На полуострове Саураштра, рядом с потухшим вулканом Гирнар, важным джайнским и индуистским местом паломничества, находится древнейшее поселение региона с трехтысячелетней историей – город Джунагадх, в котором сохранились уникальные археологические образцы древнеиндийских культур, империй Маурья, Матрака и Гупта, благодаря которым эта достопримечательность Индии является одним из основных мест для паломничества в штате Гуджарат.
Вообще, даже в древности, Джунагадх находился под властью различных государств: Калинга, Кшатрапа, скифов, а в I веке до н.э. даже греков. На территории форта Упаркот, изначально построенным царем Чандрагуптой в III веке до н.э., находятся древнейшие буддистские пещеры V века до н.э.
Вплоть до VI-VII веков форт использовался по назначению, а затем был заброшен примерно на три столетия. Грандиозные водохранилища, баоли, были построены здесь во времена династии Чалукья в XI–XII веке. Позднее, форт, как и сам город, перешел под власть мусульман: к середине средних веков был образован Гуджаратский Султанат, сменившийся затем могольским губернаторством. Во времена раздела Индии на мусульманский Пакистан и индуистскую Индию наваб (правитель) Джунагадха принял непопулярное в среде населения в большинстве своем исповедовавшем дхармические культы решение о присоединении округа к Пакистану.
Индия оккупировала регион, и немногим позднее Джунагадх вошел в состав страны. Современный Джунагадх – это среднего размера город с населением в 320 тыс человек. На узких улицах старого города, рядом с фортом Упаркот, смешивается готическая, мусульманская и индуистская архитектуры: ратуши, арки и многие особняки выполнены в характерном западноевропейском стиле.
Мавзолей Макбара, построенный в XIX веке, представляет собой уникальный экземпляр слияния нескольких направлений мусульманской архитектуры. Его закрученные по спирали минареты не встречаются больше нигде в Индии.
Здание усыпальницы с готическими окнами увенчано крышей с мириадами луковичных куполов разных размеров, самый большой — разумеется, центральный купол. Купола создают впечатление капелек каменного дождя, застывших на крыше.
К северу от Махабат-макбары гробница поменьше принадлежит визирю Бахауддин Бару, еще одному премьер-министру Махабат-хана II. Ее также закончили в 1882 году, хотя начали строить в 1878. Минареты по бокам от этой усыпальницы также опоясаны лестницей в виде спирали, что придает структуре сказочный вид.
Ключи от усыпальниц хранятся в мечети Джама Масжид сразу к югу от Махабат-макбары, но главное в мавзолеях — внешний вид, и их можно разглядывать с улицы из-за низенькой каменной ограды. Минареты мечети также опоясаны спиралевидными лестницами для муэдзинов.
Вход во все достопримечательности, кроме буддистских пещер – бесплатный. Вход в пещеры – 100 рупий. Немногим не доезжая до начала тропы на Гирнар, сохранилась каменная плита с одним из эдиктов просвещённого императора Ашоки со знаменитым изречением – AhimsaParamoDharma. За посещение реликвии иностранным туристам придется заплатить 100 рупий.
Главная достопримечательность Джунагадха – потухший вулкан Гирнар, священная гора высотой 1100 метров, находится примерно в 5 километрах от города (авторикша – 70 -100 рупий). Покрытый зеленью хребет простирается на несколько километров, а по его тропам почти круглый год поднимаются паломники. Гора почитается как живое воплощение Шивы и своими очертаниями напоминает силуэт сидящего Махадэва.
Гирнар одинаково свят и для джайнов и для индуистов – гора считается обителью Даттатрейи, тройного воплощения (тримурти) Брахмы, Вишну и Шивы. Даттатрейя родился в семье мудреца Атри (одного из семи божественных мудрецов). Даттатрейю почитают агхори в качестве главного гуру, утверждая что он был первым из них. Натхи считают, что Даттатрейя является воплощением Шивы и первым гуру традиции Адинатх Сампрадая, ответвления натховской секты.
Вайшнавы же верят, что Датта – это прежде всего Аватара Вишну. Впрочем, даже в провишнуитской Датта Пуране (части Атхарва Веды) говорится о единстве, тримурти. Рождение Шивы в семьи Атри и благочестивой Анасуи было заранее предопределено. Датта покинул дом в раннем возрасте и стал вести отшельническую жизнь (авадхута), ходя голым («одетым воздухом», дигамбара). Его животные – 4 собаки, всегда следовали с ним. Для того, чтобы слиться с Абсолютом, он совершил двенадцатитысячелетний тапас (медитацию) на горе Гирнар.
Возвышенный опыт гуру Даттатреи был запечатлен двумя его учениками (Свами и Картика) в письменной форме — Авадхута Гиты. Текст примерно датируется IX- Xв. Произведение раскрывает суть важнейших принципов Адвайта Веданты. Позднее, в XIX веке великий реформатор индуизма Свами Вивекананда перевел основные моменты гениального философского трактата и всегда опирался на него в своих размышлениях. Подробно о жизни и странствиях Даттатреи по свету рассказывает Даттатрейя Пурана.
В классических пуранах встречается описание и имена учеников Датты – самыми известными из них были раджа Махишмати Сахасраджун (который пленил Равану на берегах Нармады), Яду из династии Кришны и сам Парашурама. В наши дни храмы, идолы, пещеры садху и ашрамы находятся как у подножия горы, так и в отдалении от основных паломнических троп.
Для того чтобы совершить полное восхождение на Гирнар, необходимо преодолеть 6830 ступенек (некоторые источники говорят о 10000 ступеней, но эта информация неверна). Лучше всего начинать подъем в 5 -6 утра, позднее жара существенно снизит скорость и выносливость. Весь путь от начала до конечного пункта, святилища Даттатрейи, и обратно вниз занимает примерно от пяти до шести часов. На всей тропе есть множество небольших закусочных и чайных, где можно передохнуть от временами крутого подъема.
Начиная с III века нашей эры Гирнар становится крупным джайнским религиозным центром, местом, где достигается мокша. Примерно в середине пути, в 3 часах трека, на скальном выступе расположена группа джайнских храмов XI – XV веков, наиболее священных культовых сооружения для основных джайнских сект.
В дни фестивалей толпы джайнов со всей Индии совершают восхождение на Гирнар. Наиболее популярный храм – Неминатх дада (XII век), посвященный четвертому Тиртханкару, прожившему на горе несколько столетий и достигшему мокши. Мандир окружен 218 храмами – обителями всех 24 Тиртханкаров, медитировавших на святой горе многие века.
Мурти Неминатха считается самым старым объектом в своем роде – по некоторым данным ему сейчас почти 85 тыс лет. Другой важный храм, Паршванатх (XVвек), еще один потрясающий образец джайнской архитектурной традиции находится неподалеку.
Примерно в часе пути от Неминатха находится важный храм Дэви, Амбика мандир, один из древнейших храмом во всей Индии. Мурти Дэви представляет собой цельный камень, покрашенный в красный цвет с человеческими глазами.
Помимо главной святыни в храме можно видеть и другие священные изваяния и статуи божеств.
Самое интересное и живописное место во всем Джунагадхе – форт Упаркот, откуда открывается самый прекрасный вид на Гирнар, а также есть несколько древних строений, мавзолеев и сторожевых башен. Кроме мавзолеев Макбара в старом городе находится множество старинных зданий, особняков и мечетей.
В джунагадхском зоопарке можно увидеть тигров, львов, леопардов, крокодилов, оленей и различных птиц. Примерно в 40 км находится национальный парт Сасангир, в котором сохранилась последняя популяция азиатских львов.
Жители города не привыкли к туристам, но это не мешает межкультурного обмену – открытые и доброжелательные, они всегда рады помочь советом. По всей видимости, в центре города есть только одно интернет кафе. При его посещении, как и везде в Гуджарате, не стоит забывать о паспорте, данные из которого менеджеры кафе скрупулезно записывают в тетрадь посещений.
Индия, карта расположения города Джунагадх