Шато Сюлли-сюр-Луар — восточные ворота в долину Луары. Эта великолепная архитектурная достопримечательность Франции, входящая в плеяду знаменитых замков Луары, находится в центре города Сюлли-сюр-Луар на левом берегу реки Луары, в природном заповеднике Франции Солонь, расположенном южнее Орлеана от Луары до Шера.
Замок Сюлли-сюр-Луар, история и архитектура
Замок Сюлли-сюр-Луар впервые упоминается в 1102 году. Считается, что его создателями были наследники древнеримского диктатора Суллы — семья баронов Сюлли. Они возводят замок Сюлли-сюр-Луар недалеко от переправы через реку и в последствии эта переправа стает средством их заработка. Они начинают брать деньги с тех, кто этой переправой пользовался. В 1218 году Филипп Август построил большую башню замка и создал скотный двор и подземелья. В 1429 году, незадолго до взятия в плен, замок посещала Жанна д’Арк.
В самом конце XIV столетия Сюлли-сюр-Луар переходит в руки семьи Ла Тремойль. Они решают перестроить замок и немного дополнить его архитектуру. В 1396 году Ги де ла Тремойль начинает строительство настоящего замка Сюлли-сюр-Луар, ведь до этого замок являл собой крепость, как и большинство всех средневековых замков, что было спровоцировано постоянными войнами за власть и территории. Специально приглашенный архитектор Раймон дю Тампль(архитектор короля и герцога Орлеанского) создает донжон замка Grand Château («Большой замок»), который с тех пор и поныне является основной частью замка.
Этот готический донжон – самое старое в замке, прямоугольное в плане здание между четырьмя круглыми башнями, было предназначено для защиты моста через Луару, а в мирной жизни служило для приемов и церемоний. Внутри до нашего времени сохранились подлинные стрельчатые деревянные нервюры XIV века. В 1524 году к зданию замка была достроена новая юго-восточной часть(восточное крыло).
Petit Château («Малый замок») образует двор к югу от донжона. Он состоит из двух башен (XV и XVII вв.) и жилых апартаментов (XV в.). В XVIII в. было добавлено здание, соединяющее донжон Большого замка с Малым замком.
В 1602 году Максимильен де Бетюн, маркиз де Рони и министр Генриха IV, выкупает шато Сюлли. Сюлли-сюр-Луар был на пике своего рассвета во времена Максимильена де Бетюна. В историю он вошел как Великий герцог де Сюлли, так как позднее добавил к своему имени название любимого замка. Максимильен де Бетюн родился в 1559 году в своем замке Рони-сюр-Сен. Он был простым протестантом и ему чудом удалось избежать кровавой расправы в ночь Святого Варфоломея. С юношеских лет он находился рядом с будущим королем Генрихом IV, участвовал в завоевании власти и королевства.
Дружба герцога де Сюлли с Генрихом IV, основателем королевской династии Бурбонов, и выдающие способности позволили ему сделать блестящую карьеру: он был главным суперинтендантом финансов, супериндентаном укреплений и грандмастером артиллерии, к которой испытывал неподдельный интерес. В 1606 году он получает герцогский титул, а также занял пост суперинтенданта королевских зданий – в этом качестве он руководил строительством Лувра и Тюильри.
С 1602 по 1607 года Бетюн перестраивает замок под свои стандарты и под стандарты моды тех времен. Он также создает на территории замка шикарный парк, который был построен так чтобы вода для орошения поступала из Луары, но в то же время, чтобы, во время наводнений, вода не смогла затопить насаждения.
Он часто посещал замок, иногда вместе с королем. В 1610 году после убийства короля Максимильен уходит в отставку. Он удаляется от управления государством и пишет мемуары о экономике и финансах. Эти мемуары уже в 1638 году были напечатаны в Сюлли. Могила Великого герцога де Сюлли и его второй жены находится в самом замке.
1648-1653 годы — время Фронды (фр. la fronde, «праща») во Франции, годы антиправительственного движения, практически гражданской войны. В эти годы пращи часто использовались группами парижан, бившими стекла в домах тех, кто поддерживал кардинала Мазарини. Молодой Людовик XIV смог укрыться в замке в марта 1652 года. Также в те страшные времена убежище здесь нашли кардинал Мазарини и Анна Австрийская (отношения Анны Австрийской и Людовика XIII стали одной из основных сюжетных линий знаменитого романа Александра Дюма-отца).
Истинный расцвет замка связан с концом правления Людовика XIV и регентством Филиппа Орлеанского. Тогда частная жизнь снова вернулась в моду – молодые дворяне бежали от благочестия маркизы де Ментенон в салоны, где наслаждались любовью, шампанским и остроумной беседой.
Одним из ярких представителей того времени был Максимилиан-Анри де Бетюн, пятый герцог Сюлли. Несмотря на то, что он был близким другом регента, он не разделял легкость нравов той эпохи – дамой его сердца была Мари-Жанна Гайон, вдова бывшего королевского казначея Фуке, на которой ему удалось жениться только в 1719 году, к немалому возмущению семьи. Именно Максимилиан-Анри был одним из первых почитателей Франсуа-Мари Аруэ, более известного под псевдонимом Вольтер, который не раз пользовался гостеприимством герцога из-за своего острого языка и желчного характера.
В XVIII-XIX веках замок снова подвергся кардинальным изменениям: была снесена башня Филипп-Огюст и построены новые службы, а в середине XIX века была разрушена одна из галерей донжона. В XX веке переделкам подверглись вершины крепостных башен, а в 1918 году ужасный пожар уничтожил крыло XVIII в., которая, впрочем, была восстановлена в уменьшенных пропорциях. Как ни странно, но реставрация нанесла едва ли не больший вред памятнику – тогда в моде были идеи Виолле-ле-Дюка, и потому реставраторы больше фантазировали на тему «романтического Средневековья», чем восстанавливали действительно исторические постройки.
Больше всего от неграмотной реставрации пострадала внутренняя планировка, но, к счастью сохранилось много описаний, гравюр, фотографий, артефактов и предметов XVIII века, полюбоваться которыми можно в музейной части замка – в воссозданных жилых комнатах XVII-XIX веков.
Замок пережил и Первую и Вторую мировую войну. Во время Второй мировой войны замок немного пострадал, пережив обстрел и бомбежку в июне 1940 года и в августе 1944 года.
Более четырех веков замок Сюлли-сюр-Луар оставался во владении наследников герцога де Сюлли. И так бы продолжалось и дальше, если бы в 1962 году замок не выкупило государство. Замок с тех пор стал собственностью Генерального совета Луары. Считается, что именно благодаря пребыванию замка в во владении одной семьи, он так хорошо сохранился по наше время.
Замок Сюлли-сюр-Луар, интерьер и достопримечательности
Сейчас замок вновь обретает все величие резиденции графского рода. Замок Сюлли-сюр-Луар очень хорошо сохранился внутри. В покоях Великого герцога де Сюлли и его жены царят роскошь, блеск и величие той эпохи.
Замок вмещает в себе разнообразие интерьеров и стилей. Надгробие супругов Сюлли, главный зал и галерея семейных портретов и статуй, комната Психеи (получившая такое название из-за одноименного гобелена, изображенного на ее стенах), королевские покои – все это и составляет очарование замка Сюлли-сюр-Луар. В замке также представлена богатейшая выставка ковров, старинных картин, оружия и манускриптов — исторических памятников XVI-XVIII столетий.
Жилые комнаты Сюлли-сюр-Луар обставлены аутентичной мебелью и украшены старинными гобеленами и замечательной коллекцией ориентального искусства, которое, начиная с XVII в. было во Франции в большой моде. Вы можете осмотреть большой зал, театр, спальню, столовую, комнату для собраний, которая использовалась для карточных игр и частные апартаменты герцога и герцогини.
С 1973 года на территории замка ежегодно проходит фестиваль классической музыки. Летом здесь можно посмотреть представления, на которых спустя века вновь оживают исторические персонажи — Генрих IV, Мария и Екатерина Медичи, юный паж Максимильен де Бетюн, герцог де Сюлли. 9 ноября 1961 была выпущена почтовая марка с изображением замка Сюлли-сюр-Луар стоимостью 0,45 французских франков. В 1928 году замок стал историческим памятником Франции, а в 2000 году был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.