Окруженный сельскохозяйственными угодьями, живописный городок Бадами расположен в индийском штате Карнатака, в 502 км к северо-западу от его столицы, Бангалора. Бадами в 543–757 гг. был столицей ранней династии Чалукья, со времен правления которой здесь сохранились пещерные храмы, одни из самых древних в Индии.
На двух песчаниковых холмах сохранились два древних крепостных сооружения (Северный и Южный форты). Южная часть деревни изобилует пещерными святилищами, а на севере стоит несколько храмов, построенных на открытом месте. К востоку от деревни находится пруд Агастьятиртха, вырытый в V в. Небольшой выбор отелей и ресторанов делает Бадами базой для осмотра таких достопримечательностей Индии, как древние храмы династии Чалукья в Махакуте, Айхоле, Паттадакале и в храмовой деревне Банашанкари (5 км на юго-восток).
Бадами, история древней столицы Чалукьев
По легенде холмы Бадами — это олицетворение демона Илвалы и его младшего брата Ватапи. Древнеиндийский эпос гласит, что некогда царем этих мест был демон Илвала, питавший ненависть к брахманам и убивавший их из мести при помощи хитрости. Трюк его был изощрен и неординарен – демон превращал своего младшего брата в козла и подавал его мясо брахманам в качестве угощения.
Убедившись, что все съедено, Илвала возвращал Ватапи к жизни, и когда тот с хохотом появлялся, тела жрецов разрывало изнутри. Так было до тех пор, пока мудрец Агастья сам не перехитрил их, переварив Ватапи раньше, чем Илвала смог произнести заклинание.
Пещерные храмы Бадами и Айхоле, по стилю сходные с храмами в Эллоре, относятся к самым ранним в Индии. Их отличает сочетание северного и южного архитектурных стилей. Все храмы датируются периодом конца VI в.
Первым известным царем Чалукьев был Пулакешин I (правил 535–566), но прославилось царство при Пулакешине II (правил 609–642), который покорил город Канчипурам, столицу могущественного царства Паллавов в Тамилнаду. Он присоединил к своему царству Махараштру на севере, Конканское побережье на западе, всю территорию современной Карнатаки и Андхру. Его империя простиралась от Аравийского моря до Бенгальского залива.
Главным противником Пулакешин II считал Паллавов. Несколько войн между Чалукьями и Паллавами изобиловали драматическими событиями. Сначала Пулакешин II нанес Нарасимхаварману I Паллаве (правил 630–668) тяжелое поражение, захватил столицу Паллавов Канчипурам, но через несколько лет уже Нарасимхаварман I разгромил Пулакешина и в 642 г. взял Бадами. Паллавы контролировали город почти 13 лет. Затем преемники Пулакешина смогли восстановить власть и продолжали править до 753 г., когда переворот привел к власти в Западном Деккане династию Раштракутов. Поход Пулакешина II в Канчипурам и оккупация Паллавов обусловило появление южных элементов в архитектуре храмов Чалукьев.
Архитектура и достопримечательности Бадами
В окрестностях Южного форта расположены самые ранние памятники Бадами – группа пещер VI в., вырезанных в скалах и связанных между собой проходами, ведущими на вершины холмов.
Пещера № 1 – святилище Шивы. Через тройной проход можно попасть в длинный портик, стоящий на фундаменте, украшенном статуями карликов-ганов, свиты Шивы. Снаружи, слева от портика, стоит страж-дварапала. Справа – 15-метровая статуя 16-рукого танцующего Шивы (Натараджа).
Он держит струнный музыкальный инструмент; возможно, это вина или яль – ныне забытый инструмент, на основе которого развилась ранняя индийская классическая музыка.
В переднем зале панно слева изображает Харихару – соединение Шивы (правая половина) и Вишну (левая половина) в сопровождении супруг богов – Парвати и Лакшми, а также их средств передвижения (вахана) – Нанди и Гаруды. Справа находится Ардханаришвара (полумужчина-полуженщина, с атрибутами Шивы и Парвати).
Среди потолочных панелей — изображения Сканды (сына Шивы) на павлине, свернувшегося божественного змея Нага, летящих пар, а также Шивы и Парвати.
Зал с колоннами, разделенный на отдельные части, ведет к маленькому квадратному святилищу в самой глубине; там находится лингам.
Немного выше расположена пещера № 2 – святилище Вишну. К ней можно пройти через дворик с двумя стражами-дварапалами. В портике слева находится панель с изображением вепря Варахи – аватары Вишну, со своей супругой Бхудеви на ладони, а справа – Тривикрамы, Вишну в облике карлика.
На потолочных панелях изображен Вишну, летящий на Гаруде. На центральной плоскости потолка изображен лотос, окруженный шестнадцатью рыбами; среди других украшений – орнамент типа свастики и летящие пары. Следы росписи свидетельствуют о том, какими красочными были пещеры изначально.
Лестница и тропа ведут наверх, мимо естественной пещеры, где находится поврежденная статуя бодхисатвы Падмапани (Padmapani, букв. «Тот, кто держит лотос»). Далее лестница (направо в расщелине скалы) ведет наверх к Южному форту.
Пещера № 3, святилище Вишну, расположена под 30-метровым отвесным утесом. Это самая большая (ширина фасада – 21 м) и самая красивая пещера. Одиннадцать ступеней ведут к фундаменту, на котором высечены фигуры карликов-ганов.
На веранде расположилась большая статуя четырехрукого Вишну, сидящего на змее Адишеше. Пять голов змея нависают над Вишну, а у ног бога расположился Гаруда.
Среди других барельефов – Тривикрама и Нарасимха (Вишну в образе человекольва).
Отделка колонн крайне изысканна: она представляет мужчин и женщин в объятиях друг друга, мотивы лотоса и медальоны с изображениями любовных пар. Это единственная пещера, в которой сохранилась надпись. Датируется она 578 г. и рассказывает о том, что святилище создано по указанию Мангалеши, брата царя Киртивармана I (правил 566–597).
Маленькая пещера № 4, расположенная к востоку от предыдущих пещер, – джайнское святилище VI–VIII вв. Она выходит на деревню и пруд Агастьятиртха. Изображения стоящих и сидящих 24 тиртханкаров, по большей части без «опознавательных» знаков, находятся вдоль стены.
После осмотра пещер можно подняться наверх к форту и пойти на восток, где среди скал находится барельеф Вишну, возлежащего на змее Адишеше, в сопровождении множества богов и старцев. Далее можно обогнуть ущелье и спуститься по восточному склону к храмам Бхутанатха на берегу озера. На пути к храмам есть еще один камень с резным изображением спящего Вишну, а также его 10 аватар.
Крутые ступени ведут к окруженному двойными крепостным стенами форту и группе храмов, построенных на открытом месте. Ворота форта охраняет Нанди – символ и вахана (ездовое животное) Шивы. Расположенный на высоком песчаном холме на северной стороне пруда Агастьятиртха Северный форт (VI в.) некогда был гордостью империи Чалукья, сегодня же здесь можно увидеть в основном руины.
В пределах стен форта сохранилось несколько храмов, посвященных Шиве, мечеть времен правления Типу Султана, зернохранилище, остатки стратегически расположенных сторожевых башен, сокровищницы и других построек. С вершины холма открывается прекрасный вид на город и окрестности.
В археологическом музее Бадами представлена коллекция редкостей и артефактов, которые дадут представление о цивилизации и культуре, существовавшей в этих краях. Хранящиеся здесь изображения богини Ладжа-Гаури (в облике женщины с головой-лотосом) очень известны и представляют культ, который некогда здесь процветал.
Частично разрушенный храм Верхний Шивалайя (Upper Shivalaya, нач. VII) – одна из самых ранних построек Чалукьев в пределах Северного форта, посвященный верховному богу Шиве. Стены храма создают прямоугольник, на южном фасаде которого изображены эпизоды из Рамаяны, такие как пробуждение Кумбхакарны, Рама, сражающийся с лесными врагами, а на западном – рождение и детство Кришны. Сцены из легенд о Кришне украшают фундамент. Различные изображения бога также видны между пилястрами на стенах.
Сохранилось святилище и башня посвященного Ганеше храма Нижний Шивалайя (Lower Shivalaya, VII). Здесь сохранилось святилище и венчающая его башня в южноиндийском стиле (стиль Дравида), внешние стены разрушены.
Храм Чалукьев, построенный в южном стиле, – Малегитти Шивалайя (Malegitti Shivalaya, кон. VII) возвышается над фортом на пике отдельной скалы и посвящен Шиве (VII в.). Из трех храмов Северного форта, храм Малегитти Шивалайя, возможно, самый древний и лучше всех сохранившийся образец южноиндийского стиля в архитектуре ранних Чалукья.
Храм Бхутанатха (Bhutanatha Group, кон. VII и XI вв.) с выходящими к воде ступенями (гхатами), находится на восточной стороне пруда Агастьятиртха. Посвящен верховному богу Шиве (Бхутанатх — одно из имен бога, означает «Владыка всего сущего», «Владыка бхутов»).
Его главное святилище с башней, обращенное к берегу, было построено в конце VII в. во времена Ранних Чалукья, в то время как открытый павильон (мантапам), обращенный к озеру, построен в XI в. во время правления Западных Чалукья из Кальяни.
К югу от храма Бхутанатха на скале находится небольшое святилище, изначально посвященное Вишну.
Храмовый комплекс Малликарджуна (еще одно из имен Шивы, означает «белый, как жасмин»), находится на северо-восточном берегу озера.
Его основные архитектурные элементы — гладкие стены, остроугольные карнизы над павильонами и ступенчатые надстройки над святилищами в форме пирамиды из близко расположенных горизонтальных ярусов, являются характерными для периода Западных Чалукья.
В самом Бадами расположены храмы Джамбулинга (Jambulinga Mandir, 699), три святилища которого первоначально были посвящены Шиве, Вишну и Брахме.
Святилище богини Елламма (Yellamma Mandir, XI) находится на западном берегу пруда Агастьятиртха. Посвящен богине Парвати, супруге Шивы, одному из ее воплощений. Открытый мантапам и многоярусная надстройка в форме пирамиды говорят о том, что храм является еще одним образцом архитектуры Западных Чалукья из Кальяни (XI в.).
В 5 км к юго-востоку от Бадами в деревне Банашанкари (Banashankari) расположен действующий храм Парвати, супруги Шивы. Самые старые части святилища относятся, предположительно, к VI в. Храм был существенно расширен и перестроен маратхами в XVIII в. Ежегодный праздник колесниц в январе-феврале привлекает толпы верующих.
Индия, карта расположения Бадами