Монастырь Сакья, собрание буддийских рукописей | TourPedia.ru

Святые места Тибета, часть 13: Монастырь Сакья, сокровищница буддийских рукописей

Монастырь Сакья, главный монастырь секты Сакья и крупная религиозная достопримечательность Китая и Тибета, находится на высоте 4300 м. в 148 км. от города Шигадзе и примерно в 180 км. от Эвереста. Он был построен в 1073 г. Кончогом Гьялпо – монахом из влиятельного и древнего рода Кхон, знаменитого тем, что один из его предков был первым из семи тибетцев, принявших посвящение в буддийские монахи. Этих первых монахов называли Семь Мужей Испытания или Семеро избранных.

Монастырь Сакья, история возникновения

Кончог Гьялпо стал первым Сакья Тризином, главным настоятелем монастыря. В отличие от остальных школ тибетского буддизма, главенство которыми передаётся перевоплощающимся учителям, лидер школы получает свой титул по наследству. Вплоть до XIII  в. настоятели монастыря руководили Тибетом под патронажем монгольской династии Юань, правившей тогда в Тибете, школа Сакья была главной школой тибетского буддизма, а город Сакья — административным центром всего Тибета.

Монахи монастыря славились не только ученостью, но и, в первую очередь, своей политической деятельностью и довольно успешными попытками объединить Тибет в единое теократическое государство. Благодаря своим тесным контактам с правителями династии Юань в Китае, настоятелям это практически удалось.

В 1251 году одному из племянников известного ученого и настоятеля монастыря Сакья Пандиты (Кунга Гьялцен) удалось стать сначала Сакья Тризином монастыря, а потом при поддержке монголов – правителем всего Тибета. Однако в 1354 году правительство пало, ввиду коррупции и внутренней борьбы среди монгольских правителей, и власть перешла к другой школе тибетского буддизма Кагьюпа.

После захвата китайцами Тибета в 1959 г., лидер традиции Сакья бежал в Индию, где основал одноимённый монастырь в городе Дерадун. Монастырь сильно пострадал во времена Культурной Революции. На сегодняшний день единственным уцелевшим строением старой части монастыря является зал Лхакан Ченпо (Сибгон Трулпа), построенный в 1268 г.

Монастырь Сакья, архитектура и достопримечательности

Уникальной особенностью региона, где расположен одноименный город, является особая «белая» (kya) земля (sa), отсюда и название города и монастыря – Sakya, «белая земля». Так как настоятели монастыря были тесно связаны с монгольской династией Юань, правившей в Китае, в архитектуре преобладает монгольский средневековый стиль.

Монастырская территория разделена рекой Чжунцюй на две части: Южную и Северную (в 1073 году был возведен именно Северный, более древний монастырь). Главными строениями Северного монастыря являются павильоны Уцзылакан, Сюнъялакан и Гангалакан. Двухэтажный молельный павильон был построен в династию Юань. Большинство остальных строений находится в обветшалом состоянии.

Южный же монастырь, построенный известным ламой-главой секты Сакья 5-го колена Пагбой, хорошо сохранился, так что когда говорят о монастыре Сакья, то имеют по большей части в виду именно его Южный монастырь.

Южный монастырь построен в виде крепости-дзонга и имеет в длину с юга на север 210 метров, в ширину с востока на запад 214 метров, площадь 45 тысяч кв.м., его планировка несколько напоминает планировку дворцовых сооружений внутренних районов Китая, но в то же время имеет свои особенности.

Монастырь окружен двойной стеной и рвом с водой. Внутренняя стена глинобитная, облицованная камнем, высотой 8 м., шириной 3 м., по углам ее имеются сторожевые башни, а на стенах парапеты.

В середине каждого участка стены, обращенного к четырем странам света, имеются сторожевые пристройки. Внешняя стена представляет собой земляной вал. Ров имеет ширину 8 метров. В целом весь ансамбль, лишенный роскоши, но построенный основательно, похож на укрепленный замок, напоминая о неспокойных временах междоусобных войн. Стена окрашена в три цвета: красный, белый и черный. Эти три цвета позднее стали эмблемой секты Сакья, которую называют также «Полосатой».

Молельный павильон имеет глинобитные стены, его длина с севера на юг 83,5 м., ширина с востока на запад 68,8 м., высота 21 м., имеется внутренний двор. Павильон разделен на четыре отдельных павильона. В качестве 40 колонн павильона служат лишь слегка обработанные стволы кипарисов, диаметр самого мощного ствола составляет 1,5 м.

Кроме него имеются еще три мощных ствола-колонны. Каждая из четырех колонн имеет свое название и легенду. В павильоне установлены статуи Будды трех миров, панчжиды Сабаня Гуньга Гьялцана и панчжиды Пагба.

Стены монастыря украшены разнообразными священными символами, используемыми в тибетском буддизме.

В монастыре хранится уникальная библиотека с ценнейшими древними рукописными книгами, богато украшенными иллюстрациями. В 2003 г. археологами здесь было обнаружено еще одно замурованное в стену хранилище древних рукописей. Оно содержало  более 84 000 свитков, в том числе и трактаты по литературе, истории, астрономии, математике и искусству.

Книги писаны золотыми чернилами, украшены иллюстрациями и облачены в металл. Самые ценные рукописи монастыря датируются эпохой хана Хубилая (XIII в.), но большинство канонической литературы относится к юаньскому и минскому периодам, особенно много рукописных материалов, написанных краской, в которую добавляли золотой, серебряный порошок и киноварь. Здесь есть рукописи, свернутые в свитки, сложенные ширмой и заключенные в футляры.

Один громадный канон весит полтонны, это, пожалуй, самый большой канон в мире. Собранные здесь литературные памятники посвящены не только религиозной тематике, но и содержат сведения по истории, медицине, философии, летосчислению, географии, театру и грамматике, есть также песенно-поэтические произведения и повествовательная литература.

В монастыре хранятся подаренные тибетским правителям центральным правительством династии Юань высочайшие грамоты о возведении в титул, печати, головные уборы, одежда и аксессуары; датируемые эпохами начиная с династии Сун статуи святых, культовые атрибуты, фарфор; более 2 тысяч трафаретных досок с текстом канонов; личные вещи фа-ванов и пр. Фрески и иконы танка монастыря Сакья стоят на высоком художественном уровне. Общая площадь фресок составляет 10 тысяч кв.м., особенно хороши фрески, украшающие алтарь, их всего 130. 

Монастырь Сакья замечателен еще тем, что лидирует по количеству канонов, выполненных на пальмовых листьях. Такие каноны считаются культовыми раритетами. Всего имеется 20 такого рода канонов на тибетском, монгольском языках и на санскрите. Писали такие каноны железным пером на листьях пальмиры (произрастающего в Индии пальмового дерева) шириной 5 см. и длиной 20-60 см. Всего насчитывается 3636 страниц-листьев. В условиях высокогорного, сухого и холодного климата эти каноны довольно хорошо сохранились.

Другая достопримечательность монастыря, — комнаты Дхармапал (защищающих божеств) на втором и третьем этажах храма, вызывающие чувство шока. На их стенах и потолках  изображения оторванных человеческих конечностей, разорванных тел, вырванных языков и т.п.

Монастырь Сакья — важный памятник, свидетельствующий о кульминационном периоде тибетской культуры в средние века, выдающийся архитектурный памятник и центр политических и культурных контактов в истории ханьско-тибетских отношений.

Китай, карта расположения монастыря Сакья

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика