«Азиатская Венеция» озера Инле: Лес пагод и женщины-жирафы

Окруженное высокими горами, озеро Инле — второе по размерам пресноводное озеро в Мьянме. Длина озера — около 22 километров, ширина — 10 километров. Всего в его окрестностях проживает почти 70 тыс. человек, они располагаются в четырех небольших городах у озера, а также в 17 плавучих деревнях вдоль берегов и на воде. В озере обитают примерно 20 видов улиток и 9 видов рыб, за которыми с удовольствием охотятся здешние народы.

инле

Гладь озера бороздят искусственные плавучие плантации, сделанные из корней гиацинта и водорослей — на них крестьяне устраивают грядки и выращивают помидоры. А в больших заводях озера купаются водные буйволы — огромные, но вполне безобидные. Озеро и прилегающие к нему территории являются одной из главных туристических достопримечательностей Мьянмы, из которых также можно отметить величественный золотой храмовый комплекс Шведагон, удивительный монастырь Таунг Калат на вершине горы Попа, а также самую высокую статую в мире и ее странный музей картин адских страданий в городе Моньва.

Достопримечательности озера Инле и его окрестностей

озеро инле

Местные жители построили здесь свою маленькую азиатскую «Венецию» — плавучие улицы с домами в несколько этажей, магазинами, сувенирными лавками. Все это стоит так же, как и их бамбуковые жилища, на сваях, а путь к домам проделывают на лодках по специальным каналам. Но несмотря на то, что плавучие деревни сами по себе являются удивительной достопримечательностью этого региона Мьянмы (похожие деревни, к слову, также можно видеть и в Африке, это бенинская деревня Ганви и нигерийская Макоко), здесь все вызывает восхищение даже самого взыскательного путешественника — древние храмы и пагоды, люди и их обычаи.

виды озера инле

Плавающие сады озера Инле

Озеро Инле имеет свой неповторимый стиль аквакультуры. Живет на берегу озера народность инта, существующая во многом благодаря своим плавучим садам. Фермеры инта выращивают цветы и овощи, например, помидоры и кабачки, на длинных полосках плавающей земли. Земля формируется путем сбора плодородной болотной массы — спутанного водного гиацинта, сорняков и тростника, которые скапливаются на краю озера; и привязывают они весь свой «садик» к самому дну озера длинными шестами из бамбука.

плавучие сады

В строительстве плавучих огородов принимают участие все члены семьи. Дети обязаны резать и сушить тростник, затем из него женщины плетут специальные длинные грядки, которые называют маты. Мужчины занимаются закреплением шестов ко дну и потом на лодках перетаскивают маты, фиксируют, а сверху укладывают плодородный болотистый ил.

сады инле

После этого в дело снова включаются женщины и высаживают рассаду овощей или цветов. Кстати, в местных лавках можно даже купить готовые грядки, которые предприимчивые торговцы продают по метражу. Когда девушки выходят замуж, ей в приданое дают огород: отцепляют от шеста и везут к дому мужа.

девушка в лодке

Деревня Нампан является отличным примером традиционной деревни озера Инле, с ее деревянными домами, построенными на сваях. В деревне можно найти знаменитый завод по изготовлению ручных сигар «черут» (традиционные местные сигары) и старейшую пагоду на берегу озера, пагоду Алодау Паук, большой каменный инкрустированный золотом храм. Здесь также есть несколько хороших, доступных ресторанов.

храм озера инле

Прямо на севере от деревни находятся эти великолепные плавающие сады, где люди инта выращивают разнообразные овощи и цветы, как для себя, так и для экспорта по всей стране. Этот метод сельского хозяйства является еще одним уникальным аспектом жизни на берегу озера, так как жители деревни использовать природу для развития своих садов на протяжении уже многих поколений.

закат на озере инле

Другое не менее важное занятие жителей озера Инле в Мьянме – рыбная ловля. Рыбы в озере предостаточно и ловить ее очень удобно, особенно если учесть, что озеро неглубокое, а вода в нем прозрачная.

рыбак инта

Инта не ловят рыбу на удочку или в сети, для них это долгий и сложный метод. Они придумали специальную бамбуковую ловушку конусообразной формы. Ловушку устанавливают на дно, и заплывшая внутрь рыба не может из нее выбраться.

сумерки озера инле

Инта перемещаются по озеру Инле на быстроходных лодках (их называют сампанами) или каноэ по специально построенным узким каналам. Удивителен и необычен способ гребли, которым пользуются инта.

рыбная ловля на озере инле

Они не сидят на веслах, как это обычно делают гребцы, перемещаясь в лодке. Вовсе нет, инта стоят на носу своих сампанов, держа весло одной рукой и одной ногой.

лодка рыбака инта

Такой способ гребли позволяет им не только ловко орудовать этим самым веслом, но и управляться со снастями свободной второй рукой.

сетка рыбака инта

пейзажи инле

Деревня Ивама

деревня ивама

Деревня Ивама расположилась на западной стороне озера Инле, штата Шан, Мьянма. Проще всего добраться до деревни на лодке из города Ньяунг Шве, который на северной стороне озера. Почти все дома и здания построены на сваях, вбитых в дно озера. Чаще всего жители перемещаются от дома к дому на каноэ, но также используют и многочисленные бамбуковые аллеи и мосты над каналами, бегающими повсюду. Поэтому в деревне нет главной улицы или площади, но есть целые комплексы пагод и монастырей на застроенных территориях.

строения ивамы

Ивама является частью 5-дневного кочующего рынка озера Инле (рынок появляется в разных местах на озере каждый день). Рынок в Иваме располагается у основания комплекса пагод. Тем не менее, большая часть торговли происходит на воде, торговцы приплывают на небольших лодках, загруженных до верху товаром, и прямо оттуда и ведут свой бизнес с местными жителями и туристами. Этот плавучий рынок пользуется огромным успехом у посетителей озера.

постройки ивамы

Деревня является домом для монастырей и ступ, ткацкого дела, ковки металла, резьбы по дереву и мастерских по изготовлению зонтиков. Здесь также представлено невероятное количество волшебных «плавучих садов», где фермеры выращивают сельскохозяйственные культуры.

ремесла ивамы

С воздуха, площадь настолько переполнена плавающей растительностью, что кажется, что земли больше, чем самого озера. Деревня Ивама находится к югу от Нга Пхе Кьяунга (монастыря Прыгающих кошек) и к северо-востоку от деревни Индейн.

бирманская умелица

Деревня стала центром туризма на озере Инле, и иногда бывает очень многолюдной, поэтому если Вы хотите избежать толпы, отправляйтесь туда ранним утром. В деревне множество отличных ресторанов, подающих, блюда традиционной шанской кухни, а также блюда китайской и бирманской кухни.

хижины ивамы

Деревня Маинг Тхаук

На восточной стороне озере Инле расположилась деревня Маинг Тхаук (Maing Thauk). Эта деревня является местом колониальной эпохи Форта Стидмэна, чьи останки сейчас представляют собой лишь несколько разрушившихся надгробий около детского дома. Половина села находится на озере, а вторая половина на земле, обе части связаны между собой 450-метровым деревянным мостом. Здесь Вы найдете шумный рынок и, далее вверх по склону горы, лесной монастырь Маинг Тхаук.

мостик через озеро инле

В Маинг Тхаук можно добраться либо частично на лодке, либо на велосипеде из Ньяунг Шве. Велосипед можно взять напрокат в Ньяунг Шве и ехать на нем вдоль грунтовой дороги в течение примерно часа, пока не достигните деревни. От главной дороги в центре села Вы можете подняться на холм к мирному лесному монастырю, который откроет перед Вами великолепный вид на окружающую местность и озеро.

белые пагоды инле

Пагода Пхаунг До У

пагода на озере

Пагода в настоящее время известна как пагода Пхаунгдоу. Пагода Пхаунг До У является одним из самых известных святынь в Мьянме. По сути, она является самой священной пагодой во всей южной части штата Шан. Пагода находится на озере Инле, в главной лодочной пристани Ивама. Пхаунг До У является домом для пяти статуй Будды, которые, как утверждается, были переданы в дар королем Алаун Ситху. Пагода была построена как раз с целью сохранения этих статуй. Взимается маленькая входная плата.

королевская баржа

Пожалуй, самое ожидаемое и старое религиозное событие на озеро Инле, фестиваль Пхаунг До У можно рассматривать как достопримечательность в самом смысле этого слова. 18-дневное мероприятие включает в себя торжественное шествие статуй Будды, гонки на лодках и другие мероприятия.

фестиваль озера инле

длинная лодка озера инле

Четыре из пяти статуй Будды в пагоде Пхаунг До У перевозятся на королевской барже, запряженной большими традиционными для озера Инле лодками. Фестиваль обычно проводится в сентябре или октябре, в зависимости от календаря Мьянмы.

плавучий храм инле

Монастырь Нга Пхе Кьяунг («Монастырь прыгающих кошек»)

Монастырь, расположенный на берегу озера Инле, построен из дерева и имеет красивый зал для медитации. Монастырь стал известен благодаря своим прыгающим кошкам; местные монахи научили своих резидентов из семейства кошачьих прыгать через обручи.

монастырь прыгающих кошек

Однако, эта практика в последнее время остановилась, в связи с увеличением случаев артрита у кошек и/или потому что монахи решили, что это было несправедливо по отношению к братьям нашим меньшим. Монахи были всегда достаточно честны и прямо говорили, что это было сделано только для туристов.

кошка в обруче

Нга Пхе Кьяунга является самым большим и старейшим монастырем на озере Инле. Это красивое деревянное произведение искусства было построено на сваях над озером в конце 1850-х годов. Монастырь является домом для коллекции статуй Будд, сделанных в стиле древнего Багана, Шаня, Тибета и Авы.

статуи в монастыре кошек

Деревня Индейн, лес древних пагод

пагоды индейна

К западу от Ивамы находится известная деревня Индейн (Интейн). «Indein» на бирманском языке означает «мелкое озеро». И в подтверждении своему имени деревня Индейн (Интейн) расположилась в мелководной части озера Инле. До деревни можно добраться только на лодке во время сезона дождей и зимой, в летние месяцы уровень воды сильно падает и любые варианты становятся невозможными.

ступы индейна

Индейн является довольно известным местом среди туристов благодаря своей великолепной коллекции старинных разрушенных пагод. На въезде в деревню Вы увидите большую группу ждущих туристов лодок, которые частично разрушают волшебную атмосферу деревни. Тем не менее, разрушенные пагоды на вершине холма окунут вас в древний таинственный мир.

ступы мьянмы

Ньяунг Оак — это первые группы пагод, находящиеся сразу за деревней. Ньяунг Оак на бирманском языке означает «группа деревьев банья».

храмы индейна

Древние пагоды в разваливающимся государстве, но богато украшенные рисунками мифических животных, deva (небесные существа) и chinthe (мифические львы) все еще можно увидеть в некоторых местах.

будда в индейне

будда индейна

Пагода Шве Индейн — восхождение по крытой лестнице от Ньяунг Оак приведет Вас к разрушенным древним пагодам Шве Индейн Пая.

ступы на холме

конусы пагод индейна

Построенные в 17-ом и 18-ом веках, эти древние пагоды находятся в состоянии частичного разрушения, часть из которых реконструирована. С холма, где пагоды расположены, открывается захватывающий дух вид на деревню, озеро Инле и окрестности.

ландшафт озера инле

древние храмы индейна

Пятидневный рынок — пятидневный рынок (кочующий между пятью деревнями на озере Инле) в Индейн является самым крупным и самым оживленным из всех.

рынок в индейне

На рынке Вам могут встретиться люди племен Па-О и Дану в их традиционной одежде, которые прибывают из окрестных холмов в деревню только ради торговли. К северу от деревни есть две более древние разрушенные пагоды.

разрушенная ступа индейна

ступа в селе индейн

Падаунги, племя длинношеих

На озере Инле также можно встретить семейство племени падаунгов, которые содержат свой сувенирный магазин. И этот магазин никогда не пустует, так как женщины-падаунги, или, как их еще называют, женщины-жирафы — сами по себе являются удивительной достопримечательностью этого места.

женщины жираф

Падаунги — народ группы каренов, проживающий в Мьянмe, на северо-западе штата Кайя, на севере штата Карен и на юго-западе штата Шан, а также Таиланде. Падаунги обычно живут в высокогорных деревнях. Дома, в отличие от других бирманских племён, строят не на сваях, а на земле. Выращивают рис. Мужчины практикуют также работу погонщиков и содержателей слонов. Падаунги — анимисты, регулярно приносят жертвы духам, в частности верховному женскому духу племени.

В 1990-е годы по причине затяжного конфликта с военной хунтой Бирмы и политикой принудительного переселения народов в государстве Кайя многие падаунги бежали в соседний Таиланд, где проживают в прилегающих к границе деревнях на полулегальном основании.

падаунги

По причине необычного национального обычая — «вытягивания шеи» женщинам с помощью металлических обручей, районы проживания падаунгов популярны среди туристов.

Женщины-падаунги, начиная примерно с пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец), которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали) увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы и называют их женщинами-жирафами. У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес — четырёх-пяти килограмм. Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости, снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет. В случае полного отказа от ношения колец, шея принимает обычный вид за период от года до трех.

старое фото падаунгов

Наращивать кольца женщины прекращают к моменту выхода замуж, но так же к этому времени шея просто больше не удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых, допускается и после этого, в любом возрасте. Рентгеновские исследования женщин падаунг показали, что фактически за счёт колец шея не вытягивается, а деформируется плечевая зона, плечевой пояс постепенно опускается под тяжестью колец, поскольку он крепится к скелету с помощью всего одного сустава. В результате создаётся видимость длинной шеи, но в самой шее никаких изменений не происходит.

юная жирафиха

Иногда спирали специально делаются излишне высокими, — очень плотно прилегающими к плечам и голове, и держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей, существует опасность сломать шею, т.к. мышцы, её поддерживающие, могут атрофироваться. Но такое наблюдается не часто, чаще всего верхний край колец не достает до подбородка, что дает некоторую свободу перемещения головы.

Причина обычая носить кольца не ясна. По рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение, что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это — традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей. Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.

старая жирафиха

По местной легенде предки падаунгов произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Хотя снятие обручей возможно, движение против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес по привлечению туристов.

мастерица на озере инле

Похожие обычаи имеются также у племени ндебеле в Южной Африке, женщины носят индивидуальные кольца от 12 лет до замужества.

краски озера инле

Мьянма, карта озера Инле

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика