Папуа Новая Гвинея – один из немногих оставшихся регионов планеты, где с незапамятных времен сохранились в первозданном виде ритуалы и обычаи, бережно передающиеся аборигенами из поколения в поколение. Некоторые из них весьма своеобразны и могут шокировать постороннего наблюдателя, в то время как местные жители не считают их странными или страшными.
Один из подобных ритуалов практикуют члены племени ангу. Ритуал представляет собой процедуру сохранения тел своих умерших соплеменников посредством копчения. При этом хорошо прокопченные тела усопших не хоронят в земле и не помещают в скальные гробницы, а располагают на специальных площадках на скалах таким образом, чтобы те, исполняя функции своеобразных ангелов-хранителей деревни, могли с высоты наблюдать за жизнью общины и при необходимости участвовать в праздничных мероприятиях.
Похожие статьи:
- Высокая мода римских катакомб;
- Мир тела Гюнтера фон Хагенса;
- Ма-нене: Ожившие предки тораджей;
- Вопящие мумии Гуанахуато;
- Тсантса: Искусство «сохранять лицо»;
- Татуированные мумии Кабаяна;
- Мертвое подземелье Палермо;
- Ритуал «сокушинбутсу»: Дать себе засохнуть;
- Несчастные дети «Божественной Матери»;
- Лохматые скелеты Чаучильи;
- «Склеп мумий» в Брно
В процессе копчения мертвецы приобретают ярко-красный цвет, благодаря чему жители деревни также могут легко разглядеть тела своих дальних родственников, которые висят в специальных конструкциях из веток и лиан в течение многих лет. Сама процедура превращения тел в мумии оттачивалась в течение многих сотен лет. Необходимо было вытопить весь подкожный жир, для чего на трупах делались надрезы в определенных местах. После чего заостренными палками наружу извлекали все внутренние органы, которые затем растирали на коже и волосах мумифицируемого тела в качестве своеобразного «маринада». Затем необходимо было предотвратить доступ воздуха внутрь тела, дабы замедлить процесс разложения. С этой целью плотно затыкались все естественные отверстия – рот, глаза и анус. Далее тела развешивали подобно колбасе над медленным огнем и коптили в течение длительного времени. По завершении процедуры тела бинтовали и обмазывали глиной для предотвращения разрушения тканей, охрой раскрашивали в ярко-красный цвет. Более простые, но, зачастую, более эффективные способы утилизации тел в других странах описаны здесь: Жить и умереть в Варанаси, также на этой страничке: Небесное погребение в Тибете и на этой страничке: Башни молчания зороастрийцев, ну и, наконец, здесь: Церемония МаНене.
Подобная консервация позволяет в настоящее время в тех краях повсеместно наблюдать мумии, возраст которых перевалил за двести лет, но которые при этом очень хорошо выглядят. Эти копченые мертвецы активно участвуют в жизни общины. С ними советуются по важным вопросам, а во время праздничных мероприятий они спускаются вниз и участвуют во всеобщем веселье, наравне с живыми. В семидесятых годах прошлого века данный ритуал был законодательно отменен местными официальными властями, но многие удаленные и труднодоступные деревни племени почитают традиции настолько, что готовы преступить закон.
Издревле представители племени ангу несмотря на свой невысокий рост считались самыми кровожадными среди прочих племен. У них широко практиковался каннибализм в ритуальных целях, так как Ангу были уверены, что вместе со съеденным человеком в них переходит его сила и опыт. Ангу редко умирали от старости – соплеменники просто не позволяли им это сделать. Прежде чем человек начинал дряхлеть, его съедали, чтобы его сила не пропала втуне. При этом члены общины не могли самостоятельно провести ритуал убийства соплеменника, и за определенную плату приглашали человека из другой деревни. Тело старика съедалось полностью за исключением головы. Голову хранили годами в общине в качестве амулета и часто советовались с ней по важным вопросам. Также широко практиковался ритуальный гомосексуализм – в процессе посвящения юношей в мужчины старшие члены племени таким образом передавали им свои знания и опыт.