Толедо, раскинувшийся в самом сердце Пиренейского полуострова, является столицей одноименной провинции и автономного сообщества Кастилия – Ла-Манча. Город, называемый в далеком прошлом «Короной Испании«, находится к юго-западу от Мадрида и построен на реке Тахо. Толедо является уникальным памятником архитектуры и культуры быта Средних веков. Дело в том, что все постройки в городе сохранились с времен Испанской империи и практически не претерпели изменений.
Толедо, древняя столица Испании
История города теряется в глубокой древности. Древнеримский историк Тит Ливий писал о том, что в 193 году до н. э. римские легионы консула Маркуса Фульвиуса Нобилиуса взяли после упорного сопротивления небольшой иберийский городок Толетум. Эпоха римского владычества закончилась нашествием варваров, и Толедо с 534 года стал столицей королевства вестготов. Это королевство пало в результате нашествия арабов — «мавров», когда в битве при Херес де ла Фронтера, состоявшейся 19 июня 711 года, войско вестготов во главе с королем Родриго потерпело сокрушительное поражение.
Остатки вестготов и других народов, населявших Пиренейский полуостров, укрылись в горах севера и северо-запада страны. Отсюда началась многовековая Реконкиста — процесс отвоевывания у мавров захваченных ими земель. В этой борьбе сформировалась и окрепла испанская нация.
В 1085 г., после продолжительной осады, Толедо был взят войсками короля Альфонсо VI, кастильское знамя гордо поднялось над Алькасаром – дворцом мавританских властителей. Три года спустя король сделал Толедо своей официальной резиденцией. Толедо оставался столицей Испании до середины XVI в., в итоге уступив первенство Мадриду.
Во времена Наполеоновских войн Толедо сильно пострадал, было разрушено много храмов и дворцов, в трехдневном пожаре погибло внутреннее убранство Алькасара. Второй раз война пришла в город в 1936 г., когда исторический центр Толедо стал ареной ожесточенных боев между фалангистами и республиканцами. Ныне Толедо – город-заповедник и великолепная достопримечательность Испании, объявленная одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Через мост Алькантара лежит путь к главным городским воротам – Воротам Солнца. Этот мост был построен еще римлянами. Разрушенный со временем от напора бурных вод Тахо, он был восстановлен при арабском правителе Толедо Ибн Аб Амери. Сложенный из больших гранитных блоков, мост величественно высится над быстро бегущими водами Тахо. Его башня, примыкающая к городу, построена в XIII в. Аналогичная же башня при входе на мост была разрушена в 1721 г. и заменена башней в стиле барокко.
Главные ворота Толедо – Ворота Солнца – были построены маврами в XII в., однако в их фундаменте заметна кладка еще древнеримской поры. Неподалеку высится замок Сан-Сервандо, воздвигнутый освободителем Толедо Альфонсо VI для защиты от мавров в случае новой войны. Построенный из серого камня, с высокой окружающей его стеной и с пятью массивными башнями, он своим монументальным силуэтом резко выделяется на фоне голубого неба.
Предание рассказывает, что король Альфонсо VI, ведя переговоры с маврами о сдаче города, обещал главному мулле города Абуке Валиду не разрушать главную городскую мечеть. Но спустя совсем немного времени королева Констанция и епископ Бернард, воспользовавшись отъездом короля, обратили мечеть в христианский собор. Королю Альфонсо после возвращения пришлось выслушать немало упреков со стороны муллы Абуки Валида. Конфликт был разрешен довольно нетрадиционно: в соборе была установлена статуя мусульманина Абуки Валида.
Архиепископский собор Толедо, величественный памятник архитектуры
Мечеть Толедо, в одночасье ставшая собором, в свое время была устроена в старинной вестготской церкви Санта-Мария дель Реаль, и к XIII веку все сооружение уже сильно обветшало и было тесным для увеличившегося населения города. В 1227 году по указу короля Фернандо Святого здание было разрушено, и 14 августа того же года на этом месте был заложен новый величественный собор Санта-Мария де Толедо, более известный как Архиепископский собор.
Собор в Толедо является одной из самых грандиозных построек средневековой Европы, уступая в размерах лишь соборам в Милане и Севилье. А по роскоши и торжественности внутреннего убранства ему нет равных во всей Европе.
Строительство собора велось около двухсот пятидесяти лет. Проект храма разработал архитектор Мартинер. В 1285 году главным строителем стал мастер Петрус Петри, затем строительство продолжили Родриго Альфонсо и Альфаро Гомес. Заканчивал собор в 1460-х годах мастер Педро де Алала.
Первоначальный план собора предусматривал возведение классического трехнефного готического храма по образцу великих соборов Северной Франции — Шартрского, Реймсского и Амьенского. Но по мере возведения собора строители уходили все дальше и дальше от «чистой» готики, обогащая собор элементами национального испанского зодчества.
Храм построен из великолепного серого гранита. Его высокая северная башня (90 м), сооруженная в 1380—1440 годах, во многом определяет силуэт города. Южная башня осталась незавершенной. Внешне напоминая собой строгие готические соборы Франции, собор в Толедо резко отличается от них оформлением фасадов и интерьера, где господствует стиль испанского Ренессанса и «мавританский».
Чрезвычайно разнообразно выглядят фасады собора с тремя традиционными для готики порталами. Главный, центральный, портал — Пуэрта дель Пердон, «Врата прощения», выполнен в позднеготическом стиле. Над центральным входом помещен рельеф «Облачение святого Ильдефонсо Богоматерью».
Святой Ильдефонсо считался покровителем города, и его изображения были весьма популярны у городских скульпторов и резчиков по камню. Портал Пуэрта дель Релох — «Часовые Врата» — украшают великолепные рельефы со сценами из земной жизни Христа и Богоматери. Трудно поверить, что эти рельефы высечены из камня — они напоминают скорее узорное шитье. В центре портала установлена скульптуры Мадонны с младенцем.
Из трех порталов самым красивым является «Портал Львов» — Пуэрта де лос Леонес. Прежде он назывался «Врата Радости», а свое новое название получил после того, как его украсили фигуры львов. Монументальный портал пышно украшен каменной резьбой.
Ощущение грандиозности собора многократно усиливается, когда зритель попадает в его внутреннее пространство. Своды храма опираются на ряды могучих колоннад. Свет льется через 750 окон, застекленных разноцветными витражами, и внутреннее пространство собора переливается оттенками лилового, пурпурного, синего, зеленого, оранжевого цветов. С этим причудливым освещением хорошо гармонируют разноцветный мрамор и яшма, из которых выполнено внутреннее убранство собора.
Испанские соборы отличаются от других средневековых храмов Западной Европы, где хор и главная капелла находятся в восточной части здания. В Испании они вынесены в середину собора и отделены высокой преградой. Мраморную преграду собора в Толедо украшает бесчисленное количество скульптур и декоративных элементов — гербов, орнаментальных украшений и т.п.
Вокруг нее можно ходить часами, рассматривая изображения. В пятидесяти рельефах представлена история земной жизни Христа и Богоматери. Другие рельефы иллюстрируют различные местные легенды, в частности сцену знаменитого спора короля Альфонсо VI с муллой Абукой Валидом из-за толедской мечети.
Стену главной капеллы украшает грандиозный заалтарный образ — ретабло, один из самых больших в Испании. Он вырезан из лиственницы, раскрашен и позолочен. Заказчиком ретабло был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос, покровитель Христофора Колумба. Ретабло, состоящее из пяти частей, поражает зрителя своей живописностью, богатством красок и позолоты. Ничего подобного нет ни в одной стране Европы.
Деревянные скамьи, с трех сторон окружающие главную капеллу, украшены резьбой не меньше, чем сама капелла. Искусный резчик Родриго де Алеман, изготовивший в 1490-х годах эти скамьи, щедро покрыл их резьбой на многочисленные исторические и жанровые темы: битвы мавров с христианами, штурмы городов, а также фантастическими существами — сиренами, единорогами, сатирами.
В капеллах вдоль стен собора погребены короли Испании, кардиналы и множество представителей испанской знати. Среди этих гробниц можно видеть могилу герцога Альваро де ла Луна — могущественного министра короля Хуана II, обезглавленного в 1453 году. Его богатая событиями жизнь не раз служила сюжетом для литературных произведений.
В капеллах, окружающих собор, находится множество выдающихся произведений испанского искусства — скульптуры, картины, гобелены, утварь из золота и серебра, великолепные рельефы, ковры. Среди этого великолепия есть картины Эль Греко, Ван Дейка и Франсиско Гойи. Каждая из капелл является своеобразным музеем.
Капеллу Святого Ильдефонсо украшает алтарь, изготовленный из мрамора, яшмы и бронзы. Сочетание этих материалов особенно любили испанские мастера. В капелле Богоматери хранится очень древняя, еще времен вестготов, глубоко почитаемая статуя Девы Марии. Мадонна сидит на серебряном троне и облачена в роскошное, украшенное драгоценностями платье. В соборе хранится дароносица, изготовленная в 1524 году из золота, серебра и драгоценных камней мастером Энрике де Арфе. Дароносица весит около 200 кг, и ежегодно в праздник Тела Христова с ней совершаются торжественные процессии.
В сакристии — ризнице собора — хранится множество драгоценных культовых предметов. В частности, здесь находятся ритуальные одежды, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, в которые одевали статуи Богоматери во время торжественных богослужений. Головы статуй украшались золотыми коронами с рубинами, сапфирами, изумрудами.
Реликвии хранятся в больших ларцах из драгоценных сортов мрамора. Собор в Толедо обладает множеством выдающихся произведений искусства. Здесь их больше, чем в любом другом соборе Испании, и для того чтобы их посмотреть, нужно затратить несколько дней.
Алькасар, резиденция кастильских королей
После собора главный памятник Толедо – средневековый замок Алькасар. Он неразрывно связан с многовековой историей города. С 1085 г., когда Толедо отвоевали испанцы, Алькасар превратился в резиденцию кастильских королей.
Как и все крепости средневековой Испании, Алькасар представляет собой четырехугольник с башнями по углам. Во времена Карла V замок подвергся значительной перестройке под руководством выдающегося испанского архитектора Алонсо Коваррубиаса, назначенного в 1537 г. главным архитектором Алькасара. При перестройке план замка должен был оставаться прежним, но, чтобы смягчить его строго крепостной характер, Коваррубиасу была поручена переделка фасадов.
Алькасар и кафедральный собор – главные достопримечательности Толедо. Окружающие городские кварталы образуют среду их существования и вмещают самые значительные здания города. Здесь, может быть, острее всего ощущается, как он сжат стенами домов, как узки его улицы-коридоры. Некоторые из них представляют собой лестницы и, словно ущелья, вырублены в каменной толще.
На всем облике Толедо сильно сказалось многовековое владычество в Испании мавров. Вдоль узких улиц города теснятся дома с редкими прорезами окон, затянутыми решетками, и массивными деревянными дверями с тяжелыми металлическими скрепами. Зато внутри дома поражают изяществом архитектуры своих двориков, окруженных галереями, богатством и красочностью цветущих в них растений, журчанием вод фонтанов.
Один из замечательных памятников испанской архитектуры – монастырь Сан-Хуан де лос Рейес (закончен в 1504 г.). Он был построен кардиналом Мендосой как усыпальница испанских королей и памятник в честь победы над маврами. Его постройка была поручена Хуану Гуасу (ум. ок. 1497 г.), выдающемуся архитектору своего времени. Церковь монастыря Сан-Хуан де лос Рейес, построенная из светлого гранита, стройна и изящна по силуэту. По конструкции она остается готической, но в то же время в ней чувствуется уже влияние новых, ренессансных идей.
Короткая улица Кастильских Королей ведет от монастыря Сан-Хуан к бывшей синагоге, а ныне церкви Эль-Трансито. Здесь было некогда самое сердце Жудерии – еврейского квартала, где селились евреи-сефарды («Сефарад» – древнееврейское название Испании). В сотне метров от Эль-Трансито стоит маленькая церковь Санто-Томе известная тем, что здесь находится одно из выдающихся полотен Эль Греко «Похороны графа Оргаса». Эта церковь была перестроена в готическом стиле из мечети на средства графа Оргаса. Неподалеку расположен Дом-музей Эль-Греко. В нем воссоздана обстановка испанского дома XVI в.
Из дворцов эпохи расцвета средневекового Толедо лучше всего сохранились дворец Родриго Нино, украшения которого отличаются чрезвычайной тонкостью работы, дворец графов Фуэнсалида и дворец каноника Муньяррита, построенный Алонсо де Коваррубиасом.
Широко известен Большой зал (20 м длиной, 7 м шириной, 12 м высотой) во дворце де Меса. Особой тонкостью работы отличается украшающий его стены орнамент из раскрашенного гипса, придающий залу живописный вид. Сплошным орнаментальным узором покрыта стена, прорезанная дверью. В узоре главную роль играет изображение виноградной лозы, сплетающееся в причудливый рисунок.
Ну и, наконец, в городе располагается весьма интересный музей Инквизиции с постоянной выставкой «Старинные инструменты пыток». Выставка делится на 5 тематических разделов и охватывает историю существования Инквизиции с начала ее возникновения в Испании и до ее заката. В музее представлено более 40 различных орудий пыток.
Здесь можно увидеть традиционные орудия пыток, которые использовали суды Средневековья, — гильотину, гарроту, электрический стул, маски позора, пояса верности и другие. Над каждым предметом висят пояснительные тексты и гравюры, повествующие об орудиях в действии.
Испания, фото Толедского собора
Испания, карта Толедо