Шисаньлин: Некрополь «Сыновей Неба» династии Мин

Китайские императоры, обладавшие при жизни титулом Сын Неба, желали, чтобы и после смерти о них сохранилась память в веках. Чтобы потомки еще долго приходили воздать должное великим правителям, императоры создали внушительный некрополь, расположенный в 50 километрах от Пекина. Пока не был похоронен последний из императоров династии Мин, у кладбища императоров не было конкретного названия. Оно появилось тогда, когда последний из династии наложил на себя руки и упокоился навеки в круглом кургане. А некрополь тогда же и получил свое имя — Шисаньлин, или Тринадцать императорских могил, являющийся значительной исторической и культурной достопримечательностью Китая.

Шисаньлин, мавзолеи по фэншуй

Император Чжу Ди — первый, кто похоронен в Шисаньлине — лично выбирал место для погребения — собственного и следующих представителей династии Мин. Главное требование императора было выполнено: комплекс расположен строго в соответствии с канонами фэншуй — китайского магического искусства организации пространства для наилучшего потребления энергии из него.

В переводе с китайского языка Шисаньлин означает «тринадцать императорских могил». Некрополь Шисаньлин с трех сторон окружен живописными горами с символическим названием Тяньшоушань (Небесное долголетие). Императорские мавзолеи построены в период между 1409 и 1644 гг.

Сам комплекс представляет собой большой некрополь императоров китайской династии Мин, правивших в XV-XVII вв. В 2000 г. некрополь Шисаньлин внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник истории, созданный в соответствии с принципами фэншуй, выдающееся свидетельство китайских верований и традиций, а также образец архитектуры и прикладного искусства.

С юга, где нет гор, к Шисаньлиню подходит Шендао, или Священный путь. Его мостили более ста лет, при жизни восьми императоров; он пересекает комплекс на протяжении 7 км. Вначале Шендао приводит к мемориальной арке из белого мрамора, воздвигнутой при императоре Чжу Хоуцуне в первой половине XVI в. Это вход в комплекс, в старину обнесенный высокой стеной, от которой к нашему времени уже ничего не осталось. Арка украшена барельефами с изображением драконов,львов и цветков лотоса.

Через километр от арки стоят Великие Красные ворота — главный вход непосредственно на территорию некрополя. Он разделен на три прохода: по среднему проносили тело покойного императора, прочими пользовались живые люди из его окружения. Сегодня по ним ходят все посетители.

Еще через 500 м находится Павильон Стелы Небесных Добродетелей. Внутри павильона — 6,5-метровая каменная плита с выбитыми на ней перечнем подвигов императоров, а также стихами, сочиненными лично китайскими правителями. Стелу держит на спине 50-тонная гранитная Биси — черепаха с головой дракона, древний китайский образ мироздания.

Далее Шендао переходит в 800-метровую Аллею духов. По обе ее стороны выстроились 24 каменные скульптуры животных: львов, верблюдов, слонов, лошадей и сказочных существ — цинний, единорогов с чешуей и сечжи. Из каждой пары одинаковых животных одно изображалось лежащим, другое — стоящим. За животными стоят 12 каменных изваяний людей — военачальников и заслуженных сановников, также попарно по обе стороны аллеи. Задача людей и зверей — охранять захоронения от грабителей и злых духов. Сама же Аллея предназначалась для церемоний и ритуальных шествий императоров.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 31: "Парк сокровищ" Норбулинка

Аллея духов заканчивается у Небесных врат Дракона и Феникса — символов власти, силы и благородства. Планировка некрополя выполнена с учетом иерархических канонов китайского императорского дома. Комплексы мавзолеев отличаются лишь размерами и степенью сохранности. В остальном они схожи: длинная дорога с юга, ведущая к храму, двор с павильонами для погребальных церемоний и жертвоприношений, за ним — погребальный холм с подземным мавзолеем. Южная часть своей прямоугольной формой символизирует Землю, круглый курган — Небо.

Курган обнесен каменной стеной. И, если бы не она, курганы давно бы расползлись. Стены гробниц заросли кипарисами (в Китае они — символ бессмертия), причем толстые стволы деревьев проросли сквозь еще более толстые каменные стены, а мощные корни кипарисов оплели гробницы сверху. Кроме 13 мавзолеев Сынов Неба, есть еще 7, в которых покоится прах 23 императриц, наложниц, принцев и евнухов.

На протяжении столетий императоры династии Мин неукоснительно придерживались одного плана строительства погребений. Каждый мавзолей обнесен крепостной стеной с воротами, за которыми находится могильный курган с башней.

Тринадцать императорских могил, архитектура и планировка

Каждая из гробниц, состоящая из подземного мавзолея и наземного храмового комплекса, по-своему уникальна. На вершине каменной стены, что окружает курган — круговая дорога с прекрасным видом на другие храмы. Мавзолеи построены с таким расчетом, чтобы слиться с окружающей их природой.

Когда в мавзолей помещался саркофаг с телом императора, вход в подземелье замуровывался, ведущий к нему тоннель засыпался землей. Особую ценность постройкам придает еще и то, что сохранены границы некрополя и его планировка, все внешние и подземные сооружения остались в хорошем состоянии и не подвергались разрушению или перестройке. Восстановлены только несколько второстепенных построек.

У каждого мавзолея — свое название. Первый — Чанлин — построен в 1409 г. императором Чжу-ди (Юнлэ) (1360-1424 гг.). Третий император династии Мин, по свидетельству современников, был образованным тираном. С одной стороны, жестокий деспот, из мести приказывавший вырезать целый род «до десятого колена». С другой — просвещенный повелитель, при котором создана огромная Энциклопедия Юнлэ, противник гонений на другие религии. Именно он перенес столицу в Пекин, построил Запретный город, отправил в Индийский океан экспедиции флотоводца Чжэн Хэ и выбрал место для будущего некрополя. Чжу-ди, не перенесшего горечи военных поражений от монголов, похоронили в 1424 г. в мавзолее Чанлин, что находится в 4 км от главного входа по Священному пути.

Также интересно:  Циюньшань, священные даосские "горы, равные облакам"

Вторая известная подземная усыпальница — Динлин: место последнего упокоения 13-го императора Чжу Ицзюня (1563-1620 гг.) — и единственная в Шисаньлине, куда пускают публику. 115-метровый тоннель ведет в погребальный зал на глубине 27 м. В нем — три мраморных трона с ритуальными принадлежностями. Далее — собственно погребальная камера и саркофаги с телами Чжу Ицзюня и двух его жен. Строительство столь большой гробницы шло около 20 лет.

После падения династии Мин и воцарения династии Цин в 1644 г. внешние строения мавзолея Динлин были разрушены в ходе крестьянского восстания, восстановлены при императоре Цяньлуне в середине XVIII в. и в начале XX в. вновь разрушены.

В 1955 г. Госсовет КНР после долгих колебаний принял решение раскопать гробницу. В 1956 г. начались работы, а в 1959 г. все работы были остановлены. Были найдены саркофаги с останками императора и его жен, сокровища императорской казны, включая множество золотых, нефритовых и фарфоровых изделий. Обращались с находками очень грубо, они быстро утратили первоначальный вид.

В 1966 г., во время «культурной революции», останки императора и его жен публично сожгли хунвейбины. С тех пор китайские власти во избежание возможных последствий вообще запретили раскопки на территории Шисаньлина.

Шисаньлин получил свое название после того, как в 1644 г. нем появился 13-й мавзолей. Последним императором, обретшим вечный покой в Шисаньлине, был шестнадцатый император Мин Чжу Юцзянь. В его правление страна была охвачена восстаниями, в прибрежных водах хозяйничали пираты, маньчжуры готовились захватить Китай. В отчаянии император убил жену и дочерей, а сам повесился. Его успели похоронить, хотя и наспех, но с соблюдением всех церемоний. Он стал последним из правителей династии Мин. Наступало время правления маньчжурской династии Цин.

Рядом с комплексом Динлин есть музей, в котором выставлены предметы, обнаруженные во время раскопок гробницы. Самые ценные — короны императора и императриц, ритуальный головной убор императора, нефритовый пояс, золотые и серебряные слитки, а также большие золотые монеты с квадратными дырками, предназначенные специально для мертвых в качестве казны.

Любопытные факты

  • В настоящее время открыты для посещения Священная дорога и внутренние дворы трех гробниц: Чанлин, Чжаолин и Динлин. Непосредственно подземный мавзолей можно увидеть только в Динлине. Прочие гробницы закрыты для посетителей. Археологические работы на территории некрополя запрещены.
  • Первые годы правления императора Ицзюня были удачными: он сделал Китай процветающим- Но затем, на протяжении почти тридцати лет, ощущая физическую слабость, правитель совсем забросил дела, не подписал ни одного государственного документа. Зато он тратил огромные суммы из казны на строительство собственного мавзолея в Шисаньлине. А также — на подготовку к погребению: на изготовление только одной драгоценной оранжевой шелковой погребальной рубахи у мастеров ушло 13 лет. Каждый гранитный блок тащили к месту стройки сотни мулов. В 1950-х гг., когда были произведены раскопки погребения и проведены анализы останков императора, выяснилось, что он был опиумным наркоманом.
  • Династия Мин состояла из 16 императоров, правивших в общей сложности на протяжении 276 лет — с 1368 по 1644 г. Мин пришла к власти на волне народного восстания, и такое же восстание ее свергло, заключив союз с вторгшимися в Китай маньчжурами империи Цин. Маньчжурская династия империи Великая Цин стала последней императорской династией Китая, она правила страной с 1644 по 1912 г. В 2004 г. в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Гробницы императоров династии Мин» были внесены дополнительно три захоронения династии Цин XVII в. — Юнлин, Фулин и Чжаолин, расположенные в провинции Ляонин, и несколько гробниц в Нанкине.
  • Императорские гробницы именовались особым словом «лин», подчеркивавшим высокий статус места. Захоронение было запретным: кроме узкого круга посвященных, никто не имел сюда доступа. Даже император, собравшийся отдать дань уважения праху предков, должен был спуститься с коня перед Великими Красными воротами и далее следовать пешком.
  • В статьях о китайских императорах и о некрополе Шисаньлин в частности одного и того же императора нередко называют по-разному. Подобная путаница объясняется тем, что за имя, данное при рождении, авторы принимают девиз правления (представляющий собой торжественный титул) или же посмертное храмовое имя, присвоенное, чтоб подчеркнуть заслуги усопшего. Например, император Чжу Ди имеет два посмертных имени — Тай-цзун и Чэн-цзу, а девиз его правления — Юнлэ, что значит Вечная Радость.
  • Главный вход в Шисаньлин находится на южной стороне комплекса. Фасады всех главных сооружений обращены к югу. То есть, по замыслу его создателей, некрополь поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, в том числе к холодному ветру.
  • Мифические звери сечжи, чьи статуи имеются на Аллее духов, внешне похожи на кошек. Согласно древним легендам, эти существа обладают даром распознавать добро и зло, сразу определяя намерения тех, кто ступил на Аллею.
  • Статуи на Аллее духов очень тяжелые и выполнены довольно тонко. Их приходилось доставлять к месту установки буквально на руках. Чтобы справиться с этой задачей, строители дожидались зимы и заливали водой весь путь следования. Статуи скользили по льду, а чтобы лед не таял, через каждые 500 м пути были вырыты колодцы, откуда брали воду для заливки.
  • Многие китайцы посещают Шисаньлин не только из любопытства, но еще и затем, чтобы оставить в павильоне с черепахой и на платформе для саркофагов мавзолея императора Ицзюня несколько бумажных юаней — на счастье.
Также интересно:  "Зеркало Мира": Самарканд, древняя столица империи Тамерлана

Китай, карта расположения некрополя Шисаньлин

 

Похожие статьи

Добавить комментарий