Гоа, португальская жемчужина Индии

В 1498 г. знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама первым из европейцев, обогнув Африку, достиг побережья Индии. Страна-легенда, изобилующая золотом, алмазами и экзотическими пряностями, страна, о которой в Европе рассказывали самые немыслимые небылицы, наконец-то стала доступной. С начала XVI в. португальские корабли становятся частыми гостями у берегов Индии. Вскоре здесь появляются первые португальские колонии, в 1509 г. объединенные в вице-королевство. А спустя год вице-король Афонсу д’Албукерки (1453–1515) захватил расположенный на Конканском побережье Аравийского моря город Гоа, превратив его в столицу Португальской Индии и центр всей португальской колониальной империи на Востоке – от Ормуза до Макао.

Гоа, португальский штат Индии

Как опорный пункт португальского могущества Гоа достиг зенита своей славы и богатства к концу XVI в. В 1535 г. в руки португальцев перешла крепость Диу. Правитель Гуджарата Бахадур отдал ее португальцам в обмен на помощь в борьбе против захватившего Гуджарат могольского императора Хумаюна. В 1558–1559 гг. португальцы захватили порт Даман, расположенный на противоположном от Диу берегу Камбейского залива. Крепости Даман и Диу запирали вход в Камбейский залив и способствовали процветанию Гоа.

В 1542 г. миссионер-иезуит Франциск Ксаверий (1506–1552), ученик и соратник св. Игнатия Лойолы, основал в Гоа первую миссию. С началом христианизации открылась новая страница в жизни местного населения. В индийскую культуру влилась мощная европейская и более слабая, но тоже заметная – африканская. В результате в Гоа и двух других португальских анклавах, Дамане и Диу, сложился особый, романтический сплав португальских и индийских традиций, заметный сегодня во всем – образе жизни, нравах и обычаях, архитектуре и искусстве.

Гоа не зря называют перекрестком, где Восток встречается с Западом. Здесь чорикос (португальские колбаски) – столь же обыкновенная повседневная пища, как традиционные индийские карри и рис. А колониальная архитектура Гоа сыграла большую роль в распространении идей ренессанса (в его португальском варианте – мануэлино), маньеризма и барокко в странах Южной и Юго-Восточной Азии.

До 1961 г. Гоа оставался португальской колонией, существующей и развивающейся несколько обособленно от остальной Индии, пережившей эпоху английской колонизации и добившейся в 1947 г. независимости. Лишь в декабре 1961 г. Гоа, Даман и Диу воссоединились с Индией.

Гоа, достопримечательности и архитектура

Гоа сегодня – это уникальная природная и культурная достопримечательность Индии. Путешественника ждут здесь идиллический покой, 100 км ослепительно-белых песчаных пляжей, буйная тропическая зелень, белоснежные кубики старинных барочных особняков с нависающими балконами и красными черепичными крышами, серые стены старинных португальских фортов Агуада и Чапора, когда-то защищавших побережье.

О четырех с половиной столетиях португальского господства в Гоа напоминают многочисленные церкви и монастыри, многие из которых являются выдающимися памятниками колониальной архитектуры. Большинство из них сосредоточено в Велья-Гоа – Старом Гоа, называемом так в отличие от Нового Гоа, или Панаджи, – города, являющегося сегодня столицей Гоа.

Из-за обилия церквей Старый Гоа в XVII–XVIII вв. именовали «Римом Востока». В строительстве храмов принимали участие индийские мастера, в результате чего в португальский вариант стиля ренессанс – мануэлино – были привнесены черты индийского зодчества.

Среди церквей Старого Гоа наиболее известна базилика Бом-Джезус (1604 г.). Это самый большой и лучше всего сохранившийся храм колониальной эпохи.

Под сенью его роскошного убранства покоится серебряный, украшенный драгоценными камнями саркофаг с мощами св. Франциска Ксаверия.

Ежегодно 3 декабря, в день памяти Франциска Ксаверия, сюда собираются тысячи паломников-христиан со всей Индии. Торжества сопровождаются шумным народным празднеством с фейерверками.

Церковь Св. Франциска Ассизского (построена в 1521 г. и полностью перестроенная в 1661 г.), представляет собой огромное здание с множеством залов и запутанных коридоров.

Ее стены и потолки украшает роспись и лепнина – мастерски прорисованные сцены из Библии, а также цветочные орнаменты, типичные для индуистских храмов. Основной зал церкви богато украшен декоративными элементами – позолоченной лепниной, росписью, колоннами и резными панелями.

Также там можно увидеть две большие статуи – Иисуса Христа и Св. Франциска Ассизского.

Кафедральный собор Св. Екатерины (1562–1631 гг.), или просто Сэ, как его называют в городе, – самый значительный и большой по размерам ренессансный памятник во всем португальском мире. Его протяженность составляет 78 м – это больше, чем любая церковь в Бразилии, да и в самой Португалии его превзошел только собор Св. Жеронимо в Лиссабоне (89,7 м).

Собор Сэ был заложен в 1562 г., но реально работы по его сооружению начались только после 1597 г., когда в Гоа приехал Жулио Симон (1597–1641), назначенный королем на должность главного архитектора и инженера Португальской Индии.

Его архитектура явно навеяна идеями знаменитого испанского архитектора Хуана Эрреры (1530–1597), строителя Эскориала, кафедрального собора в старой столице Испании – Вальядолиде и церкви Сан-Висенте в Лиссабоне. Вполне вероятно, что Симон был знаком с творчеством Эрреры.

В то время как собор Сэ выстроен полностью в европейском стиле, церковь Носса Сеньора да Граса (1597–1602 гг.) в монастыре Санто-Агостинью отмечает начало проникновения в архитектуру Гоа индийских влияний. Еще в большей степени традиции индийской архитектуры сказались на облике церквей Эспириту Санту (1660–1665 гг.), Эспириту Санту в Моржиме (1675–1684 гг.), Носса Сеньора да Пиедаде в Дивари (1700–1720 гг.), Санту-Эстеван в Суэме (Жуа) (1759 г.).

Последняя отличается наиболее пышным декоративным убранством. Специалисты утверждают, что эта группа церквей представляет собой совершенно самостоятельное ответвление в архитектуре XVII–XVIII вв., которое можно назвать «индийским барокко». Его высшим достижением можно считать иезуитскую церковь Сантана (1681–1689 гг.) в Таллаули. К сожалению, большинство этих храмов сегодня находятся в ужасном состоянии и требуют незамедлительного ремонта.

Среди множества христианских храмов Гоа заслуживают также внимания церкви Св. Алекса в Курториме, Непорочного Зачатия Девы Марии в Донгри, Богородицы Доброй Надежды в Кандолиме и Св. Каэтана. Последняя является миниатюрной копией собора Св. Петра в Ватикане.

В здании монастыря францисканцев, где сохранились росписи XVI–XVII вв. и прекрасное резное убранство, сегодня располагается археологический музей. А о бывшем женском монастыре напоминают лишь руины, поросшие травой, и большой крест на высоком белом постаменте.

Но не только католические храмы возводили в своей столице португальцы. Не забыли они и о человеке, которому обязаны были открытием Индии. Единственный в Гоа памятник адмиралу Васко да Гаме находиться на пути от собора св. Екатерины к парому на реке Мандови.

Над дорогой выстроена величественная для тех времен Триумфальная арка. Воздвиг ее внук Васко да Гамы – губернатор Гоа Франциско да Гама в память о деде.

На одной стороне арки барельеф с лицом мореплавателя, а на другой символичный барельеф победы португальской короны над исламом – португалец стоит над поверженным врагом-мусульманином.

 Сейчас несколько десятков действующих и разрушенных храмов и монастырей старого Гоа внесены Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и посещаются тысячами туристов и паломников.

Индия, карта расположения Гоа

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика