Тсантса, искусство сохранять лицо

Одними из наиболее востребованных коллекционных диковинок конца 19 – начала 20 века были тсантса —  традиционные амулеты индейцев хиваро из Южной Америки, которые изготавливались из человеческих голов. Эти жуткие предметы можно было найти в музеях, аукционных домах и частных коллекциях, выставленные будто для демонстрации варварских обычаев злобных дикарей, сотнями убивающих своих собратьев ради инфернального трофея.

коллекция тсантса

Индейцы хиваро живут на территории Эквадора и Перу. Они — стереотипный пример племени, живущего около Амазонки, то есть охотники из джунглей с духовыми трубками, отравленными стрелами и жутковатыми обычаями. При этом, до недавнего времени хиваро были невероятно воинственными. Возможно, самым воинственным народом в мире. У мужчины было крайне мало шансов умереть своей смертью: 60% погибали в битвах, остальные — на охоте. Фактически до середины двадцатого века, а в отдаленных районах и позже, хиваро жили в условиях постоянного вялотекущего военного конфликта. А их дома были закрыты стенами из расщепленных стволов пальмы уви: так делают, когда ожидают нападения. Это было обусловлено во многом племенными традициями — прежде за каждое убийство отвечали убийством. Кровная месть процветала. Так что любой воин, убивший неприятеля, точно знал, что родственники последнего будут мстить ему.

амулеты из человеческих голов

Однако кровная месть процветала у всех племен, проживающих в этом регионе, хиваро же прославились именно за счет изготовления тсантса — сушеных голов побежденных врагов. Источник такого странного обычая лежит в довольно странных представления хиваро о душе, которую они называют «арутам». Считается, что душа способна летать по своей воле и менять хозяина раз в 4-5 лет. А если она ведет себя как птица, значит, ее можно и даже нужно поймать. Сушеная голова — это и есть буквально клетка для души, которую удалось схватить.

голова тсантса

Тсантса делалась из свежеубитого противника. На отрезанной голове врага с обратной стороны делается длинный надрез, идущий от темени до шеи вниз, после чего кожа аккуратно стягивается с черепа вместе с волосами. Это похоже на то, как обдирают шкуры с животных, чтобы впоследствии выделать их или набить чучело. Самое ответственное и трудное на данном этапе – осторожно снять кожу с лица, так как здесь она крепко соединяется с мышцами, которые воин подрезает хорошо наточенным ножом. После этого череп с остатками мышц выбрасывается как можно дальше – он не представляет никакой ценности, – а индеец приступает к дальнейшей обработке и изготовлению тсантса.

голова с костью

Для этого связанную лианой человеческую кожу на некоторое время опускают в горшок с кипящей водой. Кипяток убивает микробов и бактерий, а сама кожа немного усаживается и сжимается. Затем ее вытаскивают и насаживают на острие воткнутого в землю кола для того, чтобы она остыла. Из лианы капи делается кольцо того же диаметра, что и будущая, готовая тсантса и привязывается к шее. При помощи иголки и нити из волокна пальмы матау, воин зашивает разрез на голове, который он сделал, когда сдирал кожу.

тсантса юноши

Индейцы хиваро начинают уменьшать голову в тот же день, не откладывая. На берегу реки воин находит три округлых камешка и накаляет их в костре. После этого один из камней он засовывает через отверстие в шее внутрь будущей тсантса и катает его внутри так, чтобы тот сжигал приставшие волокна плоти и прижигал кожу изнутри. Затем камень извлекается и снова кладется в костер, а вместо него в голову засовывают следующий. Непосредственное же уменьшение головы воин производит раскаленным песком. Его берут с берега реки, насыпают в разбитый глиняный горшок и греют на огне. А затем высыпают внутрь «головы», наполнив ее чуть более чем на половину. Наполненную песком тсантса постоянно переворачивают для того, чтобы песок, перемещаясь внутри нее, словно наждачная бумага стер приставшие кусочки мяса и сухожилий, а также истончил кожу: ее потом легче уменьшить. Действие это повторяется много раз подряд, прежде чем результат окажется удовлетворительным.

тсантса младенца

Остывший песок высыпается, вновь раскаляется на огне и снова насыпается внутрь головы. В перерывах воин начисто выскребает внутреннюю поверхность тсантса ножом. Пока кожа с головы убитого противника сушится подобным образом, она непрерывно усаживается и вскоре начинает напоминать голову карлика. Все это время воин руками подправляет искаженные черты лица: важно, чтобы тсантса сохраняла облик поверженного врага. Этот процесс может продолжаться несколько дней и даже недель. В конце кожа головы усаживается до одной четвертой своей нормальной величины, делается абсолютно сухой и жесткой на ощупь.

сушеная голова деда

Перед тем, как стать полноценной клеткой для души, сушеная голова подвергалась обряду шнуровывания: веки зашивались веревками, а ноздри и уши затыкались пробками.В губы вставляются три пятисантиметровые палочки из прочной древесины пальмы уви, одна параллельно другой, которые выкрашены в красный цвет краской из семян кустарника ипьяк. Вокруг обвязывается хлопковая полоска, также выкрашенная в красный цвет. После чего вся тсантса, включая лицо, чернится углем. Получалась своеобразная бутылка для магической силы, которую всегда можно носить с собой.

голова негритоса

Естественно, в процессе сушки кожа с головы ужимается. Но длина-то волос остается неизменной! Вот почему шевелюры на тсантса кажутся непропорционально длинными по отношению к размерам головы. Бывает, что их длина достигает одного метра, однако это не означает, что тсантса была сделана из головы женщины: среди хиваро до сих пор многие мужчины носят более длинные волосы, нежели женщины. Впрочем, хоть и не так часто, попадаются и уменьшенные женские головы.

голова с рыжими волосами

Обычно отличительной чертой человека, специализирующегося на изготовлении тсантса, были руки, испещренные уродливыми ожогами от постоянной работы с раскаленными камнями и песком. Одна из причин такой неаккуратности с раскаленным материалом довольно банальна — мастер делал сушеные головы в полубессознательном состоянии. Индейцы хиваро использовали в своих ритуалах довольно мощный психоделик аяухаску, который вызывал видения с фрактальными змееподобными образами. Изготовление тсантса являлось ритуалом, требовавшим погружения в состояние измененной реальности.

группа аборигенов с головами

Как нетрудно догадаться, с приходом европейцев такие обычаи, как массовая резня, похищение женщин и создание сушеных голов, оказались под запретом. Сейчас создание тсантса поставлено на поток в индустрии сувениров. Само собой, используются не настоящие головы. Настоящие сушеные головы остались только в музеях и больше их по оригинальной технологии никто не делает.

Сохранить

Сохранить

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено