Дварака (Дварка) или Дваравати тиртха — один из семи сакральных городов Индии наряду с Айодхьей, Варанаси, Удджайном, Харидваром, Матхурой и Канчипурамом. Согласно эпосу Махабхарата, в Двараке жил и царствовал Кришна, аватара бога Вишну. Расположенный на западном побережье штата Гуджарат город ежегодно привлекает множество паломников, особенно в праздник Джанмаштами — день явления (рождения) Кришны, отмечаемый в августе-сентябре. Любознательные путешественники также уделяют большое внимание этой замечательной достопримечательности Индии.
Полуостров Саураштра – часть Гуджарата, окруженная Аравийским морем, считается одной из самых древних заселенных человеком областей в мире. Подробному описанию Дварки (Дварака, Дваравати, Кушстхали, Сварнапури), столицы государства Ядавов (клана Кришны) посвящена целая 16 глава Махабхараты.
Кроме Махабхараты описания и упоминания о Дварке можно встретить во множестве эпосов, в том числе, Бхагавате и Вишну Пуране. Джарасандха, дядя убитого Кришной Камсы, в отместку нападал на Ядавов, убивая некоторых из них и доставляя многие неприятности Говинде. Кришна принял решение уйти со всем кланом Ядавов на запад и обосноваться там. Море уступило Кришне 12 йоджан земли, на которых был построен стокилометровый город с защитными сооружениями, множеством ворот, дворцов и садов. Своей красотой город прославился во всех трех мирах.
После великой битвы на поле Курукшетра Кришна прожил в этом месте со своим кланом и 16000 женами 36 лет. Правда, после смерти Кришны (его подстрелил охотник Джара, перепутав с оленем, неподалеку от Веравала и Сомнатха), город погрузился обратно в морские пучины, без труда сокрушившие его могущество. Еще раньше Кришны район Дварка считался домом для мудреца и гуру Дроначарьи. В связи с огромным религиозным статусом Дварки в 1981 на острове Бет Дварка начались подводные археологические раскопки, обнаружившие следы высокоразвитой культуры примерно времен Махабхараты.
Доктор Рао, проводивший исследования в 30 километрах от берега, в море, обнаружил сенсационные образцы, прямо указываемые на историческое соответствие мифов с реальностью. Согласно эпосу, здесь в садах затонувшего города проводили свой досуг Кришна и Рукмини. Примерный возраст города, найденного Рао – 12 тыс. лет. На остров Бет Дварка можно сплавать с другими туристами на баркасе из Окхи, города в получасе езды от Дварки. Более поздние раскопки нашли в окрестностях Дварки крупный портовый город хараппской цивилизации, важный экономический и религиозный центр. Особая конструкция порта и стапелей говорит о высоком уровне кораблестроения, особенности которого позднее приняли на вооружение морские нации Средиземноморья, например, финикийцы. Современная Дварка – это как минимум седьмое или восьмое поселение на месте прежних.
После VIII века благодаря Шри Шанкарачарье город становится одним из наиболее святых мест в индуизме, построенных по направлениям света – западный Чар-дхам (четыре священные обители). Другие три — это Рамешварам на юге, Пури на востоке и Бадринатх на севере. Кроме этого, Дварка входит в число семи священных городов, дарующих мокшу – Сапта Пури и 108 вишнуитских святых мест, Дивья Дишам. Главная святыня – огромный (51 м) уникальный храм Дваркадиш (храм первого правителя Дварки, то есть Кришны), стоящий на 60 колоннах и сочетающий в себе следы архитектурных традиций Паллавов, Гупта и Чалукьев, в разное время правивших Дваркой.
Некоторые строения мандира датируются как минимум VI веком нашей эры (Джагат Мандир) – основные же сооружения были построены гораздо позже, в XVI веке. В храм ведут двое врат – одни со стороны центра города (Мокша Двар), другие со стороны гхатов священной реки Гомати (Сварга Двар).
Согласно Махабхарате, первый храм был построен божественным архитектором Вишвакармой по указанию внука Кришны, Ваджранабхи. Идол Шри Дваркадиш представляет собой крупное, высеченное из черного камня изображение Кришны с раковиной, лотосом, сударшана чакрой и булавой.
Оригинальное мурти сохранилось с XVI века. Во времена вторжения мусульман идол была закопан, а уничтожен был его двойник. Флаг на шпиле храма меняют 5 раз в день, но изображение на нем всегда идентично – схематический рисунок с солнцем и луной. Выполнением религиозных обрядов для населения в храме занимается многочисленная каста местных браминов. Некоторые паломники жертвуют немного денег – от несколько сотен до пары тысяч рупий, идущие на обеспечения питания браминов. Взамен, они получают специальную грамоту и почетный желтый шарф, который с гордостью носят во время нахождения в храме.
Кроме основного святилища рядом находится храм Ади Шанкарачарьи (Шрадхапитха) и небольшие мандиры, посвященные Кали, Балараме, Радхе и Рукмини. Вход для иностранцев свободный – в отдельных случаях придется заполнить небольшую бюрократическую форму.
Внутри храма на стенах святилищ и колоннах вырезаны детальные изображения божеств и мифических персонажей – но, к сожалению, фотографировать внутри мандира нельзя. В целом, даже на видавших виды путешественников производят ошеломляющее впечатление геометрические пропорции комплекса и проработанность каменных сценок и сюжетов. Многие из изображений со временем оказались повреждены, сохранились лишь застывшие бессмысленные силуэты.
Самый лучший вид на массивный Шри Дваркадиш открывается с противоположного берега Гомати – зимой глубина реки максимум по колено, поэтому перейти ее несложно.
Если пройти вдаль по побережью, а затем вглубь материка, можно увидеть почти нетронутую природу Гуджарата с солончаковыми озерами, фламинго и оленями.
На городской стороне пляжа побережье укреплено валунами, и построена каменная набережная с лавками и беседками. Рядом со слиянием (сангамом) Гомати и Аравийского моря находится Самудра Нараян, рельефный гуджаратский храм. Дальше по набережной – храм Кали и смашан (кремационная площадка).
В двух километрах от Дваркадиша расположен древний храм Рукмини, божественной супруги Кришны. Она считается воплощением Лакшми — богини счастья и благополучия, часто отождествляемой со Шри — богиней красоты.
Стены храма украшены изящной росписью, изображающей Кришну и Рукмини. Согласно Махабхарате, появление храма связано с древней историей, повествующей о том, как однажды Дурваса Муни, легендарный мудрец, которого всегда было легко прогневать, был приглашён Кришной и Рукмини на трапезу. По правилам Дхармашастры и обычного гостеприимства, хозяин не должны принимать пищу пока не насытится гость, супруга же хозяина вкушает только после мужа.
Но Рукмини хотела пить и стала просить позволения у мужа утолить жажду. Кришна, желая удовлетворить желание своей возлюбленной, поставил свою ногу на землю, откуда полилась вода Ганги. Однако Дурваса узнал об этом и в гневе проклял Рукмини, пожелав ей жить отдельно от Кришны – поэтому храм расположен на расстоянии двух километров от Шри Дваркадиша.
Паломничество в Дваркадиш считается незаконченным, если после основного даршана (поклонения божеству) не посетить Рукмини Мандир. Во времена одной мусульманской атаки на главный храм, основное мурти было заменено на мурти из храма Рукмини и таким образом уцелело.
Один из 12 Джьйотирлингамов, Шри Нагешвар Махадэв, располагается за городом, в 10 километрах. Это современный храм с подземными залами, построенный на эпическом месте. Рядом с мандиром установлена статуя Шивы высотой в 2 -3 десятка метров.
Несколько легенд о появлении лингама в области эпического леса Дарукавана можно найти в Вамана Пуране и Шива Пуране. В частности, в Вамана пуране приводится история Шивы, появившегося в этих краях в воплощении нагого аскета, и своим поведением и обликом нарушавшего покой жен мудрецов, в итоге последовавших за ним. Риши прокляли аскета потерять свою культовую принадлежность – каменный лингам. Когда тот упал на землю, раздался грохот во всех трех мирах. Боги-Дэвы попросили Шиву забрать свой лингам. Смягчившись, Шива выполнил их просьбу, в то же время пообещав верующим, что будет находиться в Нагешваре вечно.
Также можно посетить Сабха Мандапу — открытый колонный зал, расположенный недалеко от входа в храм, предназначенный для публичных религиозных церемоний, ритуальных танцев и музыки.
Индия, карта расположения города Дварка