Святые места Тибета, часть 30: Пабонка, монастырь тибетского алфавита

Монастырь Пабонка, одно из самых древних буддийских сооружений в районе Лхасы, находится в 8 км от Лхасы в долине Ньянг Бран. Исторически Пабонка был независимым монастырем, но в настоящее время это часть монастыря Сэра, и визит в Пабонку удобно совместить с визитом в близлежащий Сэра. Пабонка – стартовая точка одного из паломнических маршрутов; эта историческая достопримечательность Китая и Тибета будет интересна людям, увлекающимся медитацией и интересующимся тибетской историей и буддизмом. Монастырь построен на плоской вершине гранитного холма, похожего на черепаху, возможно, даже раньше, чем Джокханг и Рамоче. С холма открывается прекрасный вид на город Лхаса и дворец Потала.

Король Сонгцен Гампо велел заложить монастырь на этом месте в 7 веке н.э. и он сам, и его китайская жена принцесса Вэньчэн, король Трисонг Децэн, Гуру Ринпоче и семеро первых монахов Тибета – все в разное время бывали в Пабонке и медитировали здесь. По легенде именно в монастыре Пабонка Тхонми Самбхота создал тибетский алфавит. Здесь же некоторое время жил отшельником Чже Цонкапа. В то время Пабонка принадлежал к традиции тибетского буддизма Ньингма.

К сожалению, первоначальное здание монастыря не сохранилось до нашего времени. Девятиэтажная башня, возвышавшаяся над обителью, была разрушена в 841 г. н.э.. антибуддийским королем Лангдхармой. Но впоследствии монастырь достраивался и ремонтировался — к 11 веку в главном корпусе осталось всего два этажа. В то время тибетская буддийская секта Кадам была очень популярна в Тибете, и Пабонка стала частью традиции Кадам.

В 17 веке Пятый Далай-лама объединил Тибет. Он восстановил Пабонку и добавил к основному зданию еще один этаж. Монастырь Пабонка стал частью традиции Гелуг (Желтая Шляпа) и по сей день остается монастырем Гелуг. Культурная Революция тоже не пощадила Пабонку, но, как и многие другие буддийские храмы Тибета, монастырь был отреставрирован усилиями монахов из монастыря Сэра, которые помогли восстановить древние артефакты.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 21: Сершул, крупнейший монастырь Гелугпа

Первый храм, который встретится путешественнику на пути от Сэра, носит название Ригсум Гонпо. В этом храме много залов, а главная реликвия здесь – вырезанная на стене лотосовая мантра («Ом мани падме хум»), раскрашенная синим и золотым – она расположена на дальней стене храма напротив входа. Легенда гласит, что это первая надпись, сделанная тибетским алфавитом после его создания. В центральном зале храма вы также увидите самовозникшее резное изображение Ченрезига, Джампельянга и Чана Дордже (Авалокитешвары, Манчжушри и Ваджрапани) возрастом более 1300 лет. В честь этой троицы и был назван храм. Эти изображения были закопаны под землю во времена культурной революции и извлечены наружу только в 1985.

По пути наверх по склону после храма туриста встречает ряд чортенов, здесь нужно повернуть налево и пойти по часовой стрелке вокруг горы Пабонка – так можно попасть в Пещеру Палден Лхамо на западной части склона, здесь когда-то медитировал король Сонгцен Гампо. Внутри пещеры находятся изображения самого короля Сонгцена Гампо с двумя женами (непальской и китайской), Гуру Ринпоче, Трисонга Децэна и самовозникшее резное изображение защитницы Палден Лхамо.

Пабонка Подранг находится на вершине древней скалы. На нижнем этаже двухэтажного здания ничего примечательного, зато на втором – великолепный зал собраний с самопроявившейся статуей Ченрезига (Авалокитешвары) – статуя находится с правой стороны за колонной. Внутренний зал защитника скрывает статую краснолицего Гонпо Даши Марпо (зал второй справа). А следом – зал с четырьмя колоннами Кашима Лхаканг, полный лам, королей и их жен. На крыше небольшие медитационные покои Далай Лам со статуей медитационного божества Демчога (Чакрасамвара), отсюда открываются красивые виды Лхасы.

Если подняться еще выше Пабонки Подранг, то вы увидите остатки 108 ступ и желтый Гьяса Подранг (храм принцессы Вэньчэн). Два нижних этажа посвящены разным манифестациям Цонкапы и Буддам медицины, а в храме на верхнем этаже – небольшая статуя самой Вэньчэн – с правой стороны в глубине зала, рядом с изображением Тхонми Самбхоты, с именем которого обычно связывается изобретение тибетского алфавита. Здесь же и непальская жена царя Сонгцена Гампо, Бхрикути, и изображения зеленой и белой Дролмы (Тары), чьими проявлениями и являются жены Сонгцена Гампо. Внимательный путешественник сможет также найти изображение и Тибетского министра Гара Тонгцена, который путешествовал в Китай ко двору империи Тан и привез в Тибет принцессу Вэньчэн.

Также интересно:  Храм Лотоса: Перекресток всех религий

От Пабонки всего 20 минут занимает довольно простая тропа вверх – в уединенный монастырь Таши Чолинг. Немного осталось от самой обители, но виды здесь прекрасные. Паломники также пьют святую воду в верхнем храме и совершают кору вокруг обители. Если от Таши Чолинга уйти по тропе по диагонали вверх на холм, вдоль линии электропроводов, можно вернуться обратно на кору вокруг Пабонки.

Вниз от Таши Чолинга тропа ведет к женскому монастырю Чупсанг (путь займет около 30 минут). Здесь проживает около 135 монахинь и это очень приятное и дружелюбное место. Отсюда можно вернуться к Таши Чолингу и подняться еще вверх на северо-восток к пещере отшельников Дадрен Ритро, расположенной на высоте 4200 метров над уровнем моря. Отсюда около часа пути до Сэра Утзе (ретритные пещеры Чодинг), которые находятся непосредственно над монастырем Сэра и близко к тропе коры вокруг монастыря.

Китай, карта расположения монастыря Пабонка

Похожие статьи

Добавить комментарий