Туристический инструментарий

Святые места Тибета: Озеро Манасаровар | TourPedia.ru

Святые места Тибета, часть 10: Озеро Манасаровар, рожденное в уме Бога

Удивительная природная и религиозная достопримечательность Китая, священное озеро Манасаровар расположено в Западном Тибете между горой Кайлас (6621 м) и цепью Гурла Мандхата (Мемо Нани, 7694 м). Расположен водоём приблизительно в 950 км от Лхасы в Западном направлении.

Это чудесное озеро располагается на высоте 4587 метров над уровнем моря. Место расположения — район Нгари, уезд Пуранг. Протяжённость озера Манасаровар по береговой линии составляет около 88 км. Протяжённость с севера на юг – около 24,6 км, с востока на запад – 23 км. Длина коры, то есть кругового обхода, равна 104 км, что занимает четыре дня. Максимальная глубина озера 81,8 м.

Для индусов Манасаровар лежит в тени священного Кайласа, это озеро, рожденное в уме Бога. Оно было создано, чтобы показать могущество и величие ума (манаса) Брахмы. Согласно буддийской же космологии, Манасаровар является материальным воплощением озера Анаватапта, которое лежит в центре вселенной, и где королева Майя зачала Будду Шакьямуни.

Другие легенды гласят, что сюда боги доставили беременную Майю для омовений перед родами. Также есть поверья, что на дне озера лежат бесчисленные сокровища.

По-тибетски это озеро называется Мапхам Юмцо (тиб.: མ་ཕམ་གཡུ་མཚོ mapham gyum mtso), что в переводе означает “непобедимое озеро бирюзового цвета” (мапхам – непобедимый, юм – бирюзовый, цо – озеро). Это название возникло в 11 веке после победы буддизма над господствующий в то время в Тибете религией бон.

Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: «Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нём, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды – жемчуг».

Ежедневно у вод Манасаровара стремятся побывать тысячи верующих. Дело в том, что, по легенде, тот, кто искупается в водах этого водоёма, очистится от грехов. Однако так считают не все, а только индусы. Тибетцы же, напротив, считают вхождение в воды озера и омовение в нём своего тела греховным, так как происходит осквернение чистых священных потоков.

Тибетцы допускают только омовение лица и питьё из водоёма. Они верят, что это помогает избавиться от дурных помыслов и недопустимых мыслей. И индусы, и тибетцы верят в целительные силы вод Манасаровара. Они думают, что, искупавшись или напившись воды из этого водоёма, можно исцелиться от многих, даже очень тяжёлых болезней.

Восхитительное природное окружение озера Манасаровар, заключенного между двумя высокими снежными грядами гор, является одним из самых захватывающих зрелищ во всем Тибете. На севере находится Канг Тисэ, горный выступ серповидной формы, протянувшийся с запада на восток Тибета.

У индуистов Кайлас — обитель бога Шивы, любимое место его медитаций, символ мужской пассивной и непроявленной энергии, тогда как озеро — символ активной, проявленной женской энергии, которая ассоциируется с его супругой Парвати.

Согласно тибетским верованиям в пределах Кайласа находится мифический дворец могущественного божества Демчога и его супруги Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют сострадание и мудрость, делая Кайлас и Манасаровар идеальной священной парой: мужское и женское начало, отец-небо и мать-земля.

Но есть у Манасаровара и антипод — озеро Ланга-Цо, или Ракшас Тал. Воды у этого водоёма мёртвые, «безмолвные», тёмные. Говорят, возле этого самого водоёма десять дней медитировал демон. Десятиглавый Равана каждый день отрубал одну голову и бросал её Шиве. Когда у демона осталась одна, последняя голова, бог Шива смягчил свой гнев и наделил просящего силой, которую тот так жаждал. Есть и иное сказание. По легенде, демон десять дней медитировал у мёртвого озера в ожидании вожделенной Парвати. Но жена Шивы так и не одарила несчастного демона своим вниманием. Она не пришла.

Ланга-Цо (слева) и Мапам Юмцо (справа)

Манасаровар соединяется с озером Ракшас Тал (тиб.: ལག་ངར་མཚོ  lagngar mtso) подземным каналом Ганга-Чу длиной в 10 километров. На озере Ракшас Тал почти всегда волны, пасмурно и ветрено. В водах озера нет ни рыбы, ни водорослей. Тибетские буддисты считают это озеро темным началом, негативной и неизвестной стороной сознания.

Ракшас Тал

Согласно одной из легенд, это озёра Мёртвой и Живой воды. Существует и определённый ритуал для тех туристов, которые идут далее на Кайлас. Согласно ему, необходимо сначала окунуться в мёртвую воду Ракшас Тал. При этом, образно погибает вся Ваша, потрёпанная временем жизни плоть и тело превращается в голый скелет. Затем нужно искупаться в Манасароваре, который даст Вам новую, молодую и абсолютно здоровую плоть. Точно такие же трансформации произойдут при этом обряде и с Вашими духовно-энергетическими телами.
 

Ракшас Тал

Восемь же монастырей Манасаровара были разрушены во время «культурной революции», но в последнее время были восстановлены. В окружении снежных вершин на фоне бирюзовых озёр атмосфера этих святых мест представляется загадочной, почти потусторонней. Как и прежде, монастыри предоставляют духовное и материальное прибежище для паломников, совершающих обход вокруг озера. Тем не менее, многие тибетцы ограничиваются северо-западным берегом озера и воздерживаются от полного кругового обхода.

Монастырь Чиу с тремя чортенами живописно расположен наверху низкого скалистого утеса, нависающего над озером. Он был подразделением Монастыря Дрира Пхук, который, в свою очередь, находился под управлением монастыря Дингбоше, расположенного недалеко от Долины Ярлунг.

На другой стороне имеется горячий источник, который снабжает водой горячие ванны. Прекрасная возможность смыть с себя грязь и отдохнуть. К монастырю можно подняться всего за 15 минут. Новая отштукатуренная статуя Гуру Ринпоче является единственной крупной примечательной статуей, все остальные статуи небольшого размера.

Самое важное помещение монастыря – гонкханг. Небольшая пещера Гуру Ринпоче, самая священная часть комплекса, располагается под главной молельней. Внутри пещеры установлена статуя индийского мастера, стены закрыты материей. Говорят, гуру провел здесь последние семь дней своей жизни…

К северо-востоку от Манасаровара расположены ещё три озера: Шам Тсо, Куркьял Чунго и Динг Тсо. Озеро Куркьял Чунго, согласно традиции, символизирует голову Манасаровара и является местом ритуальных омовений дакини.

Примерно в половине километра от восточного края озера Динг Тсо на берегах Палчунг Чу имеется пирамида из камней (лапча) мани. Здесь паломники переходят из коры вокруг Кайласа (от монастыря Зутрул Пхук) в кору вокруг Манасаровара. Из монастыря Зутрул Пхук они обычно выходят утром, чтобы вечером быть уже в Кьо, палаточном лагере с пастбищами.

Монастырь Сералунг располагается на правой стороне боковой долины, рядом с источником. Он был перестроен в 1984 году монахами монастыря Дрикунг Кагью. В монастыре имеется молельня, к которой примыкает кухня и жилое помещение ламы. Первоначальное сооружение монастыря, располагаемое на восточной стороне долины, было разрушено во время культурной революции. Святыня украшена изображениями и колоритными масками Гуру Ринпоче и Будды Шакьямуни.

Вдоль берега озера, западнее монастыря, находится разрушенное прибежище паломников (дхарамсала) со стенами мани, которое называется Сора Дронкханг.

Примерно на расстоянии 1,5 км на юге от него, рядом с озером, расположено священное место из трёх холмов, известное как Ригсум Гонпо. Они символизируют божества: Чана Дордже, Ченрези и Джампельянг. У озера можно найти узкую полосу фиолетового песка, называемого Чема Не Нга, лежащего тонким слоем поверх белого песка.

Предположительно, песок состоит из крупинок разных цветов: желтого, белого, зелёного, красного и черного. Тибетцы верят, что они представляют золото, серебро, бирюзу, коралл и железо. Они съедают несколько песчинок как прасад, реликвию из святого места, источающую благодать и помогающую излечивать болезни. Кроме того, растущие здесь дикие лекарственные и ароматические травы высоко ценятся паломниками. Считается, что воды озера заряжены самыми могущественными лечебными силами.

Одно из древних преданий повествует, что однажды Шива и Парвати медитировали на берегу озера Манасаровар. Находясь в состоянии блаженства, Шива пообещал исполнить любую просьбу Парвати. Парвати попросила передать ей знание йоги. Шива согласился, но с условием, что никто другой не сможет подслушать сакральное знание дарующее трансформацию и освобождение. Местность была пустынна и только давно обветрившийся скелет рыбы лежал на берегу озера. Во время передачи знания Парвати стало скучно и она заснула. Заметив это Шива пришёл в смятение, так как кто-то его внимательно слушал от начала и до конца и даже задавал вопросы. Сила знания йоги оживила маленькую рыбку и она с огромным вниманием выслушала учение. Шива превратил рыбку (матсья) в великого йогина Матсьендранатха (король-рыба). Матсьендранатх и его последователи известны как Натха йогины, они обладают магией над природой, сиддхи (сверхсилами) и живут сотни лет.

И теперь во время прохождения парикрамы на берегах Манасаровара можно обнаружить мертвую рыбу. Тибетские паломники сушат и уносят эту рыбу, а местные жители даже продают её. Эта рыба используется в качестве «прасада» (священная еда) и в лечебных целях. В водах Манасаровара обитает множество рыб. Люди, совершающие духовную парикраму, не убивают этих рыб, однако китайцы употребляют их в пищу.

Китай, карта расположения озера Манасаровар (Мапам-Юмцо)

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено