Древний Паттадакал, университет храмовой архитектуры Индии

Паттадакал – древний город на юго-западе Индии, расположенный в штате Карнатака и стоящий на живописном берегу реки Малапрабха. В эпоху раннего Средневековья он являлся последней столицей правителей династии Чалукья (540–757) и ныне известен уникальной достопримечательностью Индии — великолепным ансамблем храмов VIII столетия, по красоте и экспрессии стоящий в одном ряду с такими признанными шедеврами древней архитектуры Индии, как великие храмы Чола, храмы Кхаджурахо, храмы Махабалипурама и храмы Хампи.

Памятники Паттадакала представляют собой кульминацию раннесредневековой индийской храмовой архитектуры. Храмовый ансамбль Паттадакала был в 1987 году внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хотя официальной резиденцией Чалукьев был город Бадами (а в самые первые годы – город Айхоле), Паттадакал служил второй, неофициальной столицей, где проводились важные государственные церемонии – такие, например, как коронация. Архитектурный стиль эпохи Чалукьев родился в Айхоле около 450 г. н. э.

Индийские зодчие той эпохи использовали различные приемы и экспериментировали с различными стилями и в итоге создали свой собственный стиль, получивший свое развитие в памятниках Бадами и достигший вершины в в великолепных храмах Паттадакала.

Сегодня Айхоле принято считать архитектурной школой, Бадами – колледжем, а Паттадакал – настоящим университетом архитектуры. Здесь строительное искусство эпохи Чалукьев достигло своей заключительной фазы.

Самая интересная особенность Паттадакала заключается в том, что некоторые из храмов были построены в южноиндийском (дравидском) стиле, в то время как другие – в североиндийском (нагара).

Из девяти храмов, расположенных в историческом центре города, четыре сооружены в стиле нагара, еще четыре – в дравидском, а девятый храм, Папанатха, – в смешанном. Почти все храмы богато украшены рельефами и скульптурами на темы индийской религиозной мифологии, в первую очередь шиваитской.

Самый старый из всех – храм Сангамешвара, построенный царем Виджайядитья в 697–733 гг. Этот храм, посвященный Шиве, хотя и не самый большой в Паттадакале, является ярким примером высоких архитектурных стандартов, на которые ориентировались зодчие эпохи Чалукьев.

Храм построен в южноиндийском стиле и состоит из святилища, внутреннего прохода и центрального зала. На внешних стенах храма сохранились интересные скульптурные изображения бога Шивы и различных мифологических животных.

Храмы Вирупакша и Малликарджуна возведены около 740–745 гг. по приказу царя Викрамадитьи II в память о победе Чалукьев над соседним государством Паллавов. Предполагается, что храмы строились на средства Локамахадеви и Трилокьямахадеви – двух жен царя, причем каждая из них отвечала за «свой» храм. Оба храма сооружены в южноиндийском стиле.

Обширный храм Вирупакша построен под несомненным влиянием храма Кайласанатха в Канчипураме и позже сам послужил моделью для храма Кайласа в Эллоре, построенного в 757–783 гг. Как и большинство других святилиш Паттадакала, он посвящен Шиве и украшен многочисленными скульптурами и скульптурными композициями на темы эпических сцен из «Рамаяны» и «Махабхараты». Среди них выделяется замечательная статуя быка Нанди.

Храм Малликарджуна представляет собой уменьшенную версию храма Вирупакша и имеет почти аналогичный план. Он был построен в 745 г. также в южноиндийском стиле.

Храмы Кадасиддешвара и Джамбулинга относятся к VII столетию. Они сооружены в южноиндийском стиле. Джамбулинга – относительно маленький храм по сравнению с другими храмами Паттадакала.

Его башня-шикхара подобна тем, которые позже увенчали великие храмы Ориссы — храм Солнца в Конараке, храм Джаганнатха в Пури и храм Лингараджа в Бхубанешваре. Подковообразную арку над входом в святилище украшает изображение танцующего Шивы. В храме Кадасиддешвара также можно увидеть скульптуру Шивы с трезубцем в руках.

Еще один храм, Кашивишванатх, стал последней постройкой эпохи Чалукьев. Он сооружен уже в VIII столетии в североиндийском стиле. Храм Калганатха был возведен столетие спустя и известен своей статуей бога Шивы, убивающего демона Андакашуру.

Этот во многом уникальный храм остался недостроенным, но его облик ясно свидетельствует о североиндийских архитектурных традициях. Стиль нагара воплотился в нем наиболее ярко.

Последнее дополнение к комплексу храмов Паттадакала было сделано во время правления Кришны II, царя из династии Раштракутов (IX в.). В эти годы в Паттадакале был сооружен джайнский храм, известный под названием Джайн Нараяна.

Расположенный на дороге, ведущей из Паттадакала в Бадами, он сооружен в дравидском стиле эпохи Раштракутов и украшен очень красивыми скульптурами, относящимися, вероятно, также к IX столетию.

Ежегодно в январе или феврале в Паттадакале устраивается фестиваль народного танца «Чалукья Утсава». Этот красочный музыкальный праздник привлекает множество поклонников традиционного индийского искусства и разворачивается на фоне величественных храмов, хранящих память прошлых эпох.

Индия, карта расположения Паттадакала

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика