Возможно, из всех городов Средней Азии Бухару отличает наиболее романтическое прошлое. Она была основана в 500 г. до н.э., завоевана Александром Македонским, разрушена Чингисханом, перестроена Тимуром. Бухарой восхищался Марко Поло, постепенно город превратился в интеллектуально-культурный центр Шелкового пути. «Бухара-и-Шариф» («Благородная Бухара») – с почтением произносили на всем Востоке в знак особого уважения к городу талантливых мастеров, зодчих и великих ученых древности.
Бухара, история города
Археологические исследования показывают, что уже в античные времена на территории нынешней Бухары существовало крупное поселение. Памятники тех далеких времен раскопать очень трудно, так как Бухара (в отличие от многих других среднеазиатских городов) всегда оставалась на одном месте, и новые постройки в ней наслаивались на остатки прежних сооружений. И хотя нет данных о первоначальной территории города, плане, фортификации и даже его названии, ученые не сомневаются, что поселение это было городским.
Как феодальный город Бухара начала складываться в VI веке, когда тюркский предводитель Шири-Кишвар, подавив восстание бедноты, сделал город cвоей столицей. Город, называвшийся тогда Нумиджгат, возник в низовьях Зеравшана – там, где река, уже отдавшая свои воды полям и садам, терялась в камышовых зарослях. Коренное население Бухары было тогда иракского происхождения: оно исповедовало зороастризм, о чем говорит построенное здесь святилище огня.
В VII веке правитель Бидун восстанавливает цитадель и сооружает в ней замок, «по плану подобный созвездию Большой Медведицы». С тех пор крепость Арк и стала ядром феодальной Бухары: в ней расположились дворцы, правительственная канцелярия, храм, казначейство и тюрьма. Вокруг цитадели и начинает слагаться собственно город – шахристан, обведенный четырехугольником крепостных стен. С западной стороны простиралась площадь Регистан, за которой тянулись поместья феодалов, где среди зелени садов высились укрепленные замки. Вне шахристана стал формироваться торгово-ремесленный пригород (рабад), который в 850 году тоже был обнесен стенами.
Но эти стены не спасли город от нашествия армии правителя Арабского халифата. Защитники Бухары наносили сильные удары по арабским войскам, но путем обмана и вероломства тем удалось захватить город. Когда военачальник Кутейба взял Бухару, он потребовал, чтобы половина домов в городе была передана арабам, а жители близлежащих окрестностей должны были поставлять им дрова, съестные припасы и клевер для конницы.
Целое столетие в истории Бухары связано с арабским завоеванием, что, конечно же, отразилось на жизни города. Однако военные действия в течение столь длительного времени и неоднократные народные выступления не нанесли Бухаре серьезного ущерба: город ни разу не был взят штурмом и разграблен. В трудных случаях бухарцы предпочитали заключать пусть самый тяжелый мир, нежели держать изнурительную оборону.
После арабов в Бухару пришел Чингисхан, который отдал город на разграбление. Нашествие монголов превратило эти цветущие оазисы в груды развалин: от пожара сгорела большая часть города, уцелели только соборная мечеть и некоторые дворцы, построенные из кирпича. Однако ни войны, ни раздоры местных феодалов не могли остановить развитие Бухары, которая росла сказочно быстро. Строительство здесь не прекращалось даже и тогда, когда Бухара, вошедшая в состав империи Тамерлана, потеряла свое политическое значение и отошла на задний план, так как великий завоеватель сделал своей столицей Самарканд. После распада империи Тамерлана и последовавшего за этим завоевания страны узбеками Бухара мало-помалу вновь начала приобретать значение столичного города.
В XVI–XVII веках Бухара вновь достигла своего былого расцвета, что сказалось и на ее архитектурном облике. Город был коренным образом перестроен, изменилась его планировка, появились ансамбли, которые и определили лицо города, сохранившееся до наших дней. Однако внутри стен старой Бухары всегда была страшная теснота, еще в Х веке из-за антисанитарии, нечистот и зловония город называли «отхожим местом страны». Положение усугублялось еще и тем, что многочисленные кладбища, ранее находившиеся за городскими воротами, после возведения в XVI веке новых стен оказались в черте города.
Скученность жилищ в Бухаре достигала невероятных масштабов, и зодчим приходилось проявлять чудеса небывалой изобретательности, сооружая 2—3-этажные каркасные жилища. Например, в старой еврейской махалля жилые дома в несколько этажей представляли собой прижатые друг к другу и сильно вытянутые вверх строения с внутренним двором-колодцем, в который выходили окна: на дне таких колодцев всегда было темно, грязно и душно.
Бухара была разбита на большое число гузаров (кварталов), которые представляли собой исторически сложившуюся административно-бытовую систему города. Жители издавна селились в Бухаре слободами, что нашло свое отражение и в названиях многих гузаров: в Пухтабофон жили лучшие ткачи, Ахтачи – оскопители баранов, коз и телят, Зубда – продавцы пахучих трав, Лойхуракон – едоки глины, Гарибия – безродные и т. д.
Средневековье царило в Бухаре еще и в середине XIX века, и мало кто мог заглянуть в этот скрытый мир. За несколько веков до этого только нескольким русским посольствам удалось побывать в Бухаре, а некоторым путешественникам их любопытство стоило жизни. В 1823—1824-е годы здесь побывали англичане Муркрафт и Дэври, но на обратном пути они по приказу эмира были отравлены, а дневники их бесследно исчезли.
В 1837 году в Бухаре встретились русский прапорщик Виткевич и британский лейтенант Бёрнс. О том, что им удалось узнать, они тоже не успели рассказать миру: англичанин вскоре был убит, а Виткевича в тот день, когда он должен был докладывать царю Николаю I о своем путешествии, нашли мертвым в номере петербургской гостиницы.
Бухара, достопримечательности и архитектура
Мавзолей Саманидов
Самым ранним из сохранившихся в Бухаре исторических памятников является мавзолей Саманидов. Народные предания связывают возведение мавзолея с именем Исмаила Самани – самого выдающегося представителя этой династии, правившего в 892—907-е годы. Однако научные исследования приводят к выводу, что перед нами фамильная усыпальница многих представителей этой династии.
Архитектурная композиция здания очень проста: это куб, увенчанный полушаром. Здание имеет очень толстые стены (до 1,8 м), благодаря чему мавзолей и сохранился. Все фасады усыпальницы равнозначны: в середине каждой стены – большая стрельчатая арка, включенная в орнаментальную прямоугольную раму, составленную из кирпичных кружков. По верху мавзолея, опоясывая все его стороны, идет аркада из больших стрельчатых окон – по 10 с каждой стороны.
Минарет и мечеть Калян
Почти девять столетий возвышается над древней Бухарой минарет Калян – «Великий минарет», который виден еще издалека, с какой бы стороны вы ни приближались к городу. Он был воздвигнут караханидом Арслан-ханом после того, как старый минарет, находившийся у стен цитадели, срыли, а соборную мечеть передвинули в сторону города.
Минарету Калян была придана оригинальная форма, послужившая впоследствии предметом неоднократных подражаний: он строг, величав и уравновешен в своих монументальных формах, а его пропорции и членения выдержаны с большим вкусом. Минарет представляет собой массивную, слабо суживающуюся кверху колонну, сложенную из квадратного жженого кирпича на алебастровом растворе.
Минарет увенчан сталактитовым карнизом, на котором возведен павильон-фонарь с 16 стрельчатыми окнами. Все это завершается вторым, уже сильно выступающим, сталактитовым карнизом.
Мостиком-переходом минарет соединяется с мечетью Калян, из которой можно попасть внутрь башни и по узкой, крутой лестнице, насчитывающей 105 ступеней, подняться наверх – в ротонду: здесь пред вами откроется прекрасный вид для полного обозрения Бухары.
Пять раз в день через 16 арочных просветов неслись отсюда голоса муэдзинов, призывая правоверных на молитву. Однако «Великий минарет» служил и другим целям: в неспокойную пору дозорные день и ночь следили с вершины Каляна за окрестностями, чтобы не пропустить приближение врага. Позднее, в XVIII–XIX веках, минарет был местом публичной казни: с его 46-метровой высоты сбрасывали на мостовую осужденных, поэтому он и заслужил еще одно название – «Башня смерти».
Сама мечеть Калян пережила несколько этапов постройки, но дошедшее до нас здание восходит к 1514 году, когда в Средней Азии правили первые Шейбаниды. Ее называют еще «Джума мечеть» («Пятничная мечеть»), и она является одной из самых грандиозных мечетей Средней Азии. Масштабами своими она почти не уступает соборной мечети в Герате, которая в XV веке перестраивалась по указанию великого узбекского поэта и мецената Алишера Навои.
Мечеть Калян занимает большую площадь (180×130 м) и имеет традиционный двор, окруженный галереями. Вокруг двора располагаются купольные галереи, где 288 куполов покоятся на мощных столбах, а внутри галерей царят полумрак и прохлада. Во время празднеств в бухарской мечети могли одновременно разместиться до 10 000 человек.
Медресе Улугбека
Медресе Улугбека в Бухаре является одним из самых старых сооружений города, строительство было завершено в 1417 году. В медресе Улугбека подготавливали ученых, поэтов, каллиграфов. Здание несколько раз перестраивалось: в 1549, 1586 и в XIX веке. В 1994 году были проведены восстановительные работы.
Внутри медресе находится небольшой котёл из известняка. Когда в котел поступала вода, она нагревалась и становилась теплой. Люди считали это чудом, истинный секрет знали несколько служителей медресе. Сделано это было с целью укрепления ислама среди населения.
Мечеть Магоки Аттари
Мечеть Магоки Аттари является самой старой мечетью Бухары, построена она была в XII-XVI вв. Расположена в центре города, недалеко от рынка, рядом с историческим комплексом Ляби Хауз.
До завоевания Бухары арабами здесь находился зороастрийский храм. Мечеть очень отличается от других подобных религиозных зданий средневековья. Она имеет асимметричный вид и украшена орнаментом унаследованный от зороастрийской культуры.
Медресе Абдул Азиз
Медресе Абдул Азиз было построено в 1652 году и занимает особое место в архитектуре Бухары. Оно находится напротив медресе Улугбека, что делает их единым архитектурным ансамблем. Медресе роскошно украшено изображениями китайского дракона и птицы.
Период XVI-XVIII веков можно отнести к рассвету эпохи искусства Центральной Азии. В это время Бухара приобрела статус столицы Бухарского ханства, что привело к процветанию торговли и ремесел. В оформлении мечетей и медресе широко использовалась художественная резьба по дереву. Медресе Абдул Азиз тому пример, своим роскошным орнаментом оно напоминает нам о былом рассвете Бухарского ханства.
Медресе Чор-Минор
Медресе Чор-Минор был возведен в XVII веке. Мечеть имеет двухэтажный портал – часть, оставшаяся от нетронутой конструкции. Несмотря на необычный внешний вид, мечеть имеет довольно простой интерьер. На втором этаже медресе была библиотека с множеством ценных рукописей.
Внутренние стены и купол были украшены религиозными надписями на арабском языке. Остатки надписей можно увидеть и сегодня. За небольшую плату можно подняться на смотровую площадку на крышу.
Медресе Мири-Араб
Медресе Мири-Араб – прекрасная достопримечательность, которая очарует вас своей атмосферой и орнаментом.
Медресе было построено в 1536 году в честь суфийского Абдуллы Мир-Араб, духовного наставника бухарского эмира Убайдуллаха Хана. Это здание является не только университетом, но и мавзолеем, здесь похоронен Убайдуллах Хан. Строгий, величественный медресе с двумя большими куполами представляет прекрасный ансамбль вместе с мечетью и минаретом на площади. На закате медресе переливается золотыми красками. Это действующее медресе и, к сожалению, доступ на территорию закрыт для туристов.
Мечеть Боло Хауз
Мечеть Боло Хауз была построена в 1712 году по приказу жены бухарского правителя Абу Фаюда Хана (1711-1747) в честь его матери.
Декор здания – работа узбекского национального декоративного искусства. Две центральные колонны, указывающие на вход в мечеть, соединены изящной двойной дугой сверху. Колонны из дерева айвы в виде сталактитов, служат для поддержки деревянного потолка.
Медресе Надир Диванбеги
Медресе Надир Диванбеги было построено в XVII веке, первоначальное её предназначение было под караван сарай (рынок), но позже её переделали в мечеть.
Согласно легенде Надир Диванбеги планировал открыть караван-сарай и на этом заработать, так как в то время на площади велась оживленная торговля, но потом, он изменил свои планы и отдал здание верующим, превратив его в медресе.
Арочный вход украшен солнечными птицами Семурга, символизирующими счастье. Из-за того, что в стране жаркий климат в основном декоре зданий преобладают два прохладных цвета – голубой и зеленый. Портал украшен надписью: «Аллах велик, Мухаммад – его пророк». В XIX веке жители Бухары считали, что Надир Диванбеги служил для Екатерины II, а медресе было построено за счет средств Императорского двора.
Крепость Арк
Крепость Арк, она же дворец эмира на площади Регистан – это небольшая, но высокая и неприступная крепость с одними воротами. В средние века вход в него шел по пандусу, круто поднимающемуся вверх через башенные ворота и крытый проезд. В одной из стен дворца на недосягаемой высоте виднеется окошечко, в которое эмир показывался народу. Под ним располагался бухарский арсенал – небольшой навес, из-под которого выглядывали пушки.
Рядом с входными воротами висела огромная плеть (камчин) – символ эмирской власти. В верхнем ярусе ворот Арка были установлены вывезенные из Коканда трофейные часы-куранты, которые звонили каждый час. Во время религиозных праздников, отъезда и приезда эмира, а также во время выдачи войскам денег в цитадели играл оркестр.
Внутри цитадели, под самым пандусом, находились помещения страшной «канахоны» – камеры для заключенных. Персидские клопы (кана), которые обитали в этих печально известных камерах, впивались в тела узников, доставляя им жестокие мучения. Под террасой, располагавшейся справа от входа, умерщвляли женщин, обвиненных в прелюбодеянии или в занятиях «самой древней профессией». Несчастных привязывали к доске, которую потом сталкивали вниз: жертвы почти всегда умирали, не достигнув земли. Площадь перед входом в эмирский дворец не раз обагрялась кровью, когда здесь совершались тоже печально знаменитые бухарские казни – вспарывание горла ножом.
Недалеко от эмирского дворца красуются башня и высокий столб – все, что осталось от древнего дворца Тамерлана, так называемого «Белого замка». Предания рассказывают, что с этого столба когда-то бросились вниз 40 придворных, чтобы подхватить бумагу, которую ветер выхватил из рук их повелителя.
Город мертвых Чор-Бакр
В пяти километрах к западу от Бухары, там, где поля разделены рядами тутовых деревьев, спряталась одна из необычных достопримечательностей – некрополь Чор-Бакр, который еще называют Городом мертвых.
Первые захоронения появились здесь еще тысячу лет назад, когда неподалеку существовало небольшое поселение дервишей. Но великолепный архитектурный ансамбль, который ныне посещают тысячи паломников и туристов, был построен в XVI веке.
В 1560 году правитель династии Шейбанидов Абдуллахан II решил увековечить память о знатном роде, приказав построить здесь мечеть, медресе и ханаку. Это был дар его учителю, джуйбарскому шейху Ходже Мухаммад Исламу, который умер в 1563 году. Тогда же было закончено строительство комплекса.
В 1593 году умер Ходжа Бакр Саъд, сын Мухаммад Ислама, который был похоронен рядом с отцом. А впоследствии здесь были погребены другие представители этого рода – Абу Бакр Фазл и Тожиддин Хасан. Эти четыре человека, которые носили титул «бакр», покоятся в одной хазире (гробнице). Слово «бакр» переводится как «брат», а название комплекса Чор-Бакр – как «Четыре брата».
В начале XX века к комплексу зданий добавился небольшой минарет, который напоминает знаменитый бухарский «Калян», и, таким образом, на территории Чор-Бакра разместилось 30 архитектурных сооружений. Помимо этого, к северу от некрополя раскинулся большой сад, разбитый еще в XVI веке. Здесь растут тополя, чинары, ивы и различные плодовые деревья.
Некрополь Чор-Бакр является своеобразным «городом мертвых» — в нем есть улицы, дворики, ворота, но вместо домов везде надгробия. В центре некрополя находятся три основных здания – мечеть, ханака и медресе – основная цель современных туристов и паломников.
В настоящее время громкая слава Бухары, древнего города, включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, привлекает тысячи туристов со всех концов земного шара. Около 140 исторических памятников далекого прошлого сохранилось в Бухаре, и почти о каждом из них сложены легенды и предания.
Узбекистан, карта расположения Бухары