Циюньшань, священные даосские «горы, равные облакам»

Горы Циюньшань (Qiyun Shan), которые в древности назывались Белыми Горами,, расположены в округе Сюнин города Хуаншань, провинция Аньхой, и являются наряду с горами Уданшань, Цинчэншань, Лунхушань и Саньциншань одними из Священных даосских гор и известной культурной достопримечательностью Китая. Название гор возникло благодаря китайскому выражению «один камень, летящий в небо на высоту облаков». Отсюда и название гор Циюньшань, означающее «горы, равные облакам». И действительно, склоны Циюньшаня поражают удивительным живописным ландшафтом, и имеют множество природных пещер и гротов, а его вершины будто парят в облаках.

Живописная территория гор занимает площадь в 110 кв. км на высоте 585 метров. Горный хребет Циюньшань хорошо известен своей буддистской культурой и рельефом из красного песчаника. Геоморфологический ландшафт Данься в горах Циюньшань включает вершины с крутым подъемом и гротескные скалы – красные, как сияние заходящего солнца. В этих живописных местах находятся такие вершины, как Пик Воскурения Благовоний, Пик Пяти Бессмертных и Пик Трех Небесных Монахинь; чудесно оформленный утес Каменный Мост и утес Лиловая Ночь; неохватные безмолвные пещеры, бьющий родник Жемчужный Занавес и ручей Летящий Дождь. Кроме того, горы Циюньшань обладают богатыми природными ресурсами. Здесь существует более 560 видов древесных растений, 18 видов драгоценных деревьев и более 140 видов диких животных (в том числе птиц).

Горы Циюньшань, священные места даосов

Согласно преданию, даосский бессмертный, патриарх Тайцзицюань — Чжан Сяньфэн, достигнув 202-летнего возраста, поселился в одной из пещер Циюньшаня, и с тех пор его больше никто не видел… Согласно же другой легенде, один из святых-бессмертных даосов здесь обучал своих адептов сутрам, заодно практикуясь в самосовершенствовании. Когда он завершил практику, ему было уже две с половиной тысячи лет. Он завоевал Север, стал Северным императором Чжэньу и начал контролировать добро и зло в загробном мире.

Однажды он отправился путешествовать вокруг земли, посетив по дороге знаменитые горы. Плененный прекрасными пейзажами гор Циюньшань, он решил построить здесь храм, чтобы привлечь паломников. Как раз в этот момент мимо проплывало облако, которое превратилось в волшебного белого журавля. Чжэньу рассказал журавлю о своей идее, и тот немедленно созвал сотни птиц, живущих в горах, чтобы начать строительство. Через несколько дней слетелись сотни птиц, держа в клювах глину, и построили статую императора Чжэньу.

Также интересно:  Горы Уишань в Китае: Святые места трех учений

Спустя неисчислимое количество лет другой даосский монах-путник приехал в горы Циюньшань из местечка Ибэй (округ И, провинция Аньхой). Он увидел во сне длинноволосого монаха с босыми ногами, который сказал ему: «Я живу в горах Циюньшань и уже очень долго жду тебя». Когда монах-путник пробудился, он увидел глиняную статую, точь-в-точь похожую на ту, что привиделась ему во сне. Удивленный и взволнованный, он вдохновил людей, живущих в горах, на сбор денег для создания позолоченной статуи. Тогда был основан храм Святого Чжэньу, где день и ночь воскурялись благовония для пилигримов.

Позже, когда наступали времена сильных ветров, наводнений, приходила чума или все сжирала саранча, статуя всегда отвечала на молитвы людей, о чем бы они ее ни просили. В результате ее божественная сила получила широкую известность по всему Югу. Даосские монахи толпами приходили в горы, чтобы остаться здесь навсегда. В пещере, где находится усыпальница императора Чжэньу, они проводили становившиеся все более популярными ритуалы с воскурением благовоний. В конце концов храм стал основным священным местов даосов.

Исторически же, даосская деятельность в горах Циюньшань берет начало между 758 и 760 гг. во время правления династии Тан, когда даосский монах Гун Си Ся пришел сюда заниматься самосовершенствованием на основе даосской диеты. После этого даосизм в горах Циюньшань стал необыкновенно популярным, произошло это во время правления династий Мин и Цин.

Циюньшань, культурные достопримечательности священных гор

Самые знаменитые постройки в горах Циюньшань – это дворец Императорская Раковина, зал Совершенного Воина, Белый Дворец Северного Неба, зал Ясного Неба, а также территория «Пещерное небо и Благословенная Земля». В период правления династии Тан, в 809 году, в горах Циюньшань был построен храм Каменные Врата. В величественном здании храма хранятся многочисленные статуи Будды и даосские картины времен правления различных династий.

Захватывающий ландшафт гор Циюньшань и долгая история даосской культуры привлекали сюда бесчисленных китайских писателей. Среди них Ли Бай, Чжу Си и Сюй Сякэ. Они взбирались на гору и оставляли там резные наскальные изображения, а также каменные таблицы с образцами их любимой каллиграфической манеры и надписями. В настоящее время в горах Циюньшань сохранилось триста пять образцов резьбы по скалам, двести тридцать две каменные таблицы и семь древних выгравированных таблиц. Некоторые из них отличаются четким и мощным стилем, другие выполнены в мягкой и элегантной манере, но все они обладают чрезвычайно высокой художественной ценностью. Их считают «произведениями номер один в южной части Янцзы» как в количественном, так и в качественном отношении.

Также интересно:  "Восточная Венеция": Водные города Китая

Дворец Императорская Раковина, расположенный ниже утеса Лиловая Ночь – это даосский храм, построенный у горы в 1515 году, во время правления династии Мин. Перед величественным и искусно выстроенным храмом находятся три входа. Они ведут во Дворец Повелителя Начала Начал, во дворец Управления Миром Благостью и Силой, а также к Вратам Пяти Раковин. Эти три классически оформленные входа высотой в семнадцать метров построены из красного песчаника и украшены рельефами, изображающими птиц и мифических зверей. Внутри находится пещера, в которой хранится статуя императора Чженьу.

Пещерное Небо и Благословенная Земля – это территория с наивысшей концентрацией наскальной резьбы и надписей на утесах. Самыми знаменитыми являются утес Цичжэнь, утес Доблесть и утес Иероглиф Долголетия. Утес Цичжень находится в том месте, где самый древний бессмертный монах-даос практиковался в самосовершенствовании; утес Доблесть – это место, где отдают дань уважения Повелителю Гуаню а огромный китайский иероглиф диаметром в 230 сантиметров, вырезанный на утесе Иероглиф Долголетия – это копия почерка императрицы времен династии Цин. Проходя мимо этого утеса, можно увидеть очень просторную пещеру, через которую проходят посетители. Это естественная пещера как раз под утесом, она известна как «дыра под скалой» и «ворота в небо». Ошеломляющее количество наскальных надписей внутри пещеры называют «лесами каменных табличек в белых горах».

Пещера Бессмертных у подножия высокого утеса Белый Тигр состоит из пещеры Восьми Бессмертных, пещеры Имперского Фонда, пещеры Архатов, пещеры Созвездие Вэньчан, пещеры Господина Лао-Цзы, пещеры Жемчужный Занавес и дворца Нефритовое Благочестие. Здесь жили и упражнялись в самосовершенствовании даосские монахи. Пещера Бессмертных объединяет различные школы Бессмертных – как буддийские, так и даосские. Конфуцианство, буддизм и даосизм слиты воедино в этой пещере, представляющей один из самых красивых пейзажей в горах Циюньшань.

Также интересно:  Гроты Юньган: Жизнь, застывшая в камне

На обрывистых скалах этой местности вырезаны сотни древних надписей, организованных в особом порядке и образующих длинный коридор. Особенно поражают воображение четыре огромных иероглифа на отвесной скале: Kai Tian Shen Xiu, что означает «волшебная красота под небесами». Эти четыре иероглифа стали видимым знаком для Пещеры Бессмертных. Уникальное географическое положение пещеры Бессмертных создает неповторимую живописную красоту. Независимо от того, идет ли здесь дождь или сияет солнце, над утесом всегда брызжут капли воды из нескольких источников. Они образуют очень тонкую завесу, известную как «жемчужный занавес», а под ней находится зеленый лотосовый пруд. Сочетание ясной и спокойной родниковой воды с удаленным пиком Воскурения Благовоний порождает пронзительную по красоте пейзажную картину.

Дворец Высшей Белизны – один из основных даосских храмов в горах Циюньшань. Изначально он назывался «Храм Святого Чжэньу». Он был построен между 1225 и 1227 годами во время правления династии Южная Сун. В 1532 году, во время правления Императора Шицзун из династии Мин, даосский мастер Чжан Янью из сорок восьмого поколения Даосской Школы Горы Лонху предложил небесам идею: призвать даосских учеников к строительству храма в горах Циюньшань, и это осуществилось. Поэтому Император приказал расширить храм и изменил его название на новое – Дворец Высшей Белизны Северного неба. Дворец, обращенный к северу, покрывает территорию площадью в 1600 квадратных метров, охватывающую ворота «Небесное Золото», вход во дворец, передний зал, основной зал, задний зал, гостевые комнаты, столовые и крыло со спальнями.

Дворец окружает улица Юэхуа, которая расположилась на самом краю отвесной скалы и известна, как «небесная улица». Отсюда открывается неповторимый, вид, захватывающий дух. На Юэхуа живут как монахи-даосы, так и обычные люди. В горах Циюньшань эта улица является городским центром как для паломников, так и для туристов. Город густо населен, здесь находится восемь древних даосских сооружений и множество домов в стиле провинции Аньхой для местных жителей.

Китай, карта расположения гор Циюньшань

Похожие статьи

Добавить комментарий