На протяжении более чем ста лет Версаль служил резиденцией французских королей. Эта знаменитая на весь мир достопримечательность Франции располагается в 20 км к юго-западу от Парижа. Дворец и парк в Версале — один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец — великолепным памятником архитектуры. Из всемирно известных дворцов мира также следует отметить резиденцию испанских монархов Эскориал, парижский Лувр, мавританский дворец Альгамбра, а также Вестминстерский дворец в Великобритании.
Дворцово-парковый ансамбль в Версале, история сооружения
Еще в 1624 г. королем Людовиком XIII здесь, рядом со старинной деревушкой Версаль, был заложен небольшой охотничий замок. В ту пору на месте будущего дворца стояла ветряная мельница, а вокруг расстилались поля и болота. В 1632—1638 гг. полюбившаяся королю загородная резиденция была коренным образом перестроена малоизвестным архитектором Филибером ле Руа (новый, П-образный в плане, дворец из кирпича и камня позже стал ядром огромного дворцового ансамбля). Наряду с постройкой замка началась разбивка большого парка.
После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал. Лишь в 1661 г. Версаль и его окрестности ожили вновь: по распоряжению короля Людовика XIV здесь началось сооружение новой королевской резиденции, которой предстояло затмить своим великолепием все дворцы Франции. Строительство велось на протяжении почти сорока лет, в несколько этапов; в нем приняли участие ведущие французские архитекторы той поры — Луи Лево, Франсуа Д’Орбе, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар, Робер де Котт. При этом каждый из них стремился к сохранению единого замысла. В результате в ближайших окрестностях Парижа вырос огромный дворцово-парковый ансамбль, на многие десятилетия ставший образцом для подражания. По образцу Версаля строились резиденции монархов и вельможных особ во многих странах Европы, включая Россию.
Вторая половина XVII в. — период развития классицизма во французской архитектуре. Версальский дворец стал наиболее характерным и ярким произведением этого стиля. Вдохновляясь творчеством Палладио и Виньолы, французские мастера создали истинный шедевр, являющий собой замечательный пример синтеза архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства.
Строительство Версаля началось в 1661 г. Перестройкой старого замка занимался Л. Лево (1612-1670), А. Ленотр (1613-1700) сооружал целый город из жилых и вспомогательных построек, где должны были разместиться многочисленный штат дворцовой прислуги и охрана. Население этого города должно было составить тридцать тысяч человек. Три его главных улицы-луча, идущих от Со, Сен-Клу и Парижа, сходились в одной точке: у стен королевского дворца. Эта планировочная идея родилась на сто лет раньше при перепланировке Рима архитектором Доменико Фонтана. Еще более грандиозное использование идеи «трезубца» нашло место в планировке Петербурга в первой половине XVIII в.
В 1668—1671 гг. неузнаваемо преобразившийся замок окружили новые корпуса. Двор старого замка, получивший название Мраморного (он действительно вымощен плитами мрамора), сохранился до сегодняшнего дня. Весь ансамбль был перестроен таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной степени были уничтожены. В результате этого западный, обращенный к парку фасад дворца увеличился почти втрое (сейчас его протяженность составляет 680 м). Южный и северный фасады тоже удлинились за счет пристройки двух изысканных по формам корпусов. В северной части была устроена парадная лестница Послов, а в южной — лестница Королевы.
Версальский дворец, резиденция «короля-солнца»
Несмотря на разновременность строительства, дворец поражает своею цельностью, хотя его фасады заметно отличаются друг от друга. В дворцовый комплекс позднее были включены два особых по назначению сооружения — придворная капелла и Оперный театр. Здание капеллы с вестибюлем и высокой церковью сооружено в первом десятилетии XVIII в. по проектам архитекторов Мансара и Робера де Котта, а поразительный по роскоши и изобретательности декоративной отделки оперный зал — блестящее произведение архитектора А.-Ж. Габриэля.
Первые сады на месте будущего Версальского парка были разбиты еще при Людовике XIII Жаком Буассо и Жаком де Менуар. Когда молодой Людовик XIV в 1661 г. избрал Версаль своей резиденцией, то вверил парковое хозяйство известному архитектору Андре Ленотру. К 1664 г. разбивка садов была завершена, и король устроил праздник под названием «Наслаждение волшебного острова». Позже эта традиция стала регулярной. Праздники в версальских садах гремели на всю Европу.
Свой окончательный облик Версаль приобрел с приходом Жюля Ардуэн-Мансара (1646— 1708), крупнейшего французского архитектора 2-й пол. XVII столетия. Под руководством Мансара к главному зданию дворца были пристроены два огромных — длиной по пятьсот метров каждое — крыла, стоящие под прямым углом к центральному корпусу.
Мансар построил также соединенные золоченой решеткой два корпуса Министров (1671 — 1681), которые образовали так называемый «двор Министров». Авторству Мансара принадлежит и знаменитая Зеркальная галерея, протянувшаяся вдоль западного фасада дворца (1680— 1886). Этот великолепный парадный зал (длина 73 м, ширина 10,6 м, высота 12,8 м) служил для торжественных приемов, балов, празднеств. В Зеркальной галерее каждое утро собирались придворные в надежде увидеть короля, когда он направлялся в часовню (этим моментом часто пользовались для подачи прошений).
Холодный голубоватый цвет мраморной отделки подчеркивает строгую величественность зала. Одна из стен зала образована рядом из семнадцати высоких арочных окон, открывающихся в парк; противоположная стена составлена из семнадцати расположенных симметрично таких же по форме и размерам зеркал. Благодаря этому приему создается ощущение безграничной ширины зала, а массивный свод, покрытый фресками Лебрена, привносит ощущение подчеркнутой пышности — впрочем, обычной для Версаля.
С обеих сторон Зеркальную галерею замыкают Зал Мира и Зал Войны. Созданный Лебреном Зал Войны посвяшен победам Франции над соседними державами во время Голландской войны. Громадный овальный рельеф, изображающий Людовика XIV в образе античного воина, мчащегося на коне, выполнен Антуаном Куазевоксом (1640— 1720).
Интерьеры дворца выполнены по рисункам Берена и Вигарани, расписаны Миньяром и Лебреном. ШарльЛебрен (1619—1690), придворный живописец Людовика XIV и директор Академии, пользовался особым расположением монарха и был фактическим руководителем французского искусства той поры. Для отделки покоев Версаля им были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы, медники, резчики, по заказам Лебрена работала целая гобеленная мануфактура.
Наибольшей роскошью отличаются парадные апартаменты — шесть роскошно декорированных залов, в число которых входит Зеркальная галерея. Центральная часть дворца служила для торжеств и приемов, а в огромных крыльях располагались стража и придворные. Парадные комнаты королевской семьи занимали второй этаж. Каждая комната была посвящена различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. В убранстве комнат в основном была использована позолота на белом фоне; переливчатой игры красок здесь почти не встретишь.
Версальский парк, шедевр ландшафтной архитектуры
Жемчужиной ансамбля является знаменитый версальский парк. Созданный в духе итальянских и голландских парков эпохи барокко, он вместе с тем воплотил в себе ряд абсолютно новых для своего времени идей, и прежде всего — единство пространственного замысла. Этот парк создан Андре Ленотром, большим мастером садово-паркового искусства, в тесном творческом сотрудничестве с выдающимся архитектором Мансаром. Это объясняет, почему все архитектурные произведения Мансара, начиная от дворца и кончая полукруглой садовой колоннадой, так гармонично взаимодействуют с парком.
В своих садах и парках Ленотр последовательно проводил принципы классицизма — регулярность, строгую симметрию, ясность композиции. Главную аллею пересекают поперечные аллеи, образующие прямоугольные или квадратные боскеты. Перед дворцом разбиты на террасах хорошо обозримые партеры и бассейны с водой. Путем умелой посадки и стрижки деревьев Ленотр воспроизвел в живом материале четкие и ясные архитектурные объемы, впервые сделав парковое искусство трехмерным. Аккуратно подстриженные деревья, тесно, без просветов, посаженные друг к другу, на манер сплошного ряда домов, создают подобие зеленых улиц. Парк хорошо обозрим благодаря искусственно выровненной почве и открытой планировке. Его протяженность — с главным каналом, цепочками газонов, водных партеров, фонтанов, открытых и замкнутых парковых площадей — составляет около трех километров, а общая площадь — 1738 гектаров.
Поразительная панорама раскрывается из окон Зеркальной галереи, особенно из среднего ее окна, находящегося на главной оси дворца и парка. Далеко к горизонту уходит строгая прямая линия центрального канала. По преданию, она ориентирована на точку захода солнца в день рождения «короля-солнце» Людовика XIV. У подножия дворца, вдоль всего фасада, распластался просторный «водяной партер» с широкими газонами и зеркалами фигурных бассейнов, обрамленных низкими гранитными бортами и декоративными статуями и вазами. Среди них — аллегорические изображения рек Франции: Роны, Луары, Гаронны. В северной части партер замыкается бассейном и фонтаном Нептуна, а на юге— оранжереей, для устройства которой Мансар очень искусно использовал рельеф местности.
Версальский парк населяют боги и богини Олимпа, нимфы, мифологические существа, драконы. Одинокие статуи и целые скульптурные группы белеют в открытых партерах и на фоне зеленой стены деревьев. Скульптуры украшают и множество фонтанов. Целая цепь фонтанов посвящена прославлению Людовика XIV, «короля-солнца», в аллегорическом образе древнегреческого бога солнца Аполлона. Так, фонтан «Латона» рассказывает о детстве Аполлона и торжестве его матери — Латоны. В «гроте Аполлона» божество отдыхает на дне моря в окружении нимф. Бассейн Аполлона украшает колесница солнечного бога, поднимающаяся из воды, — так в античной традиции изображался восход солнца. Когда в центре бассейна бьет фонтан, создается впечатление, что четверка бешеных коней вздымает и вспенивает воду ударами копыт. А одной из лучших скульптур Версальского парка является группа «Похищение Прозерпины» работы Франсуа Жирардона (1628—1715).
За фонтаном Латоны далеко вглубь парка уходит широкая аллея с зеленым ковром травы посередине и рядами беломраморных статуй по обеим ее сторонам. Аллея замыкается бассейном Аполлона. Дальше ось подхватывает гладь Большого Крестового канала. В глубине парка под сенью деревьев прячутся два небольших дворца: Большой Трианон и Малый Трианон. В этих уединенных покоях протекала личная жизнь короля и его приближенных.
Большой Трианон, выстроенный Ж. Ардуэн-Мансаром, — одноэтажное здание с плоской кровлей. Его фасады облицованы цветным мрамором, их архитектура сдержанна и даже строга. Облик этого сооружения отличается изысканностью и утонченностью. Этот дворец предназначался для интимного отдыха королей. Часть помещений во дворце была переделана для Наполеона I в стиле ампир.
Малый Трианон — парковый павильон, построенный в 1763—1768 гг. архитектором Ж.-А. Габриэлем. В 1770 г. король Людовик XVI преподнес Малый Трианон в качестве свадебного подарка Марии-Антуанетге. Этот небольшой дворец стал образцом классической архитектуры, к которому впоследствии обращались многие зодчие разных стран. Все четыре фасада небольшого по размерам, почти квадратного в плане, двухэтажного здания построены по одной схеме, с четырехколонным портиком коринфского ордера посредине. Из-за композиционной простоты и классической ясности пропорций специалисты относят это произведение Габриэля к числу лучших памятников мирового зодчества.
Создателем романтического парка Малого Трианона считают Анри Ришара, который за образец принял английские парки со свободной пейзажной планировкой. В парке устроены изящные мостики через протоки, павильоны. Наиболее ранним является так называемый Французский павильон, или Октогон, расположенный между дворцами Большим и Малым Трианонами. Он был выстроен раньше дворца Малый Трианон — в 1749—1750 гг. архитектором Габриэлем. Позднее посреди небольшого пруда архитектор Ришар Мик создал на возвышенном островке Музыкальный павильон, или Бельведер, — элегантную восьмиугольную «бонбоньерку», и на излучине протока храм Амура в виде открытой круглой колоннады.
По инициативе Марии-Антуанетты в глубине парка была построена «Мельничная деревушка», созданная в народном крестьянском духе. Молочная ферма, мельница и хижина Мари и-Антуанетты — самые поздние произведения ансамбля Малого Трианона. Они были созданы Ришаром Миком уже перед самой революцией (1783—1786), и в их характере отразились влияния философа Жан Жака Руссо, его идеализация патриархального быта. Это была пора сентиментализма и пасторалей.
Версальский дворец поражал современников своей роскошью и богатством, но сегодня мы можем об этом судить лишь по сохранившимся рисункам и гравюрам. До 1789 г. он оставался королевской резиденцией. но в годы революции покинутый Людовиком XVI замок пришел в запустение и не раз подвергался грабежам. В 1830-х гг. король Луи-Филипп отреставрировал дворец и обратил его в музей.
В XIX в. Версаль служил резиденцией президента и местом заседания парламента. Дважды в своей истории он был захвачен немцами — во время франко-прусской войны в 1870—1871 гг. когда во дворце разместился прусский генеральный штаб, и в годы Второй мировой войны. После войны некогда блестящий архитектурно-парковый ансамбль Версаля оказался в тяжелом положении — казалось, даже не найдется средств для его восстановления.
Однако в наши дни Версальский дворцово-парковый ансамбль вновь занял достойное место среди памятников культурного наследия человечества и занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В залах дворца регулярно проводятся выставки современных художников и дизайнеров — Ксавье Вейана, Джеффа Кунса, Такаши Мураками, Бернара Вене и Жоаны Вашконселуш.
Версальский дворец оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры. В Европе интерес к Версалю был исключительно высок. Резиденция французских королей стала образцом, который в XVI11 в. был в бесчисленных вариантах повторен в дворцово-парковых ансамблях, созданных при дворах многих монархов Европы. Но ни один из них не превзошел Версаль ни по размаху, ни своими художественными достоинствами.
Франция, карта Версаля