Реймсский собор и базилика Сен-Реми: Колыбель христианства во Франции

На протяжении двадцати веков христианской истории во Франции было возведено бесчисленное множество храмов, среди которых настоящие шедевры средневековой архитектуры. Самый известный среди них — знаменитый Нотр Дам де Пари. Но, если взглянуть с точки зрения исторической значимости, то первенство следует отдать Реймсскому собору, где короновали королей Франции, и где хранился сосуд со священным елеем (миром), которым помазывали на царство каждого нового владыку.

могучий собор реймса

Кафедральный собор в Реймсе, история возведения

вид на реймсский собор

Христианство пришло в Реймс в I веке н. э. Первый собор в городе был возведён около 380 года, а постройка самого раннего храма на месте нынешнего Реймсского собора относится к следующему столетию.

реймсский собор старая гравюра

Важнейшее событие в истории собора связано с деятельностью святого Ремигия (Сен-Реми), реймсского епископа на рубеже V-VI вв. Именно Ремигий и жена Хлодвига св. Клотильда смогли убедить короля принять истинную веру, а не широко распространенное в то время арианство. Произошло это, согласно церковной традиции, в Рождество 496 года в Реймсском соборе.

ночной собор реймса

Легенда гласит, что при крещении Хлодвиг был помазан миром из Святой Стеклянницы, склянки, принесённой святому Ремигию ангелом, явившимся в виде голубя. Священное миро с тех пор добавлялось в елей при коронации всех французских королей, причём сосуд оказался неиссякаемым.

фасад реймсского собора

В 1210 году сильнейший пожар уничтожил собор вместе с большей частью города, но уже в следующем году было заложено здание нового храма, которое существует и сейчас. Как и его предшественник, собор был посвящён Богоматери.

изваяния реймсского собора

Строительство собора продолжалось с перерывами до 1285 года, работами руководили четыре архитектора. В 1291 году имена зодчих были выложены цветным камнем на полу нефа, однако в XVIII веке надписи были разобраны. Здание было выстроено в готическом стиле, и вскоре вся Европа заговорила о новом храме и красоте его витражей.

статуи горгулий

За столетия своего существования собор подвергался многочисленным, но незначительным перестройкам и вплоть до ХХ века простоял практически в первозданном виде, за исключением витражей, пострадавших во время Великой французской революции. В ходе Первой мировой войны Реймс оказался в эпицентре военных действий. Во время сентябрьского наступления 1914 года германские войска подвергали город интенсивным артиллерийским обстрелам, причинившим собору колоссальный ущерб. Было разбито множество украшавших здание статуй, а прославленные витражи были практически уничтожены.

изваяния горгулий

Вскоре после окончания войны началось восстановление собора. Осколки статуй и пострадавшие скульптуры были собраны в бывшем епископском дворце, где были оборудованы реставрационные мастерские. Работы по реставрации скульптур продолжаются до сих пор. Многие витражи пришлось восстанавливать буквально с нуля по сохранившимся рисункам.

епископы реймсского собора

Наконец, в 1938 году собор был вновь открыт для посещения. Не все элементы нынешнего декора здания относятся к средневековью. Большинство статуй, предстающих сегодня перед гостями Реймса, является копиями, поскольку восстановить разбитые оригиналы не представилось возможным. Часть витражей также является работой современных мастеров, среди которых знаменитый российский художник Марк Шагал.

фигуры реймсского собора

Архитектурный облик Реймсского собора

страшная горгулья

Реймсский собор считается одним из красивейших зданий готического стиля, великолепным образцом высокой (зрелой) готики. Длина его составляет 138 м., ширина – 30 м., высота свода над центральным нефом – 38 метров.

лепнина реймсского собора

Автор проекта, архитектор Жан д’Орбе, изначально предполагал увенчать величественное здание семью башнями со шпилями высотой 120 метров, однако в итоге построили лишь две 80-метровых башни, украшающие западный, главный фасад. Южная башня служит колокольней. Здесь размещены два колокола, один из которых, «Шарлотта», весит более 10 тонн.

архитектура реймса

Несмотря на свои размеры (это самое большое готическое здание Франции), собор не кажется массивным благодаря обилию остроконечных ажурных арок, изящных фронтонов, пирамидальных шпилей. Здание строилось под руководством четырёх зодчих, тем не менее, оно производит впечатление исключительной архитектурной целостности. По сообщению летописца, замысел Жана д’Орбе неукоснительно выполнялся его преемниками.

фрески реймсского собора

Непередаваемое впечатление производит западный фасад. Вертикально ориентированные элементы фасада создают ощущение небывалой лёгкости — собор будто взмывает в небо. Круглые витражные окна в форме роз, расположенные над порталами, придают зданию нарядный вид.

каменные розетки

Боковые фасады примечательны высокими и широкими стрельчатыми окнами, которые почти смыкаются друг с другом. Над алтарным помещением, апсидой, возведена высокая башня со шпилем. В целом же собор — классическая трёхнефная базилика, тип здания, унаследованный от римской архитектуры.

статуи реймсского собора

Неотъемлемым элементом готических зданий являются скульптуры и рельефы. На главном фасаде Реймсского собора размещено около 2300 фигур и рельефных изображений. Над центральным порталом представлено коронование Богоматери. Мария восседает на троне, установленном на возвышении, Иисус возлагает корону на её голову, вокруг них шесть ангелов.

коронация богоматери

Выше располагается Галерея королей. Здесь установлено 56 фигур французских монархов, рост каждой из которых составляет 4,5 м. В центре композиции восседает Хлодвиг, рядом с ним его супруга Клотильда и святой Ремигий.

статуи хлодвига и ремигия

Над правым порталом представлена сцена Страшного суда. Христос изображён на троне, рядом с ним четыре ангела, ниже размещены фигуры мучеников, а также персонажей из истории города. Здесь король, папа, епископ, рыцари, горожане, легисты.

страшный суд

Статуи мучеников – это старейшие скульптуры собора, их создание относят примерно к 1220 году. Композиция левого портала показывает распятие Христа. Здесь находятся изображения самого Иисуса и его учеников, Девы Марии, ангелов, святых и епископов.

ангел с улыбкой

Своего рода визитной карточкой собора и всего Реймса является знаменитая статуя «Улыбающийся ангел», созданная в первой половине XIII века. Она является частью скульптурной композиции левого (северного) портала. Очень выразительна фигура Атланта, некогда вдохновившая Виктора Гюго на создание образа Квазимодо. Не забыты и водосточные трубы, украшенные изображениями химер, горгулий и прочих мифических чудищ.

карлик реймсского собора

Одна из загадок собора – скульптуры, изображающие встречу Богоматери и её двоюродной сестры Елизаветы. Эти статуи, размещённые на западном портале, мастерски выполнены в классической древнегреческой манере и разительно отличаются от остальных скульптур храма.

греческие скульптуры

Специалисты усматривают руку того же ваятеля в некоторых других статуях и рельефах, однако кем был мастер, в таком совершенстве владевший давно забытым эллинским искусством, остаётся неизвестным.

горгулья реймса

Для более полного ознакомления со скульптурами Реймсского собора необходимо посетить также дворец То, расположенный рядом с собором. Здесь хранятся оригиналы многих статуй, находившиеся некогда в соборе, а также коллекция предметов, использовавшихся при коронации.

дворец то

Витражи Реймсского собора

виды в реймсском соборе

Подлинным украшением здания собора являются многочисленные витражи. Самые ранние относятся к времени постройки храма, последний создан в 1981 году.

дева мария реймсского собора

На витраже большого окна-розы над главным порталом западного фасада изображено успение Богородицы. В центре изображения сама Дева Мария, вокруг неё на 12-ти лепестках представлены ангелы, апостолы, святые.

витраж реймса

На витраже большой розы северного фасада рассказано о сотворении мира. В центре композиции – Иисус, его окружают ангелы, Адам и Ева, Каин и Авель, различные звери. Чуть выше – изображение Богоматери с младенцем. Это самые ранние из сохранившихся витражей.

витражная роза

На витражах верхних окон нефа (XIV век) изображены короли на тронах, епископы и архиепископы Реймса. Всего здесь 36 изображений, из них лишь 16 сохранились достаточно хорошо.

витражи реймсского собора

Авторство витража малого окна-розы западного фасада (1937 г.) принадлежит Жаку Симону. Создание первоначальных изображений восходит к XIII веку, однако во время Великой французской революции они были уничтожены. Вместо витражей были вставлены цветные стёкла, разбитые в начале Первой мировой войны. Жак Симон восстановил витраж по сохранившимся рисункам. Нынешняя композиция, «Литания Девы Марии», представляет собой изображение Иисуса и Марии в окружении медальонов, представляющих сцены из жизни Богоматери.

прекрасные витражи реймса

К XIII веку относится первоначальный витраж большой розы южного трансепта. В 1580 году витражи разобрали и заменили новыми, которые в свою очередь были уничтожены артобстрелом в 1917 году. Сейчас перед зрителями предстаёт композиция, воссозданная тем же Жаком Симоном в 1937 году по образцу розы северного трансепта. На витраже представлено воскресение Христа. Иисус изображён в окружении ангелов и апостолов.

люстра собора в реймсе

Ещё один витраж создан Симоном в 1954 году по заказу Корпорации шампанских вин. На композиции в средневековом стиле представлены Иоанн Креститель, покровитель виноделия святой Викентий и изобретатель щампанского Дом Пьер Периньон.

алтарь реймсского собора

Автором трёх витражей центральной капеллы является Марк Шагал. На центральном витраже изображён распятый Иисус, на левом – жертвоприношение Исаака, на правом – крещение Хлодвига.

витраж марка шагала

Последними по времени создания являются несколько витражей трансепта. Их автор – Бригитта Симон-Марк, дочь Жака Симона. Её работы относятся к абстрактному искусству и выполнены в технике монохромной живописи (гризайль). Время создания витражей – 1961-1981 годы.

витражи реймса

Святой Ремигий и базилика Сен-Реми

монастырь сен-реми

Ещё до того, как король Хлодвиг был окрещен, он богато одаривал как самого епископа, так и жителей-христиан Реймса. А после победы над алеманнами в битве при Толбиаке в 496 году он попросил епископа реймсского окрестить его и 3000 его воинов. Традиция помазания королей на царствование в Реймсе появилась уже после смерти епископа Ремигия, её ввел епископ реймсский Гинкмар в IX веке.

люстра ремигия

Мощи святого ныне хранятся в базилике Сен-Реми, а его могила является главным объектом паломничества в церковь. Внутри ограждения находится большой склеп св. Ремигия, построенный в 1847 году по указанию реймсского архиепископа кардинала Тома-Мари-Жозефа Гуссе взамен уничтоженного революционерами монумента. Выполненный в стиле Возрождения, он украшен уцелевшими скульптурами, сделанными в 1533 — 1537 гг по заказу архиепископа Реймса Робера де Ленонкура.

склеп сен-реми

Скульптурная композиция «Крещение Хлодвига» окружена статуями двенадцати пэров Франции — архиепископ Реймса держит свой пастырский крест, епископ Лана держит Святую Стеклянницу, епископ Лангра держит скипетр, епископ Бове держит тунику, епископ Шалона держит кольцо, епископ Нуайона держит ленту-перевязь, герцог Бургундии — корону, герцог Нормандии — геральдическое знамя, герцог Аквитании — боевой штандарт, граф Тулузы — шпоры, граф Фландрии — меч и, наконец, граф Шампани — хоругвь. Выбор именно такого оформления показывает, что церемония коронации, в котором перечисленные вассалы короны были главными действующими лицами, имеет очень глубокие корни в акте крещения Хлодвига.

склеп Ремигия

Именно в этом склепе хранилась Святая Стеклянница, использовавшаяся в обряде помазания королей Франции при коронации. Ее выносили их базилики только в день самой церемонии под усиленной охраной, сопровождавшей процессию в Реймсский собор. В 1793 году, в антицерковных настроениях Французской революции, Стеклянницу разбили, хотя мощи святого удалось сохранить. Сейчас они находятся в раке, сделанной в 1896 году из позолоченной бронзы с эмалевой росписью, которая представляется каждый год в новенну и проносится вокруг храма после торжественного богослужения в день памяти Святого Ремигия.

барельеф с чертом

В настоящее время Реймсский собор, наряду с такими шедеврами готической архитектуры, как Амьенский собор, Кафедральный собор в Шартре, Руанский собор – один из самых известных храмов не только Франции, а и всего католического мира. Это подлинный шедевр готической архитектуры, украшение Северной Франции, родины готического стиля. Ежегодно его посещает до миллиона туристов. В 1991 году уникальные реймсские достопримечательности Франции, включающие в себя Реймсский собор, дворец То и базилику Сен-Реми внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

краски реймсского собора

Франция, карта Реймсского собора

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено