Пляска смерти — аллегорическое изображение смерти в лицах в западно-европейском искусстве. Пляска смерти изображается или трагически (могущественный царь в борьбе с родом людским, земледелец, поливающий поле жизни кровью), или юмористически (смерть в виде злорадного музыканта, заставляющего всех танцевать под свою дудку). Пляска смерти была сюжетом сценических представлений в средневековой Франции и изображений в живописи, где выступала в роли заменяющего Христа судии, как, например, на порталах Парижского, Амьенского и Реймсского соборов.
Пляска смерти основывалась на идеях о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно угрожаемой кончиною, о мимолетности земных благ и несчастий, о равенстве всех и каждого пред лицом смерти, внезапно сражающей и Папу, и императора, и последнего из простолюдинов, одинаково неумолимо уносящей и старца, и юношу, и новорожденного младенца. Подобные идеи коренились в самой сущности христианского учения, но особенно занимали умы в эпоху средних веков, когда под влиянием тяжелых условий жизни воображению простодушно верующих смерть представлялась суровою карательницей злых и благодетельницей добрых и притесненных, открывающей для них двери в другой, лучший мир.
Сюжет «Пляска Смерти» — обрел свое истинное, зловещее лицо к периоду зрелого Средневековья. И оно не удивительно, чума и прочие болезни косили население Европы из года в год. Образы танцующих скелетов, время от времени появляются на картинах, фресках, гравюрах и даже церковных витражах. Таким нетривиальным способом, напуганная непостоянством и жуткими реалиями человек того времени открещивается от всего этого ужаса, дабы оградить себя, хотя бы ментально, от осознания тщетности бытия.
Многие из храмов и монастырей Европы по сей день сохранили в своих стенах эти уникальные и завораживающие изображения средневековых художников, способные и сегодня внушить чувство религиозного страха зрителям и заставить их задуматься о смысле бытия.
Церковь Св. Марии, Берам, Хорватия
Находящийся в хорватской Истрии крохотный городок Берам расположен на возвышенности и как традиционный средневековый город окружен стеной. Самая большая достопримечательность Берама находится в 1 км от него – это небольшая церковь Святой Марии на каменной плите (Sveta Marija na Skriljinah). Готическое строение XV в. внутри украшено фресками. Их создатель – мастер Винценц из Кастава, украсивший церковь в 1474 г. В 46 картинах рассказана история жизни Богоматери и Христа. На западной стене изображены Адам и Ева, колесо Фортуны и «Пляска Смерти». На северной стороне можно увидеть картины Поклонения трех святых и Побег из Египта.
Церковь Св. Марии (Мариенкирхе), Берлин, Германия
Мариенкирхе, или церковь Святой Марии, является самой древней из всех действующих церквей Берлина. Это одна из наиболее интересных и посещаемых достопримечательностей Германии. Церковь Святой Марии – одна из шести средневековых церквей, располагавшихся в центре города.
Внутренне убранство храма полно разнообразных украшений. Это и делает церковь посещаемой и популярной среди туристов, приезжающих в Берлин. Затейливую церковную кафедру украшает фигура Иоанна Крестителя, которая окружена скульптурами серьезных ангелов. Главный алтарь исполнен в стиле барокко, а купель спроектирована в готическом стиле. Такое смешение стилей и направлений и придает церкви необычный вид.
В башенном зале храма есть старинная фреска, на которой изображена популярная средневековая вариация «Пляска смерти». Сюжет этой фрески рассказывает об опустошительной и всепоглощающей эпидемии чумы, охватившей Берлин в свое время. Но краски на фреске настолько выцвели и поблекли, что рассмотреть там что-либо, не представляется возможным. Поэтому для удобства посетителей руководство церкви разместило по-соседству репродукцию фрески, которая дает пояснения.
Часовня Св. Бернардино, Клузоне, Италия
Часовня особенно известна своими внешними фресками на тему смерти (внутренние своды часовни хранят фрески об истории жизни Иисуса Христа, и они являются менее известными). Состоящая из трех частей композиция фресок — «Триумф смерти», «Танец смерти» и «Грехи и добродетели» — расположена на восточном фасаде часовни. Работа датируется 1485 годом, что можно прочесть слева на фреске Триумфа. Можно сказать, что композиция является уникальным синтезом тем, посвященных танцу смерти, что были проиллюстрированы различными фресками по отдельности.
Триумф смерти является типичной итальянской темой, в то время как Танец имеет франко-германское происхождение. Другие известные фрески на эту же тему находятся на кладбищах Пизы и Палермо. Королева смерти, с короной и в плаще, расположена наподобие Христа на престоле; престол является склепом. Он полон змей, жаб и скорпионов. В ногах Королевы смерти находятся тела в состоянии тлена двух самых важных авторитетов того времени — Папы и Императора.
У склепа расположен ряд персонажей. Некоторые из них выступают с предложением подарков Королеве — это деньги, драгоценные камни и короны. Фреска изображает кого-то смирившимся со смертью, кого-то молящимся, кого-то о чем-либо упрашивающим Королеву, кого-то считающим свои дни, кого-то пребывающим в отчаянии — все это на фоне уже пораженных смертными стрелами слуг смерти тел умерших.
Смерть держит два свитка. На левом — начертана следующая фраза: «Мое имя Смерть и я поражу тех, чья судьба опечатана. Ни один человек не является настолько сильным, чтобы избежать меня». На правом свитке стоит следующая фраза: «я есть Смерть, и я справедлива к каждому. Мне нужны лишь вы, а не ваше богатство. я достойна того, чтобы носить корону, ибо я являюсь госпожой всякого человека».
Часовня Св. Екатерины, Эппинген, Германия
Бывшая часовня святой Екатерины (XV век) за свою историю успела побывать школой и детским садом. Сейчас в ней проводятся банкеты и концерты. А в 1991 году на ее фасаде поселилась Пляска Смерти.
Часовня Кермарья-ан’Искит, Бретань, Франция
Часовня Кермарья-ан’Искит — достопримечательность севера Бретани. Она находится в коммуне Плуа (Plouha) департамента Кот-д’Армор, на берегу Ла-Манша. Ее постройка началась в начале XIII века по инциативе местного сеньора, благополучно вернувшегося из похода в Святую землю и решившего отблагодарить за это Деву Марию.
Часовня известна своими фресками, одна из которых изображает danсe macabre — пляску Смерти. Хоровод, в котором Анку (бретонская персонификация смерти) ведет людей всех сословий, символизирует равенство перед лицом неизбежного.
Часовня Св. Георгия, Бляйбах, Германия
Магнитом не только для любителей истории искусства, но и для туристов является церковь Святого Георгия в Бляйбахе, которая получила широкую известность благодаря уникальной для южной Германии Пляске Смерти, представленной в склепе часовни. Фреска была создана в 1723 году художником Иоганном Винтером.
Уникальные росписи не только полностью сохранились и по сей день, но и содержат оригинальные сопутствующие стихи на отдельных сценах.
Церковь Нигулисте, Таллинн, Эстония
Таллиннскую церковь Нигулисте, названную в честь покровителя всех мореходов — святого Николая, построили немецкие купцы, переселившиеся в Таллинн с острова Готланд. Свой первоначальный облик церковь приобрела в XIII веке и в те давние времена больше походила на крепостное сооружение. Здесь находятся три из четырех сохранившихся в Эстонии наиболее значимых художественных произведений средневековья. Эта церковь, построенная в XIII в., когда-то была центром религиозной жизни Нижнего города. Сегодня она — музей и концертный зал одновременно.
Здесь же, в часовне Св. Антония расположена сохранившаяся часть внушительной картины «Пляска смерти». Она принадлежит кисти известного любекского художника Бернта Нотке. На картине изображена цепочка из людей разных классов общества, от римского папы к младенцу и танцующие рядом с ними фигурки Смерти, призывающие людей к танцу.
Художник изначально создал две одинаковые картины, одна из них была уничтожена в Любеке во времена Второй Мировой войны, в Таллинне удалось сохранить лишь фрагмент этого шедевра. Эта очень впечатляющая живопись 15-го века, стоимость которой оценена в 100 млн. долларов (1,8 млрд. эст. крон).
Церковь в Храстовле, Словения
Самая знаменитая средневековая фреска в Словении, изображающая «Пляску Смерти», находится в церкви села Храстовле за сохранившейся крепостной стеной. Здание церкви было сооружено в стиле позднероманских традиций в начале XV века, или не позднее 1480 года, и представляет собой помещение, состоящее из трех частей с двумя боковыми выступами апсидами и выступающей главной апсидой.
Внутренние помещения церкви округлены и четырьма колоннами разделены на три части. Все стены и своды украшены фресками. Во всей Словении нет ни одной церкви, которая бы имела более богатое и уникальное украшение в виде росписей и фресок. Автором нескольких грубовато сделанных росписей является некто Янез из Кастава, который оставил под рисунками свою подпись.
Все росписи были выполнены приблизительно в 1490 году при участии нескольких помощников. Долгое время фрески были скрыты под слоем штукатурки. И только в 1949 году фрески были снова открыты и тщательно отреставрированы.
На одном из фрагментов фрески изображен танец людей со скелетами перед гробницей. Также здесь изображены люди различных сословий, званий и возрастов – от младенца и нищего до короля и папы римского, которых скелеты ведут по жизни до гроба.
Капелла Св. Михаила, Фрайбург, Германия
В вестибюле капеллы Св. Михаила, расположенной на старом городском кладбище, находится интереснейшая Пляска Смерти, выполненная в уникальной манере. Следует заметить, что в городе ранее было две фрески, посвященные данному сюжету, первая украсила городскую ратушу в 19 веке, но была достаточно быстро закрашена. Вторая же, дошедшая до нас, появилась в 18 веке.
Мост Шпройербрюкке, Люцерн, Швейцария
Деревянный мост Шпройербрюкке, или Мякинный, расположен в Люцерне и соединяет берега реки Ройс. В 13 веке мост доходил только до середины реки – он соединял Мельничную площадь на правом берегу реки Ройс со стоящими посреди реки водяными мельницами. В 1408 году мост был продолжен до левого берега и соединил мельницы с кварталом пекарей. Только с этого моста можно было выбрасывать в воду отходы мельничного производства. Отсюда и его название — Spreuerbrücke, Мякинный. В 1556 году мост был разрушен наводнением, но вскоре восстановлен, а в 1568 году к нему пристроили миниатюрную капеллу.
Сегодня под фронтонами Шпройербрюке в Швейцарии находится 67 треугольных картин. Все они были написаны в XVII столетии одним и тем же автором, Каспаром Мелингером, по одному мотиву, что зовется «Пляска Смерти». Аллегорический средневековый сюжет был создан ради демонстрации бренности людского бытия и неизбежности смерти вне зависимости от богатства и положения в обществе.
Картины дополняет обезнадеживающие слова на ту же тему: «Все, что живет, летит, ползет, плывет, бежит или скрывается, всегда лишь смерти опасается, на всей земле найдется место то едва ли, куда она не поспевает». Эти слова говорят о том, что каждый человек на Земле, будь он принцем или нищим, ученым или музыкантом, красивым или не слишком, вынужден подчиниться правилам смерти, и избежать этого процесса никому еще не удавалось, да и вряд ли когда-нибудь получится.
Западное кладбище, Ингольштадт, Германия
В похоронном доме Западного кладбища, что в немецком Ингольштадте, можно найти любопытную Пляску смерти. Ее автор — Оскар Мартин Аморбах — немецкий художник и член НСДАП. Четыре его картины в свое время приобрел Адольф Гитлер. Свои идеологические предпочтения творец отразил и в кладбищенской фреске 1935 года. Среди привычных врачей, детей и ученых мы можем увидеть штурмовиков и офицеров СС.