Луанг-Прабанг: Столица Золотого Будды и жемчужина Лаоса

Жемчужина Лаоса и бывшая столица королевства город Луангпрабанг (Луанг-Прабанг) расположена на реке Меконг и носит имя Будды Пра Банг, или «Священного Золотого Будды» – легендарной золотой статуи, на долгие века ставшей национальным символом страны и одной из самых почитаемых реликвий буддизма. Город 32 пагод, представляющий собой музей под открытым небом, находится под охраной, как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В древности этот город именовался иначе – Мыон Шва (Муан Суа). Его основал в VIII столетии н. э. принц Кхун Ло, старший сын правителя королевства Нань-чжао, располагавшегося на юге Китая. Столичным городом Луангпрабанг оставался вплоть до 1563 г., когда в связи с угрозой внешнего вторжения король Сетхатхират перенес свою резиденцию во Вьентьян.

Много раз Луангпрабанг пожирало пламя пожаров – особенно памятный случился в 1774 г. Много раз осаждали и захватывали неприятели – последний раз это произошло в 1887 г.: город захватили и опустошили отряды «черных флагов» – бродячих авантюристов, объединенных жаждой наживы. В огне войн и пожарищ погибли десятки памятников старины, уникальных творений древних мастеров. Когда-то Луангпрабанг славился 65 монастырями, от которых теперь осталось 32.

Достопримечательности Луангпрабанга

История небольшой пагоды Ват Чом Си (Wat Chom Si) в центре Луангпрабанга связана с древним преданием. Рассказывают, что она построена на том самом месте, где начинается проход к центру Земли. Соблазненный этой легендой, монах по имени Палавек однажды решился отправиться в рискованное путешествие. Смельчак уселся в корзину, которую его помощники постепенно опускали, надвязывая веревки. Но по пути к центру Земли Палавек, на свою беду, наткнулся на золото. Он поднял несколько самородков наверх, после чего люди заставили его день и ночь добывать драгоценный металл, угрожая навсегда оставить его на глубине. Неблагодарные все же предали монаха: набрав золота, они завалили отверстие огромным осколком скалы. Однако Палавек все же выбрался на волю и рассказал королю о преступлении своих помощников. Король распорядился отобрать у них золото и построить на эти средства пагоду Ват Чом Си на холме Пху-Си (Phu Si), закупоривающем вход к центру Земли. Преступники же обязались по очереди бить в гонги и барабаны, чтобы отгонять от Луангпрабанга подземных духов, вышедших на поверхность вместе с Палавеком. С тех пор потомки жителей древнего города в строго определенные часы исправно бьют в барабаны, гул которых разносится над Луангпрабангом…

Холм Пху-Си считается одной из главных достопримечательностей в Луангпрабанге. Его название в переводе с лаосского означает «Священный холм».  На 106 метров он возвышается над городом и реками Меконг и Нам Хан. стрелкой рек Меконг и Нам Хан (Кхан). Вверх к вершине холма ведет извилистая каменная лестница, состоящая из 355 ступеней, самый популярный маршрут восхождения начинается от Королевского дворца.

На склонах и вершине холма Пуси, среди пышной растительности, расположены несколько храмов и святынь, установлены статуи Будды, есть несколько пещер, в одной из которых, в пещере Wat Phra Bat Nua, можно увидеть наскальный отпечаток стопы Будды, считающийся священным среди буддистов.

Примерно на половине пути к вершине находится открытая площадка, на которой расположен храм Wat Tham Phu Si, установлены статуя Лежащего Будды и несколько статуй Будды, выкрашенных в золотой цвет, олицетворяющих обучение, процветание, здоровье, мир и даже дни недели.

С холма Пху-Си виден утопающая в зелени беловатая ступа Тхат Макмо, что в переводе означает «пагода-арбуз». Храм был сооружен в 1503 году. Это единственная в стране ступа, построенная в сингальском архитектурном стиле. Настоящее, «официальное» ее имя – Тхат Патхум, «ступа великого Лотоса». Она построена в самом начале XVI в. и сейчас входит в состав музея религиозного искусства, находящегося в пагоде Ват Висун. Эта пагода – воссозданная в 1898 г. копия деревянного святилища, построенного в 1512 г. и сожженного в 1887 г. армией «черных флагов».

Также интересно:  Сюанькун-сы: Висячий монастырь священной горы

Храм Ват Висун считается одной из главных достопримечательностей в Луанг-Прабанге. Первоначальный храм был возведен из дерева. Отличительной чертой его архитектурного стиля была двойная крыша с высоко поднятой верхней крышей над нижней кровлей. Судя по историческим документам, первоначальная постройка была весьма впечатляющая.

Двенадцать столбов, которые поддерживали конструкцию, были каждый по 30 м в высоту, по периметру фасада располагалось 21 окно, оконные проемы были украшены резными балясинами. На его строительство было использовано 4000 древесных стволов. Храм был восстановлен в 1896-1898 гг., при его реконструкции были сохранены форма крыши, потолочное перекрытие из массивных деревянных балок, декоративное оформление окон максимально приближено к первоначальному виду. Однако, храм уже не деревянный, он выполнен из кирпича, фасад здания оштукатурен. В 1942 г. Ват Висун преобразовали в музей. Здесь хранится множество памятников древнего наследия – коллекция изделий XI–XII вв., скульптурные изображения Будды, резные паланкины, кафедры для проповедей. Во дворе растет священное дерево Бо.

Рядом с храмом Ват Висун находится храм Ват Ахам.

Самой старой пагодой в Луангпрабанге считают Ват Монором. Она была основана в 1372 г., но спустя пятьсот лет разрушена, так что в ХХ в. храм пришлось воссоздавать практически заново. Здесь можно увидеть единственную в Лаосе большую статую Будды, изготовленную из бронзы. Традиция утверждает, что его отлили в 1372 г. по заказу короля Самсентхаи.

А в монастыре Ват Сипхуттхабат – «монастыре дивного отпечатка стопы Будды», состоящем из трех комплексов, – на резных створках дверей пагоды Ват Пакхе, построенной в 1852 г., можно увидеть уникальный групповой портрет членов голландской миссии Геррита ван Вустхоффа, побывавшей в Лаосе в 1658 г.

Ват Сиенг Тхонг, «монастырь золотого города», красивейший и самый большой из культурных памятников бывшей королевской столицы, основан в 1560 г. королем Сеттатиратом, чтобы увековечить память легендарного основателя города – купца по имени Чантапанита, ставшего первым королем Луангпрабанга.

Старинная легенда гласит, что в давние времена два отшельника построили обитель рядом с огненным деревом, растущим в месте слияния двух рек, а позже на этом месте король Сеттатират возвел храм Сиенг Тхонг. Традиционно будущие правители Лаоса проводили в храме по три дня перед коронацией, здесь они молились и размышляли о духовном, и именно здесь проходила и сама коронация. Здесь же покоится прах некоторых лаосских королей.

Этот архитектурный ансамбль – единственный, избежавший все пожары и разгромы и донесший до наших дней характерный облик храмов средневекового Лаоса – с вогнутыми, выступающими за края боковых стен остроконечными двускатными крышами, расположенными одна над другой в два или три ряда. Здесь сохранились древние росписи, рассказывающие об основании Луангпрабанга. Они выполнены в манере, которая считается одной из стариннейших и восходит к XVI в. В Ват Сиенг Тхонге хранится множество редких древних рукописей.

Стены храма богато украшены разнообразными фресками, изящной мозаикой, а также искусной резьбой. В интерьере привлекают внимание позолоченный потолок с нарисованными на нем колесами дхармы, резные колонны и настенная роспись.

Внутри Ват Сиенг Тхонг находятся изображения Будды.

На задней стене храма расположена мозаика «древо жизни», которая изображает различных зверей и птиц на красном фоне. Вокруг храма расположены несколько ступ и святилищ.

У ворот с восточной стороны находится здание высотой 12 м, где находится королевский похоронный экипаж. В здании располагается собственно сам похоронный экипаж, представляющий собой колесницу, украшенную головами дракона (всего 7) и три позолоченные урны, в которых хранится прах королей. Похоронная повозка украшена золотом. Там же можно найти куклы королей, которые использовались для различных театральных представлений.

Также интересно:  Древний Калакмуль, город Змеиной головы

Заслуживает внимания и «Красная часовня», декорированная керамической мозаикой. В ней находится редчайшая статуя лежащего Будды, нетипичная для традиций Лаоса. Будда изображен лежащим, что символизирует переход в нирвану. Создание этой статуи датируется временем строительства самого храма. Интересен тот факт, что статую лежачего Будды в 1931 г. вывозили на выставку в Париж, одно время она хранилась во Вьентьяне, и только в 1964 г. была возвращена в Ват Сиенг Тхонг на прежнее место. В том же зале располагаются разукрашенные полотна, на которых изображены стоящий Будда и ступа.

Храм Ват Сене (Wat Sene) считается одной из главных достопримечательностей Луангпрабанга. Он расположен на главной улице в самом центре города. Этот храм известен и как «храм Патриарха». Название храма «Sene», в переводе с лаосского языка, означает 100.000.000 кип. Именно столько было затрачено на строительство храма. По легенде этот храм был возведен в 1717 г. на средства, найденные в тайнике, неподалеку от реки Хань. По другой версии, храм был возведен на пожертвования одного из тайских купцов.  Главное здание построено в тайском стиле, не характерном для Луангпрабанга. Храм известен своим большой статуей Будды в оранжевой накидке. Само здание храма украшено красными и золотыми изображениями мифических животных и воплощений Будды. В 1957 г. здание храма Ват Сене было полностью отреставрировано в ознаменование 2500-летия со дня рождения Будды.

С этим храмом связана интересная традиция. Каждое утро примерно в 6:00, сотни монахов в ярких оранжевых тогах покидают свои храмы и молча ходят по улицам, собирая еду, которую им подносят местные жители. Это в основном рис.  Жертвовать овощи и фрукты монахам можно только стоя на коленях. Считается, что таким образом очищается карма жертвующего.

Бывший Королевский дворец уже давно сменил не только свои прежние функции, но и название и с 1975 г. именуется Национальным музеем Луангпрабанга. И само здание дворца сравнительно новое: оно построено в 1904 г. на месте, где когда-то стоял сожженный китайцами старый Королевский дворец.

В стенах музея хранится много ценных произведений искусства, но самым дорогим экспонатом является статуя Будды Пра Банг – национальная реликвия Лаоса. Она до сих пор остается объектом почитания. Ежегодно в апреле, в третий день праздника Пимай – лаосского Нового года, Будду Пра Банг во главе многолюдной торжественной несут из Королевского дворца в храм Ват Май, где совершается традиционный обряд омовения статуи.

Храм Ват Май располагается на территории дворцового комплекса Луангпрабанга и является частью королевского монастыря.  От других традиционных храмовых построек Луангпрабанга его отличает наличие уникальной пятиуровневой крыши.

Главный вход в храм богато украшен золотой росписью, сценами из народной жизни и местной версии эпоса «Рамаяна». Внутренний интерьер храма поражает своим великолепием. Здесь находится несколько уникальный статуй Будды, среди них большая позолоченная статуя в центре храма и уникальный «Изумрудный Будда», высеченный из цельного куска нефрита.

В центральном зале храма Ват Май также можно увидеть уникальный позолоченном барельеф, на котором изображены сюжеты из жизни Будды.

Буддийский пещерный комплекс Пак У (Pak Ou Caves) находится на расстоянии 25 км от Луангпрабанга, вверх по течению реки Меконг. Название этого комплекса переводится как «Пещеры в устье реки У». Для местных жителей эти пещеры являются значимым религиозным храмом, действовавший здесь еще до прихода буддизма, когда местные жители поклонялись духам природы – Пхи, считая, что пещеры охраняют дух протекающего рядом Меконга. С приходом в Лаос буддизма, пещеры превратились в буддийский храм, куда жители ближайших деревень стали приносить фигурки Будд. С годами их число достигло более 4000 скульптур разных размеров, от 10 см высотой и до трех метров. Среди них есть и старинные, датированные XVIII в.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 10: Озеро Манасаровар, рожденное в уме Бога

Довольно крутая лестница, ведущая в пещеру, начинается сразу у воды. Пещерный комплекс Пак Оу состоит из двух ярусов: нижний — Tham Ting и верхний — Tham Theung. Верхняя пещера расположена на высоте 60 м над рекой, куда ведет ступенчатая дорога. Вход в нее огражден металлическими воротами. Над ними вверху сохранился лишь деревянный резной фриз. Длина пещеры составляет 54 м, она довольно темная. Осмотреть верхний ярус Tham Phum можно только с фонарем. Нижняя пещера Tham Ting освещается и является наиболее посещаемой. Здесь, кроме разновозрастных статуэток, находятся места для молитв. За основным алтарем, находящимся справа при входе в пещеру, есть лестница. Она ведет к проему в скале, похожем на окно.

Пещеры являются очень высокочтимыми святилищами. Когда-то в них жили буддийские монахи, это место  считалось ими идеальным для медитации и обретения гармонии. Монахи уже давно не живут в пещерах, но жители окрестных городов и деревушек продолжают свозить статуэтки, что сегодня является многолетней традицией. А под новый год паломники приплывают к пещерам на лодках и совершают ритуал омовения Будды.

Водопад Куанг Си (Tat Kuang Si) находится в Национальном парке Тат Куанг Си, на левом берегу самой большой в Индокитае реки Меконг, примерно в 29 км к югу от Луанг Прабанга. Окружают водопад густые заросли джунглей с редкими экзотическими деревьями. Множество деревьев растут здесь  прямо в воде.

Высота водопада Куанг Си составляет около 54 м. Он включает один большой водопад и несколько маленьких, расположенных пониже. Каскады отделяются друг от друга порогами-бассейнами.

Над основным каскадом водопада, прямо на плато, существует пещера, а попасть туда можно по живописной тропке, пройдя через лес. По всей длине тропы установлены указатели для туристов. Чуть ниже основного каскада есть мостик и лестница для наблюдения, по ним же возможно подняться на вершину холма.

Отличительной особенностью этого водопада является вода красивого бирюзового оттенка. Такой цвет объясняется присутствием в составе воды таких химических элементов как карбонат кальция и двуокись углерода, которые в большом количестве содержатся в известняковых скалах и почве.

Водопад в основном питается дождевыми водами, поэтому объем воды самого водопада и соответственно наполняемость его бассейнов в полной мере зависят от сезонных дождей, которые здесь буйствуют в период с августа по ноябрь. Это уникальное творение природы, любоваться которым можно бесконечно долго, а в бассейнах, образованных водопадом можно купаться. Считается, что эта вода укрепляет мужскую силу.

Лаос, карта расположения Луангпрабанга

 

Похожие статьи

Добавить комментарий