«Врата богов» Харидвар: Праздник Кувшинов и нага-баба

«Врата в царство Господа», так с санскрита переводится Харидвар, название самого северного из семи сакральных городов Индии. Будучи одним из старейших в мире городов, Харидвар упоминался в древних индуистских писаниях и эпосах. Город издавна был обителью мудрецов, служил центром развития искусства, науки и культуры. Местных жителей здесь несопоставимо меньше, чем паломников. Здесь долина встречает священную Гангу, спускающуюся с гор; здесь отпечатались следы божественных ног Вишну; здесь индуистские пилигримы стремятся духовно очиститься, прежде чем тронуться в путь к другим священным местам Гималаев, «обители богов» — Кедарнатху и Бадринатху, Ганготри и Ямунотри. Каждые шесть лет здесь проводится Праздник Кувшинов — Кумбха Мела, самый большой индуистский фестиваль мира.

праздник кувшинов

Даже в стране, где массовые мероприятия являются обыденным явлением, размах этого религиозного празднества поражает. В нем принимают десятки миллионов паломников со всей Индии. Второе по размаху религиозное собрание в мире — паломничество в священный для всех мусульман город Мекка в Саудовской Аравии — привлекает около трех миллионов человек ежегодно. Сравнительные цифры красноречиво говорят сами за себя.

лицо кали

Из других необычных религиозных праздников также стоит отметить также проводимый в Индии праздник Урс Аджмер и широко отмечаемый индуистской диаспорой Малайзии праздник Тайпусам.

Праздник Кумбха Мела, история происхождения

богиня кали

Каждые шесть лет миллионы паломников приходят к берегу Матери-Ганги, чтобы, омыв в ее водах тела, очистить души. Главное божество в Харидваре — Ганга — очищает, исцеляет и тело и душу. В это свято верят индуисты. Паломники стекаются на празднование десятками миллионов в переполненных поездах, зафрахтованных самолетах, автобусах, велосипедах, верхом и пешком, чтобы окунуться в священной реке Ганга. В эти дни в Харидваре невозможно снять номера в отелях и гостиницах, хотя девяносто пять процентов прибывших паломников не могут это себе позволить в любом случае. Большинство приезжих устраиваются на улицах, под сенью деревьев или в палаточных лагерях, обустроенных местными властями. На момент проведения праздника Харидвар переполнен садху и браминами (индуистские священники), паломниками и нищими, бизнесменами и политиками, простыми смертными и знаменитостями.

индийский бомж

Основным событием праздника Кумбха Мела, этой культурной достопримечательности Индии, служит ритуальное омовение. Индусы свято верят, что окунание в относительно незагрязненной в Харидваре реке очистит их самих и их предков от грехов. Дату купания определяют группы астрологов, которые указывают на самый благоприятный момент начала массового купания. Говорят, что окунувшись в реке Ганга во время Кумбха Мела, верующий индус достигнет мокши, то есть освобождение от вечного цикла рождений и смерти, страданий материального мира. Вода в эти дни превращается в нектар, очищая все грехи человеческой жизни. Считается, что верующий в эти дни может смыть любые грехи.

на берегу ганги

По преданию, река Ганга текла изначально в небесах по Млечному пути, но легендарный в индуистской мифологии царь Сагары Бхагиратха, желая спасти души своих предков, упросил Вишну спустить Гангу с небес, так как знал — над кем эта река протечет, тому будут прощены все грехи. С тех пор индуисты бросают прах умерших в Священные воды реки. Обряд этот называется Бенарес. На самом деле, в нем заключен глубокий смысл. Ганга не просто священная река, берущая начало на небе. Согласно индийской мифологии, она объединяет своими водами всю землю, сливая души в космическое единство. Символически Ганга — река жизни, совершающая мировой круговорот. Практически и в духовном смысле — это уникальная река, содержащая такое количество серебра, что она в буквальном смысле дезинфицирует тело от всех накопившихся при жизни грехов.

индус с кувшином

В ту же глубокую древность уходят корни празднования Кумбха Мела. Ведические предания связывают Праздник Кувшинов с битвой богов-суров и демонов-асуров за кувшин (кумбха) амриты — напитка, делающего богов бессмертными. Считается, что когда божественная птица Гаруда устремилась в небеса, несколько капель амриты упали на землю в четырёх местах, где ныне и проводится праздник Кумбха Мела — в Нашике, Праяге (Аллахабаде), Уджайне и Харидваре. Первое описание Кумбха Мела оставил китайский паломник, некий Сюаньцзан, еще в VII столетии.

битва богов

Харидвар является первым городом, в котором река Ганга окончательно покидает Гималаи и начинает свое долгое путешествие по северной Индии в Бенгальском заливе. Именно поэтому вода здесь довольно прохладная и относительно чистая. Почтение, с которым индийцы относятся к священной Ганге, не имеет себе равных. Индийцы пьют из нее воду, молятся ей, купаются в ней, используют воду для приготовления пищи, стирают белье, хоронят в ней своих мертвых, используют ее как транспортную артерию, воздают ей пожертвования, сбрасывают в нее отходы промышленных и коммунальных предприятий. Купаясь в священных водах реки, индусы очищаются от грехов и получают освобождение от вечного цикла жизни, смерти и возрождения. Только в один, наиболее благоприятный с точки зрения астрологов день, в реке купаются несколько миллионов верующих, а в течение 12 недель (Кумбха Мела длится три месяца) в воду окунаются десятки миллионов индусов. 

толпа индусов

Достопримечательности Харидвара

Хари Ки Паури гхат

Хари Ки Паури гхат — главнейшая священная купальня в Харидваре. Хар-ки-паури буквально переводится «ноги Бога». Существует поверье, что Вишну пролил здесь небесный нектар, и оставил отпечаток от своей ступни. По преданию, этот гхат построен при императоре Викрамадитье, еще 57 году до н.э . Ежевечерне сотни людей собираются здесь на красочную церемонию Арати. Когда сплетённые из трав и наполненные лепестками цветов сосуды с зажжёнными внутри светильниками под многоголосую молитву опускают в воды Матери-Ганги. Это приношение божеству и благодарность за тот свет, что дарится людям в течение всего дня.

хари ки паури

Здесь также совершается пуджа — незабываемо красивый обряд очищения души и поминовения предков. Обряд выглядит как подношение божеству Ганге различных даров. Некоторые дары обязательны: благовония, цветы,сандаловая паста, пища и огонь. Благовония — элемент воздуха, цветы — элемент пространства, горящий светильник символизирует свет — огонь, пища — воду, сандаловая паста — землю. Осознанно предлагая эти дары, человек соединяет энергию тела и сознания с источником божественного. И таким образом очищается.

пуджа

Храмы Манса Деви и Чанда Деви

Храм Манса Деви — богини, исполняющей желания,- связывает с городом канатная дорога. С высокого холма, где находится храм, открывается городская панорама. В той же стороне расположен известный университет Гурукул Кангри – центр ведических знаний. В нем студентов обучают в традиционном устном стиле. Напротив Манса Дэви через Харидвар — храм Чанда Деви.

храм манса деви

Храм Майядеви

Древнейшим из храмов Харидвара является посвященный Богине-матери храм Майядэви. Согласно индуистской мифологии, Богиня-Мать-Дэви рождает силу всех богов.

майя деви

Шива Мурти

А над городом гордо возвышается величественная статуя бога Шивы, покровителя Харидвара.

статуя шивы

«Аскеты-воины» Харидвара

садху на гвоздях

Садху являются неотъемлемой частью фестиваля Кумбха Мела. Отказавшись от искушений материального мира в пользу аскетичной жизни, садху стремятся достичь «мокши», то есть освобождение от вечного цикла рождения и смерти, постоянно медитируя и размышляя о бессмертии, неизменности, бесконечности, имманентности и трансцендентной реальности.

садху в медитации

Многие садху покинули свои семьи, избавившись от бремени семейных обязанностей. Отсутствие элементарных предметов необходимости является основой их образа жизни. Одни живут общинами в ашрамах, другие в одиночку в пещерах, третьи исповедуют вечное скитание.

праздник садху

Жить на случайные пожертвования часто означает жить в постоянной нищете и голоде. Тем не менее, в современной Индии насчитывается четыре или пять миллионов садху.

старый нищий

Уединенные по своей природе, эти отшельники тысячами приезжают в Харидвар и организовываются в группы, представляющие различные ашкара или секты.

задорные садху

Кумбха Мела служит единственным общественным мероприятием в их отшельническом существовании. Верующие индусы считают их земными посланниками богов за их самопожертвование и отказ от благ материального мира.

развлечения садху

Садху принадлежат ко многим различным сектам или орденам. Вступая в секту, ученик-садху должен пройти ритуал инициации, который рассматривается как символическая смерть — и рождение заново.

белый садху

Он умирает для своей прошлой, суетной жизни, и возрождается для жизни божественной. Видимый символ этого возрождения — бритая голова начинающего, лысая как у младенца.

грустный садху

После инициации любые разговоры или размышления о прежней жизни являются препятствием; они теперь не имеют никакого значения, и возраст отсчитывается с момента нового рождения.

индус трюкач

Теперь всецело важна связь с гуру. Он «рассеиватель тьмы», проводник, пронзающий Покров Иллюзии. Гуру это отец, мать и учитель — и ученик почитает своего гуру как инкарнацию бога; он будет угождать ему любым способом, каким сможет (во всяком случае в идеале).

садху и водка

Большинство из сект довольно умеренны в своих практиках, но некоторые могут быть довольно экстремальными, как, например, «безумные святые» агхори. Агхори одержимы богом и подражают наиболее темным качествам Шивы.

садху в танце

Больше всех выделяются нага садху, которых уважительно зовут «баба» (отец, уважаемый человек), их легко отличить по обнаженному телу и длинным спутанным волосам.

волосатый индус

Их глаза налиты кровью от постоянного употребления наркотиков.

садху и собака

Именно нага садху возглавляют церемонию купания в самый благоприятный, определенный астрологами день.

садху в воде

Нага (обнаженные) садху, или «аскеты-воины» — крупная шиваистская секта, существующая с незапамятных времен. Хотя в целом садху можно охарактеризовать как миролюбивых, Нага были чрезвычайно воинственными, сражаясь с соперничающими сектами, мусульманами, а позднее даже с британцами. Они были превосходными бойцами, потому что не боялись смерти.

садху с дубиной

пьяный садху

Секта Нага подразделяется на акхары, то есть «полки», как в армии. Их воинственное прошлое видно из их демонстрации оружия — палок, копий, мечей и особенно трезубцев — но в наши дни это в основном несет символическую функцию. Нага садху представляют первоначальный, идеальный образ садху, как он был создан тысячи лет назад.

битва нага садху

Индия, карта Харидвара

 

Сохранить

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено