Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче бы не было в мире гвоздей.(Н.С.Тихонов)
Хитобасира (яп. 人柱, «живой столб») — древний японский ритуал человеческого жертвоприношения, при котором жертву заживо замуровывали в одну из опор для будущего строения. Считалось, что такой обряд должен защитить постройку в случае землетрясения, военных тревог и прочих бедствий. В древней Японии считалось, что душа человека, заживо вмурованного в одну из опор здания, также, в числе прочего, отвадит от сооружения злых духов и позволит ему простоять многие века.
Историк Овада Тэцуо в своей книге «Замки [периода] Сэнгоку» выделяет два повода для проведения обряда хитобасира.
- Проблемы со строительством. Что-то не получалось при возведении сооружения и приглашался онмёдзи (колдун), который и проводил ритуал с целью умилостивить духов земли.
- Обряд проводился в самом начале возведения как разновидность моления за успешное завершение постройки.
В некоторых самурайских легендах упоминается о воинах, которые в знак преданности своему господину либо в ответ на какое-то сверхъестественное происшествие совершали обряд сеппуку (харакири), прыгая затем в подготовленное отверстие в структуре здания.
Одно из самых известных преданий о человеческих жертвоприношениях связано с замком Мацуэ (松江市, Matsue-shi), префектура Симанэ, построенным в XVII веке. Согласно местной легенде, стены замка рушились несколько раз во время строительства. Будучи убежденным, что человек-столб поможет исправить ситуацию, архитектор приказал провести древний ритуал. На проходившем в окрестностях Празднике фонарей была выбрана красивая девушка, прекрасно исполнявшая Бон Одори – религиозный танец, символизирующий благодарность предкам. Она была похищена с празднования и, после проведения надлежащих обрядов, замурована в стену. Строительство закончилось успешно.
В вышедшей в 1894 году книге востоковеда и фольклориста Лафкадио Херна «Блики незнакомой Японии» приводится продолжение этой истории. Дух девушки нашел способ отомстить строителям. Стены замка начинали трястись каждый раз во время исполнения танца «Бон Одори» на ежегодном празднике поминовения усопших. Не зная как справиться с устрашающими проявлениями гневного духа, в замке запретили проведение торжеств.
Существует также легенда о необычайно красивом мосте Кинтайкё через реку Нишики. Гордость Японии, о которой гласит пословица: “Фудзи — представляет горы, Начи — водопады, а Кинтайкё — мосты», переправа, по которой в свое время могли пройти лишь самураи, чтобы попасть в замок Ивакуни, была построена далеко не с первого раза. До его окончательного возведения в 1673 году, каждую попытку его постройки смывал вместе с собой паводок. Лишь после человеческой жертвы мосту удалось устоять перед стихией.
Также имеется документально зафиксированный случай хитобасира при строительстве замка Маруока в 16 веке, когда в жертву была принесена слепая крестьянка.
По сути, одним из видов обряда хитобасира было и достаточно частое убийство строителей, уносивших с собой в могилу, а точнее – в стену архитектурные секреты вроде потайных ходов и тайников, оборудованных в замках. Так, по легендам, без человеческих жертвоприношений не обошлось при строительстве следующих сооружений:
Отголоски обряда хитобасира существуют и в наши дни. По крайней мере, в недавнем прошлом. Тоннель Дзёмон был построен в 1914 году как часть железнодорожной ветки Сэкихоку.
При ремонте в 1968 году были найдены человеческие скелеты, запечатанные в стену в вертикальном положении. Считается, что в качестве дешевой рабочей силы при строительстве использовались в основном должники и преступники.
При отсутствии медицинской помощи смертность была очень высока и заболевших вмуровывали в стены еще живыми, чтобы, так сказать, убить двух зайцев — укрепить конструкцию и избавиться от проблемы утилизации тел.
В наши дни тоннель Дзёмон — место паломничества для людей, интересующихся паранормальными явлениями. Говорят, что там можно повстречаться с призраками погибших рабочих.
В 1980 году был поставлен памятник, посвященный погибшим рабочим (фото в начале статьи).