Храм Прэахвихеа, «святая святых» горного божества

Расположенный в горах Донграк, прямо на границе с Таиландом и в самой северной точке Камбоджи, живописный храм Прэахвихеа (Пра Вихеар) виден издалека за многие километры. Его название можно приблизительно перевести как «святая святых».

Игравший в эпоху Средневековья исключительно важную роль в духовной жизни Камбоджи, этот храм долгое время пользовался вниманием и поддержкой кхмерских королей. Они не скупились на средства, украшая ансамбль Прэахвихеа все новыми скульптурами и барельефами, расширяя старые и сооружая новые святилища. Таким образом, храм сегодня сочетает в себе элементы нескольких архитектурных стилей.

Преах-Вихеа, королевское святилище

Ансамбль Преах Вихеара в основном сложился к 1066 г. При этом место, на котором заложено святилище, являлось паломническим еще в VI веке. Возвышенность, которая разместила на себе Прэахвихеа, символизирует священную гору Меру, а постройки, которые стали появляться позже, только укрепляли эту божественную связь.

Прэахвихеа необычен среди кхмерских храмов тем, что ориентирован по оси север – юг (его протяженность составляет 800 м), в то время как обычный план предполагает ориентацию с запада на восток. Необычен храм и по своей композиции. В основе его ансамбля сохраняется общая для всех камбоджийских памятников идея постепенного приближения к главному святилищу.

Но это не восхождение, как в классических постройках Ангкора: комплекс храма здесь развивается не ввысь, а вдаль, по горизонтали, все его части как бы наслаиваются друг на друга. При этом сохраняется принцип центрального храма-горы, стягивающего к своей вершине все остальные части комплекса.

Храм Пра Вихеар имеет «плоский», или «равнинный», подход только с одной стороны – севера, от границы с Таиландом. Подъем здесь почти не ощущается. Южный подход, со стороны Камбоджи, очень крут и достигает 120 м высоты. С северной стороны к святилищу ведет ряд вымощенных камнем эспланад, прерываемых крестообразными в плане портиками. Центральную эспланаду обрамляет балюстрада змей-нагов, которая тянется, почти не прерываясь, и подводит прямо к святилищу.

Храм посвящен индуистскому богу Шиве в двух его ипостасях, как горных божеств Сикхарешвара и Бхадрешвара. Первые храмовые постройки на этом участке появились еще в начале IX столетия, но самые ранние дошедшие до нас части храма датируются началом X в.

Основное строительство развернулось здесь в годы правления кхмерских королей Сурьявармана I (1002–1050) и Сурьявармана II (1113–1150). Сохранившаяся в храме пространная надпись подробно рассказывает о деятельности Сурьявармана II, изучавшего священные ритуалы, отмечавшего все религиозные праздники и посылавшего щедрые дары своему духовному руководителю, индийскому брахману Дивакарапандите.

Подход к храму акцентирован пятью башнями-гопурами, отмечающими входы во внутренние дворы. Каждая из них отличается от предыдущей по высоте, и это постепенное нарастание объемов увеличивает воздействие храмовой архитектуры на зрителя. Башни поставлены таким образом, что закрывают от взгляда посетителя следующую часть храма, пока он не пройдет через ворота, лишая его возможности увидеть весь комплекс в целом.

Южный, внешний фронтон четвертой башни украшает один из шедевров Преах Вихеара: каменные рельефы, изображающие «молочное море, пахтаемое (взбалтываемое) богами». Пятая башня несет на себе следы красной краски, которой она когда-то была выкрашена.

В 1954 г. храм и прилегающие окрестности были захвачены Таиландом. Вопрос о принадлежности Преах Вихеара Камбодже рассматривался на заседании Международного суда в Гааге. Подробный анализ стилистических особенностей этого памятника, сделанный французским исследователем А. Маршалем, помог доказать исторические права кхмеров на этот храм. В 1962 г. Преах Вихеар был возвращен Камбодже, а в 2008 году храм Прэахвихеа был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Камбоджа, карта расположения Прэавихеа

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика