Плоские земли Восточного Средиземноморья, особенно Ливана, Сирии, Израиля и Восточной Турции, усеяны холмами. По-арабски их называют «тель», по-турецки – «хюйюк» или «тепе». В большинстве случаев эти огромные кучи песка и щебня скрывают под собой остатки древних поселений. Три из более чем 200 телей, расположенных в Израиле, – Мегиддо, Хацор и Беэр-Шева – являются наиболее известными и важными. Под их толщей ученые обнаружили руины городов, история которых восходит к страницам Библии, что позволило включить их в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти три археологических памятника также являют нам лучшие на всем Ближнем Востоке образцы подземных систем сбора воды, созданных в эпоху раннего железа. Факт их сооружения свидетельствует о существовании в этих городах сильной централизованной власти и процветающей экономики, основанной на сельском хозяйстве и торговле.
Мегиддо, город-символ конца света
Древний город Мегиддо расположен на холме, господствующем над Изреельской долиной, от которого берет свое начало дорога, ведущая через перевал горного хребта Кармель. Мегиддо – первоначально ханаанская, а затем израильская крепость, расположенная в 35 км к юго-востоку от легендарного города Хайфы, которая на протяжении многих веков держала под контролем важный торговый маршрут, соединявший земли Египта и Ассирии. Из-за этого стратегического местоположения город и его окрестности не раз становились ареной жестоких сражений. С одним из этих сражений, произошедшим в 1478 г. до н. э., связано первое упоминание Мегиддо в письменных источниках.
Но истинная слава древнего города кроется в мифах и легендах, восходящих к библейским временам. Где-то здесь, согласно ветхозаветной легенде, на берегу потока Киссон, были казнены четыреста пятьдесят жрецов Ваала, после того, как пророк Илия чудесным образом вызвал с неба «огонь от Господа». По легенде, над холмом Мегиддо, произошла первая битва между ангелами и демонами, имя которой Армагеддон. Поэтому здесь же должна произойти и последняя битва – последний Армагеддон, символ «конца света».
Археологические раскопки Мегиддо позволили установить, что город существовал уже в середине четвертого тысячелетия до н. э. В ханаанейскую эпоху Мегиддо имел стены восьмиметровой толщины и представлял собой солидную крепость. Позже, в середине второго тысячелетия до нашей эры, Мегиддо, как и Египет и Ханаан, был завоеван гиксосами. К этому же времени относится и легенда об Армагеддоне, произошедшем над горами Кармельского хребта. (Армагеддон – досл. «вершина горы Мегиддо»).
Легенда об Армагеддоне – это легенда о страшных последствиях космической катастрофы « кометы-возмездие » (Фаэтона), которую в христианской традиции принято обозначать мифологическим термином «конец света». Ведь гибель города Мегиддо, погибшего от небесного огня, была столь ужасна, что послужила легендой для метафоры о «новом Армагеддоне». Над Кармельским хребтом в этот день произошло сразу несколько мощных космических взрывов (над горами Фавор (Тавор), Ермон, Кармель, Мегиддо, городом Иерихон), и, как свидетельствует библейский текст, в этот день «горы прыгали, как овны». Последнее сражение между силами добра и зла («новый Армагеддон»), по христианской легенде также произойдет над холмом Мегиддо (Отк. 16:16).
Город Мегиддо неоднократно упоминается в библейских текстах, а также в древних хрониках всех ведущих держав Ближнего Востока, вследствие своего особенного положения в Древнем Мире. Расположенный на стратегической караванной и военной дороге и до основания разрушенный космической катастрофой, он стал символом ужаса для всех многочисленных путешественников, чей путь пролегал мимо этого древнего города-крепости. (Как свидетельствуют библейские тексты, израильтяне несколько месяцев хоронили останки погибших в огне этой катастрофы). Этот путь называли «Via Maris» (досл.«морской путь»), он являлся самым удобным сухопутным путем от средиземноморских гаваней Яффо, Хайфы и Акко.
Любопытно, что восстановленное после космической катастрофы святилище в Мегиддо представляло собой огороженную территорию, включавшую в себя большой передний двор. Внутри главного зала, напротив входа, помещалась Святая святых, сделанная наподобие Иерусалимского храма. Во времена Соломона Мегиддо получил статус города особого назначения, под названием «города колесниц». В IV столетии до н.э. Мегиддо окончательно потерял свое стратегическое значение и был заброшен людьми.
В 1903 г. Германское палестинское общество предприняло попытку отыскать на земле Ханаана исчезнувший город, известный из библейских, древнеегипетских и сирийских источников. В том же году Готлиб Шумахер, немецкий инженер, производивший топографическую съемку местности, начал раскопки холма Тель эль-Мутеселим (Мегиддо). Он натолкнулся здесь на многочисленные напластования поселений, находившихся на разных уровнях культурного развития. Одним из первых открытий стал большой склеп, датировавшийся серединой II тысячелетия до н. э.
Шумахер вел раскопки в Мегиддо два года. В 1925 г. исследования холма возобновили американские ученые из Института востоковедения Чикагского университета. Вплоть до начала Второй мировой войны они последовательно вскрывали один культурный слой за другим, дойдя в конце концов до самого материка. Всего археологами было обнаружено двадцать расположенных друг над другом слоев, восходящих к самым ранним периодам истории человечества. Наиболее интересные находки ныне хранятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме и в Институте востоковедения в Чикаго. Раскопки Мегиддо продолжались и после Второй мировой войны. В слоях VII–VIII, датируемых XV–XII вв. до н. э., ученые нашли фундаменты дворца правителя. Он относится к периоду египетского владычества над частью Сирии и Ханаана, продолжавшемуся почти 300 лет. Уцелели ценные изделия из слоновой кости времен фараонов XIX династии, хранившиеся в сокровищнице дворца.
В VII слое была обнаружена так называемая «керамика филистимлян». Филистимляне принадлежали к «народам моря», выходцам из Европы, которые заполонили Малую Азию, Сирию, Ханаан и дошли до ворот Египта. Именно филистимляне дали Ханаану новое имя – Палестина. Уже в период раскопок 1903–1905 гг. между V и VI слоями были обнаружены следы пожара. Но только американские археологи выяснили, что эти же следы прослеживаются по всей площади холма. Этот ужасный пожар полностью разрушил Мегиддо. Но город не погиб, он вновь и вновь возрождался из пепла.
После гибели поселения VI слоя в результате пожара следующий, более молодой город V слоя имел уже совсем другой вид. А из щебня IV слоя показались руины просторных каменных конюшен для лошадей и боевых колесниц царя Соломона… В Мегиддо обнаружены два комплекса «Соломоновых конюшен» – один в северной части холма и один на юге. Лучше всего из построек эпохи Соломона сохранились подземные сооружения, обеспечивавшие водоснабжение города: внушительный туннель-акведук, соединяющий город с источником, расположенным за пределами крепостной стены, и огромная цистерна-резервуар для хранения запасов воды.
В 2005 г. израильские археологи обнаружили в Мегиддо остатки раннехристианской церкви, построенной в последней четверти III в., т. е. во времена, когда христианство еще преследовалось в Римской империи. В числе сделанных здесь находок оказалась очень хорошо сохранившаяся мозаика с изображением рыбы – древнего христианского символа – и греческой надписью, сообщающей, что эта церковь посвящена «Богу Иисусу Христу».
Хацор, древний город Ханаана
Холм Тель-Хацор, расположенный в Верхней Галилее, к северу от Тивериадского озера, отмечает местонахождение самого обширного древнего города в современном Израиле. Его раскопки ведутся начиная с 1955 г. Документы XIV столетия до н. э. из архива Эль-Амарны в Египте упоминают царя Хацора (в текстах Амарны этот город именуется как Хасура) по имени Абди-Тирши, принесшего вассальную клятву египетскому фараону. В этих документах Хацор описывается как весьма значительный город в Ханаане. Название Хацора встречается также в документах XVIII в. до н. э., найденных в городе Мари на Евфрате.
Археологический слой, датирующийся приблизительно 1200 г. до н. э., показывает признаки катастрофического пожара, уничтожившего поселение на холме. До этого разрушения Хацор был великолепен. Он состоял из двух частей – Верхнего города, или акрополя, застроенного большими храмами и богатыми дворцами, и Нижнего города, где обитала основная часть жителей. Очевидно, Хацор был столицей ханаанеев.
Некоторое время на месте Хацора существовала небольшая деревня. Позже, согласно сведениям из Библии, город наряду с Мегиддо и Гезером был заново отстроен, расширен и укреплен царем Соломоном. Как и в Мегиддо и в Гезере, в Хацоре были сооружены очень характерные въездные ворота, разделенные на камеры, а также административные здания единого стиля и громадная подземная водная цистерна.
По мнению ученых, все эти сооружения возводились во всех трех городах под единым руководством. Но кто именно выступал инициатором создания этих монументальных построек? Некоторые специалисты считают, что они были возведены в X столетии царем Соломоном; другие относят их к началу IX в. до н. э. Эпохой Соломона большинство археологов датируют и цитадель размерами 25 × 21 м, со стенами толщиной 2 м, расположенную в западной части Хацора.
Данные археологии свидетельствуют, что во 2-й пол. IX в. до н. э. Хацор попал под власть арамеев. Впоследствии город вернулся в состав Израиля и пережил период процветания, особенно во время правления Иеровоама II; ряд археологов относит крупномасштабные сооружения в Хацоре и Мегиддо, включая вырубленные в скале системы водоснабжения, именно к этому времени. Восстание израильтян против ассирийского господства закончилось вторжением в Палестину армий царя Тиглатпалассара III. В 732 г. до н. э. Хацор был захвачен, сожжен дотла и более не восстанавливался.
«Львиный колодец» Беэр-Шева, древнейший подземный город мира
Тель Беэр-Шева (Бир-эс-Саба – «львиный колодец») расположен на расстоянии приблизительно 5 км от современного города Беэр-Шева и около 70 км к югу от Иерусалима. Сохранившиеся здесь два древних колодца напоминают нам о библейских временах, об Аврааме и его детях. После Второй мировой войны в Беэр-Шеве вели раскопки французские археологи под руководством Жана Перро. Они натолкнулись на широко разветвленную подземную систему колодцев, шахт, пещер, лестниц, внутренних помещений и связывающих их коридоров. Под холмом Беэр-Шева был найден целый подземный город – самый древний подземный город в мире.
На глубине до 10 м ниже уровня почвы тянулись маленькие и большие галереи, откуда через особые ходы можно было проникнуть в многочисленные пещеры сферической формы, которые, очевидно, долгое время были обитаемы. В пещерах были построены зернохранилища, вырыты колодцы – короче, в них было все необходимое для жизни.
Археологи обнаружили в пещерном городе множество всякого оружия, орудий труда, предметов домашнего обихода из кремня, кости, мрамора, а также из слоновой кости и меди. Бросалось в глаза необыкновенное умение обрабатывать медь, придавать изящную форму изделиям из керамики. Археологи склонны считать, что здесь можно говорить об очень высокой ступени культуры IV тыс. до н. э., которая была достигнута в Беэр-Шеве приблизительно за два тысячелетия до Авраама.