей, но и простых людей, дикшитаров и даже нага-садху. В нише установлен идол Шивы в образе бродячего нищего (Бхикшатанамурти).
В юго-западной части храмового комплекса находится святилище сына Шивы Мукуруни Винаяки (Mukuruni Vinayakar, Ганеши), в котором установлен идол бога высотой 2,4 м. Прихожане верят, что он способен отвечать на их молитвы. Напротив Южных ворот комплекса расположен павильон ваханы (средства передвижения) Шивы – коровы Нанди.
Западная гопура, через которую обычно входят в комплекс, считается самой старой (около 1150 г.). За ней слева находится храмовый пруд Шиваганга (Shivaganga). Считается, что питают его 7 священных источников. От разбитой колонны на краю водоема можно увидеть все четыре гопуры.
В северо-восточном углу стоит самое большое здание комплекса – Раджа Сабха (Raja Sabha, «Царский павильон», XIV–XV), известное также как «зал 1000 колонн». Легенда утверждает, что настоящих колонн – 999, а тысячная – нога Шивы. В действительности колонн – 984. На 10-й день храмовых фестивалей сюда обычно приносят идолы богов Натараджи и Шивакамасундари для проведения церемонии помазания (абхишека).
В святилище супруги Шивы – богини Шивакамасундари (Shivakamasundari, XII) помимо изваяний танцующей богини в северо-западной части храмового комплекса есть алтарь божества, идол которого встречается редко. Это Читрагупта – секретарь бога смерти Ямы. Он ведет учет хороших и плохих дел людей.
Также стоит увидеть храм Анандешвары, украшенный весьма необычными барельефами, отличающимися от традиционной индуистской иконографии.
К северу от святилища Шивакамасундари расположено святилище второго сына Шивы Субрахманьи (Subrahmanya, XIII). Высота его идола, как и идола Ганеши, около 2,4 м. В святилище есть изображения сцен из Сканда-пураны, рассказывающей о деяниях этого бога.
Важность танца в Чидамбараме подчеркивается барельефами с изображениями танцующих фигур внутри восточной и западной гопур. В них представлены панели, демонстрирующие 108 танцевальных поз (карана). Каждая фигурка танцора (высота около 23 см) на панелях в восточной гопуре храма Натараджи установлена в отдельной нише. Фигурки представляют также основные позы танца Бхаратнатьям.
Индия, фото храмов Чидамбарама
Индия, карта расположения города Чидамбарам