Лепакши: Вирабхадра-мандир, храм гневного божества

Лепакши – это маленькая деревня, которая находится в девяти милях восточнее Хиндупура в округе Анантапур штата Андхра-Прадеш. Лепакши знаменита своим храмом Вирабхадры (Veerabhadra Mandir), уникальной культурной и художественной достопримечательностью Индии, где находятся одни из лучших образцов настенных росписей виджаянагарского периода.

Вирабхадра – одно из воплощений Шивы. В сказаниях-пуранах он изображается как многорукое божество, яростный аспект Шивы, проявившийся, чтобы покарать оскорбивших его на жертвоприношении Дакши богов.

Храм Вирабхадры является замечательным примером виджаянагарского стиля в архитектуре и расположен на невысоком каменистом холме под названием «Курмасайла» (Черепашья гора), потому что напоминает по форме черепаху. Храм сооружен в период правления императора Виджаянагара Ачьюты Дэварайи (1529–1542), а надпись на внешних воротах храма утверждает, что храм построен человеком по имени Вирупанна.

Лепакши примечательна тем, что здесь в одном и том же месте почитают Папанашешвару (Шиву как уничтожителя грехов), Раму, Вирабхадру и Дургу. В «Сканда-Пуране» Лепакши упоминается как одна из ста восьми важных Шива-кшетр (мест поклонения).

Говорится, что храм был основан самим мудрецом Агастьей. Позже это святилище усилиями Вирупанны, казначея виджаянагарских царей, превратилось в изысканный храм, который мы можем видеть сейчас. В этом храме святилища Шивы и Вишну расположены лицом друг к другу, в то время как в центре находится святилище Вирабхадры.

Таким образом, эти три святилища образуют треугольник с общим залом собраний. Храм со всех сторон окружен внешней оградой. Существует и вторая, внутренняя ограда, внутри которой находятся главные части храма. Наиболее прекрасные части храма – это танцевальный зал (натья-мандапа) и входной портик перед главным залом (ардха-мандапа). Танцевальный зал украшен великолепными каменными колоннами, покрытыми резьбой, с необыкновенной живостью изображающей танцоров и музыкантов.

Зал для различных торжественных церемоний (кальяна-мандапа) представляет собой изысканный образец виджаянагарского искусства, и остался незаконченным. Здесь имеется святилище Шивы-Папанашешвары, а к западу отсюда расположен вход в святилище Рамешварасвами (Шивы как объекта поклонения Рамы).

К северу от храма Рамы расположено еще одно святилище. Оно посвящено Гопаласвами (Кришне). К югу от главного святилища находится массивный нага-лингам (лингам, над которым изображен змей-наг) в сени великого нага. Основание лингама раскололось.

В двухстах ярдах восточнее храма находится колоссальная скульптура Нанди – крупнейшее изображение Нанди в Индии. Она высечена из монолита высотой двести и длиной триста футов. Эта скульптура сделана с чрезвычайной тщательностью, и ее создание потребовало огромного приложения труда.

Согласно одной из легенд, название «Лепакши» связано с тем, как царь грифов Джатаю попытался прийти на помощь Сите, супруге Рамы, но был смертельно ранен Раваной, демоном-царем Ланки. Когда Рама и Лакшмана вернулись, умирающий Джатаю рассказал им, что произошло. Рама, обратившись к Джатаю, сказал: «Ле пакши» («Поднимись, птица!»).

Согласно другой истории, строитель храма Вирупанна был царским казначеем и главой купеческой гильдии.. Он нашел здесь изображение Вирабхадры и решил построить для него храм. Он осуществил свой план, и полностью использовал для этой цели также подати, предназначавшиеся царю, которого в это время не было в Виджаянагаре. Вирупанна почти закончил строительство и наблюдал за завершением зала для торжественных церемоний, когда возвратился царь и обнаружил казну пустой. В качестве наказания за это преступление царь приказал ослепить Вирупанну. Казначей был верным слугой царя, и тут сам же привел приговор в исполнение. В наши дни на стене около зала для торжественных церемоний можно видеть два темных пятна, и говорится, что это следы глаз Вирупанны, которые он сам себе выбил ударом об стену. После этого строитель храма прожил недолго, и потому зал для торжественных церемоний остался незаконченным. От этого и пошло название деревни – Лепакши, т. е. лепа (слепой) и акши (глаз) — «слепой глаз».

Помимо огромной монолитной скульптуры Нанди Лепакши знаменита изящными статуями в виджаянагарском стиле, которые можно увидеть в танцевальном зале и зале для торжественных церемоний, а также настенными росписями, которыми покрыты потолки и фризы павильонов-мандап и некоторых святилищ.

На них изображены сцены из сказаний-пуран, а также «Махабхараты» и «Рамаяны». Фреска (7 х 4 м) в главном святилище Вирабхадры считается самой большой в Азии. В центре изображен Вирабхадра, внизу – молящийся Вирупанна и его семья. Интересна резьба по камню в павильонах-мандапах Мукха (Mukha), Натья (Natya) и Лата (Lata). Считается, что растительные узоры (96 разновидностей), украшающие 42 колонны Лата мандапы (букв. «Павильон вьющихся растений»), со временем стали широко использовать ткачи Андхра-Прадеша.

В одном из залов имеются прекрасные скульптуры Ананташаяны (Вишну, возлежащего на змее Ананте), фигуры Вирупанны в натуральную величину, изображения Даттатрейи, четырехликого Брахмы, а также других божеств. Музыкальные инструменты, одежда, жесты и украшения богов изображены с чрезвычайной тщательностью. Особенно прекрасны скульптуры Аннапурны (проявление Великой Богини), Мритьюнджаи (аспект Шивы) и Падмини.

Стены святой святых храма Вирабхадры, потолки святилища под названием «Ранга-мандапа» и часть главного зала собраний, примыкающая к святилищу Шивы, также украшены множеством настенных росписей виджаянагарского периода. Все сюжеты, представленные здесь, взяты из пуран. Брак Парвати, изображения Дакшинамурти, Шри Рамы и Господа Кришны – вот некоторые из самых важных настенных росписей в этом храме.

Храм Вирабхадры кроме всего прочего славится еще одной интересной инженерной особенностью. Среди каменных колонн имеется одна, которая висит в воздухе. Основание колонны едва касается земли, и под ней можно перемещать объекты, такие как тонкий лист бумаги или кусок ткани с одной стороны на другую.

Храм в Лепакши достаточно знаменит и на Шиваратри и другие шиваитские праздники привлекает много паломников. Этот храм является подлинной сокровищницей виджаянагарской скульптуры и живописи и в буквальном смысле слова музеем, где собраны все пуранические легенды о Шиве, запечатленные в камне и краске. Храм сохраняет свое влияние и в наши дни и в равной мере привлекает паломников и туристов.

Индия, карта расположения Лепакши

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика