В Восточном Тибете в небольшом и труднодоступном уезде Сертар (тиб.: གསེར་རྟ་ gser rta, кит.: 色达 seda) располагается самый большой в мире институт тибетского буддизма Ларунг Гар (тиб.: བླ་རུང་སྒར་ bla rung sgar), который также известен как «Буддийский институт пяти наук» (кит.: 五明佛学院 wu ming fo xue yuan). В настоящее время в этом гигантском городе-муравейнике проходят обучение тибетскому буддизму несколько тысяч монахов.
Добраться до Ларунг Гар непросто, тем более что он находится в особой зоне, для посещения которой потребуется специальное разрешение китайского правительства. Временами оно выдается всем желающим, однако существуют периоды, когда ‘эта необычная культурная достопримечательность Китая полностью закрывается для иностранных глаз. Зависит это лишь от политических планов Китая.
Ларунг Гар, история возникновения
Монастырь возник в 1980 году вследствие репрессий китайских властей, ставших результатом «культурной революции» – политической программы Мао Цзэдуна. Бежавший от гнета и политического преследования, его основатель – тибетский учитель Кхенпо Джигме Пунцог – нашел спокойствие в безлюдной долине в удаленном уезде Сертар на востоке Тибета.
Кхенпо Джигме Пунцог (тиб. འཇིགས་མེད་ཕུན་ཚོགས་འབྱུང་གནས་, вайли: ‘jigs med phun tshogs ‘byung gnas; кит. 晋美彭措) – наставник традиции Ньингма — самой древней школы тибетского буддизма. Он происходил из семьи кочевников, живших в уезде Сертар провинции Кхам в Восточном Тибете. В двухлетнем возрасте был признан перерождением Тертона Согьяла – великого буддийского мистика и наставника XIII-го Далай-ламы.
В 14-летнем возрасте он поступил на обучение в монастырь Нубзор, а уже в 24 года стал его настоятелем. Во время Тибетского Восстания 1959 года китайские власти уничтожали духовенство и монастыри. За последующие 30 лет в стране было разрушено 6 254 монастыря. Далай-лама XIV, равно как и тысячи его сторонников (в основном представители духовных сословий) были вынуждены искать убежище в соседней Индии.
Однако Кхенпо Джигме Пунцог принял решение остаться в Тибете. Между 1960 и 1980 гг он уклоняется от вступления в Народную Освободительную Армию. Чтобы не попасть в руки китайских властей он отправляется простым кочевником в отдалённые места восточного Тибета. Там, вдали от охвативших Тибет волн насилия и разрушений, небольшой группе монахов удавалось тайно продолжать свою практику Дзогчен под руководством Джигме Пунцога. Несмотря на трудности того времени, слава Кхенпо росла в геометрической прогрессии.
В своих видениях Кхенпо удалось обнаружить священное место, на котором, по его убеждению, в далеком прошлом располагался дворец легендарного короля Гесара, и где впоследствии был заложен Ларунг Гар.
Ларунг Гар стремительно разрастался. На заре истории численность монахов в учебном центре не превышала и сотни человек. Однако слухи о затерянном в горах буддийском монастыре быстро распространялись, количество студентов стало расти в геометрической прогрессии и уже через десять лет исчислялось десятками тысяч.
Адепты буддийского учения стекались в монастырь не только со всего Тибета и Китая – получать полное буддийское образование сюда ехали из Тайваня, Гонконга, Сингапура, Малайзии и других уголков Азии. Для редких зарубежных паломников до недавних пор были доступны занятия на английском языке, что делало Ларунг Гар практически единственным монастырем в Тибете, принимающим на обучение иностранцев.
К сожалению, Ларунг Лар не избежал печальной участи Тибета. Массовые гонения монахов и попытки искоренения религии привели к резкому сокращению количества учеников в Ларунг Гар. Особенно сильно их численность уменьшилась в 2001 году. Сейчас их насчитывается всего 4-5 тысяч. Количество построек на территории Ларунг Гар также сокращается, причиной чего выступают пожары и бульдозеры. Ларунг Гар, так же как и вся область Сертар, печально известен в современной истории Тибета и тем, что здесь чаще других тибетских районов происходят ужасающие акты самосожжения. Несколько монахов и крестьян подожгли себя заживо с целью привлечь внимание к проблеме Тибета.
Ларунг Гар: Сегодняшний день буддийского Ватикана
Подобно Ватикану, Ларунг Гар управляется не высокопоставленным ламой или настоятелем, как другие монастыри, а группой монахов, которые получили высокую степень в Тибетском Буддизме – Кхенпо. Здесь нет каких-либо рангов или привелегий у Лам или тулку. Единственный путь получить степень Кхенпо – через обучение и сдачу экзаменов. Тот кто её получает, играет особую роль в жизни монастыря.
Ларунг Гар условно разделен на две части: женскую, где живут и учатся монахини и, соответственно, мужскую. Ориентиром служит проезжая дорога — все, что левее дороги — часть монахинь, все, что правее — монахов. В каждой из частей есть свой колледж. Ларунг Гар — это в первую очередь буддийский институт, а не монастырь.
В тибетских монастырях обычно много разных залов со статуями Будд, висящими на стенах тханками (буддийскими иконами), алтарями с множеством масляных лампад. В то время как в Ларунг Гаре всего два религиозных объекта — два храма со священными изображениями Будд и бодхисаттв, которые располагаются на вершине склона.
На протяжении дня и монахи, и миряне делают коры (ритуальные обходы) вокруг главных храмов. Сами храмы в течение дня закрыты, их открывают для посещения где-то в 5-6 часов вечера. Главными заведениями являются два колледжа — мужской и женский.
Оба колледжа – 3-этажные здания. На нижнем этаже расположены небольшие храмы с бетонными сооружениями. Главный зал и шедра (колледж) занимают второй этаж. Высшему уровню буддистских наук обучаются на верхнем этаже.
Ларунг Гар является крупнейшим институтом тибетского буддизма, в котором по-прежнему можно получить полное буддийское образование, основу которого составляют «пять больших наук» (тиб.: རིག་གནས་ཆེ་བ་ལྔ་ rig gnas cheba lnga):
1. Философия буддизма (тиб.: ནང་དོན་གི་རིག་ nangdon gi rig)
2. Логика (тиб.: ཚད་མ་རིག་ tshadma rig)
3. Искусство и ремесла (тиб.: བཟོ་རིག་ bzo rig)
4. Медицина (тиб.: གསོ་རིག་ gso rig)
5. Грамматика (тиб.: སྒྲ་རིག་ sgra rig)
и «пять малых наук» (тиб.: རིག་གནས་ཆུང་བ་ལྔ་ rig gnas chungba lnga):
1. Синонимы (тиб.: མངོན་བརྗོད་ mngon brjod)
2. Математика и астрология (тиб.: སྐར་བརྗོད་ skar rtsis)
3. Театральное искусство (тиб.: ཟློས་གར་ zlos gar)
4. Поэзия (тиб.: སྙན་ངག་ snyan ngag)
5. Риторика (тиб.: སྡེབ་སྦྱོར་ sdeb sbyor)
К обязательным предметам относятся философия буддизма и логика. Эти предметы изучают абсолютно все монахи вне зависимости от их принадлежности к той или иной традиции. В Ларунг Гаре представлены все традиции тибетского буддизма.
Учащимся доступны две основных программы обучения: короткая длится 6 лет и длинная 12-13 лет. Впрочем, серьезных временных рамок не ставится, и при желании студенты могут продолжать обучение до нужного им уровня.
У Ларунг Гара есть большое преимущество в сравнении с другими монастырями в Тибете — это то, что здесь по-прежнему живут и дают учения несколько тулку (ламы-перерожденцы). Говорят, что в Ларунг Гаре в настоящее время живут более 10 лам-перерожденцев. Почти всех лам можно навестить, а если повезет, то и получить благословения.