Храмы пяти стихий: Святой остров Шрирангам | TourPedia.ru

Храмы пяти стихий: Шрирангам, остров водяного лингама «владыки мира»

Шрирангам — святое место паломничества индуизма, остров на реке Кавери в черте города Тиручирапалли в штате Тамил-Наду в Южной Индии. С одной стороны Шрирангам омывается рекой Кавери, а с другой — её рукавом Коллидам. В Шрирангаме расположены две известные достопримечательности Индии и великие святыни индуизма — храм Джамбукешвара (Тируванакойл), и храм Ранганатхасвами.

Храм Джамбукешвара (Тируванакойл)

Храм Джамбукешвара (Тируванакойл) известен благодаря расположенному в главном святилище водяному лингаму (Appu-linga), одному из пяти лингамов, представляющих первоэлементы Вселенной (лингамы, представляющие другие первоэлементы, располагаются также в Шрикалахасти (штат Андхра-Прадеш) – воздушный лингам (Vayu-linga), в Канчипураме – земляной лингам (Prithvi-linga), в Тируваннамалай – лингам огня (Agni-lingam или Tejolingam) и в Чидамбараме – эфирный лингам (Akasha-linga)).

Водяной лингам представляет собой постоянно питаемый бьющим здесь родником водный резервуар, сооруженный вокруг Шивалингама, частично погруженного в воду; считается, что самая внутренняя часть храма была построена самим Шивой.

Согласно местной легенде, супруга Шивы, богиня Акхиландешвари, освятила водяной лингам из воды реки Кавери, чтобы постичь суть вещей. Ежедневно главный жрец храма, переодетый в богиню, совершает (11.00–12.30) специальную церемонию Uchikala puja, повторяющую ритуал, некогда совершенный богиней.

Храм был построен в X веке и представляет собой архитектурную редкость: он состоит из пяти концентрических стен и семи башен-гопурам с понижением к центральной части.

Территория комплекса – 7,5 га. В храме 5 внутренних дворов (пракара) и несколько павильонов-мандап. Самая высокая западная раджагопура (27 м) девятиэтажная. Прежде на месте храма располагался лес деревьев джамбу (Eugenia jambolana, Syzigium cumini). Отсюда второе название храма – Джамбукешвара. Дерево джамбу растет у главного святилища.

Огромная статуя Кали находится здесь, внушая страх и благоговение своими 50 руками. «Брачное дерево» увековечивает союз Шивы и Парвати, а маленький пруд Брахма Тиртхам напоминает о том, как Брахма обрёл силы создания через союз этих двух богов. Храм поражает размерами и длинными галереями.

Храм Ранганатхасвами

Храм Ранганатхасвами — крупнейший действующий индуистский храмовый комплекс в мире. Ранганатхасвами – буквально означает «Владыка арены (мира)». Происхождение святилища Ранганатха связывают с легендой о том, как в этом месте по пути на Ланку остановился брат правителя Раваны – Вибхишана, захвативший во время коронации Рамы в Айодхье идол Ранганатха (Ranga Vimana).

Он должен был совершить ежедневное богослужение. Вибхишана знал, что идола Ранганатха нельзя ставить на землю, так как в этом случае он укоренится, и его нельзя будет поднять. Поэтому он попросил игравшего рядом мальчика подержать идола. Договорились, что, как только мальчик три раза прокричит его имя, Вибхишана вернется. Когда он ушел, мальчик очень быстро прокричал имя Вибхишаны, поставил идола на песок и пустился наутек. Вибхишана догнал мальчика, но дело было сделано, ничего не оставалось, как дать мальчику подзатыльник и уйти ни с чем. Мальчик оказался Ганешей.

Первое вишнуитское святилище на острове появилось при Паллавах (VII). Чольский царь Раджендра (правил 1016–1044) после успешного похода на Ланку начал строительство храмового комплекса Ранганатхи. В строительстве принимали участие привезенные им с Ланки мастера. Работы завершились в 1025 г.

Вайшнавы (вишнуиты) главным божеством считают Бога Вишну и поклоняются ему и его Аватарам (воплощениям) — Кришне и Раме. Вайшнавов можно распознать по специальному знаку на лбу, напоминающему латинскую букву V. Согласно некоторым данным, вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии.

В XII веке в храме Ранганатхасвами работал великий философ и реформатор индуизма Рамануджа, который перестроил центральный храм, учредил новую межкастовую общину и привлек адептов из других храмов.

В 1311 г. армия Малика Кафура разграбила и разрушила храм. Делийский султан Мухаммад Туглак (правил 1325–1351) разместил в нем военный гарнизон. Мусульманские солдаты квартировали здесь почти 60 лет. Местные жители тайно перевезли святыни и драгоценности в Тирупати (Андхра-Прадеш). В дальнейшем в течение пяти веков (до 1987) храм восстанавливали и расширяли.

Расположение храма посреди реки Кавери символически связано с островом, который образовали кольца тысячеглавого змея Адишеши (Adishesha) посреди первобытного Океана Хаоса.

Территория комплекса – 62 га. Комплекс состоит из 7 внутренних дворов-пракара, обозначенных высокими стенами с 21-й гопурой. Раджагопура (72 м) считается самой высокой в Индии. Большинство построек датируется концом XIV в., когда храм был впервые отреставрирован и увеличен после ухода гарнизона делийского султана. Первые три пракары образуют поселение храмовой общины, в которой живут аскеты, жрецы и храмовые музыканты.

У четвертой стены, огораживающей собственно территорию храма, посетители снимают обувь, прежде чем пройти через высокие ворота с гопурой. Вдоль прохода размещаются небольшие алтари учителям-гуру, мудрецам-садху и исполнителям гимнов. В прежнее время эта четвертая пракара образовывала внешние пределы храма и была ближайшим к святилищу местом, куда допускали членов низших каст. В ней находятся несколько старейших зданий комплекса, включая святилище богини Ранганаяки в северо-западном углу. Ей верующие молятся перед тем, как приблизиться к святилищу Вишну.

В восточной стороне пракары расположена богато украшенная резьбой мандапа (всего 953 колонны), построенная в XIII в. К югу от нее находится Шешагирирайя Мандапы (Sheshagiriraya Mandapa), 8 монолитных колонн которой украшают потрясающие конные статуи, созданные наяками из Мадурая.

Также в комплексе находится храм Бога Кришны – Венугопала, где можно увидеть замечательные статуи «гопи» (женщин-пастухов, влюбленных в Кришну).

Справа от ворот, ведущих в четвертый внутренний двор, находится небольшой музей, где хранится коллекция каменной и бронзовой скульптуры и несколько изящных дощечек из слоновой кости. Можно подняться на крышу четвертой стены и взглянуть на храмы и гопуры. Башня-вимана главного святилища позолочена и украшена резными изображениями воплощений-аватар Вишну.

За воротами в третий внутренний двор – последнюю часть храма, открытую для неиндусов, – расположена Гаруда Мандапа (Garuda Mandapam), вся покрытая резьбой в типичном наякском стиле. Изображения дев, придворных жертвователей храма и наяков украшают колонны, окружающие центральное святилище коршуна Гаруды, ваханы (средства передвижения) бога Вишну.

В главном святилище находится идол Вишну в образе Ранганатхи (длина 6,4 м). Он возлежит на змее Адишеша. Рядом Лакшми, а у ног – Вибхишана. Идол Ранганатхи обращен на юг, в сторону Шри-Ланки, как его поставил Винаяка (Ганеша). Доступ в святилище для неиндусов закрыт.

Подобно храму Минакши Амман в Мадурае, гопурамы Ранганатхасвами обильно украшены сценами из жизни богов, уникальными и порой довольно своебразными.

Индия, карта расположения Шрирангама

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено