«Учитель тысяч поколений»: Храм и гробница Конфуция в Цюйфу

Город Цюйфу, расположенный в провинции Шандунь, — историческая достопримечательность Китая и родина знаменитого древнего мудреца Конфуция, основателя этического учения, ставшего своеобразной «религией» китайцев, хотя само слово «религия» здесь неуместно: речь скорее идет о пути нравственного совершенствования, целью которого являются обозначенные Конфуцием идеалы.

Конфуций (Кун-цзы, или Кун-фу-цзы) (ок. 551 — 479 до н. э.) жил во времена, когда Китай, раздробленный на мелкие государства, терзали бесконечные междоусобные войны. Единое целое распалось. Но из старинных хроник и народных преданий Конфуций знал о добрых старых временах, когда страной правили «совершенные государи» — легендарные цари Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван. Это были настолько идеальные люди, что сама их личность создавала им абсолютный авторитет. Они, полагал Конфуций, не прибегали к принуждению и насилию: порядок в стране складывался сам собой.

Однако со временем на месте первозданного порядка воцарился хаос, так как преемники «совершенных государей», а особенно всякие узурпаторы, не обладали необходимыми человеческими качествами и в итоге привели Китай к удручающему положению. Следовательно, чтобы восстановить единство страны и воссоздать идеальное государство, необходимо восстановить равновесие, существовавшее при древних «совершенных правителях». Но так как их более нет, то следует сформировать класс просвещенных чиновников, которые на должностях министров и губернаторов будут фактически править народом, посредничая между ним и государем. А чтобы сформировать такой класс чиновников, необходимо прежде всего преподать им науку управления, в основе которой лежит принцип вэнь-хуа: «переработка человека на основе мудрого древнего слова и просвещения».

Подражая идеальным людям древности, человек выпрямляет свою природу, уничтожает все отклонения сначала в себе самом, потом в своей семье, затем он становится пригодным к управлению народом, руководит им и совершенствует государство. Так образуется прямая линия, ведущая к счастью на земле. Человек, «преображенный учением», должен в итоге стать воплощенной добродетелью, судьей и правителем людей. А главное — человек, идущий по пути от «совершенного человека» древности к «совершенному человеку» современности, ни при каких обстоятельствах не должен отклоняться от норм поведения, сформулированных Конфуцием на основе древних книг.

«Я ничего не могу прибавить, а могу лишь передать, — говорил Конфуций. — Я верю в древние времена и люблю их». В эпоху раздробленности и междоусобиц Конфуций строил свое учение на идее культурного и политического объединения Китая. Китай, по его мнению, есть нечто единое по своей культуре, которая ни в чем не напоминает и не должна напоминать варваров-соседей. Эта культура родилась еще в глубине веков, когда людьми правили «совершенные государи».

Основные положения конфуцианского учения сыграли большую роль в формировании мировоззрения китайцев. Конфуций, передав потомству заветы «совершенных государей» древности, сам стал считаться совершенным — «совершенно мудрым», «учителем тысяч поколений». Во времена династии Хань (206—220 г. до н.э.) учение Конфуция было возведено в ранг государственной идеологии.

Конфуций скончался в 479 году до н.э. Уже через год после его смерти дом в Цюйфу, где жил, учил и умер «учитель тысяч поколений», перестроили и превратили в храм КонфуцияКунмяо. Начиная со времен династии Хань все правители Китая расширяли и достраивали это сооружение, ставшее в результате гигантским комплексом, напоминающим императорский дворец. Этот древний центр конфуцианского Китая существует уже два с половиной тысячелетия и ныне включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Огромная территория храма обнесена красной стеной. Ансамбль Кунмяо представляет собой несколько зданий, разделенных квадратными дворами и постепенно увеличивающихся по мере приближения к центральному, самому высокому зданию. Дворы вымощены каменными плитами. На территории храма высится целый лес каменных стел, покрытых текстами, прославляющими Конфуция. Здесь сохранилась и реликвия, связанная с жизнью Конфуция, — древний колодец дома Кунов.

Храм Кунмяо в значительной степени носит мемориальный характер. Центром ансамбля является Зал высшего совершенства. Здесь находится единственная в Китае статуя Конфуция. В любом другом храме Конфуция вместо статуи посредине северной стены ставится табличка с именем Конфуция, на которой почиет его дух.

В старом Китае император и высшие сановники страны регулярно совершали паломничество в Цюйфу на поклонение «величайшему совершенству, древнему первоучителю философу Куну». В храме сохранилось огромное количество посвятительных надписей на деревянных лакированных, блестяще орнаментированных досках, выполненных лучшими мастерами каллиграфии разных эпох.

В святыни обращены и все места в окрестностях Цюйфу, связанные с жизнью Конфуция. Здесь находится множество храмов и стел, посвященных как самому Конфуцию, так и его последователям, в частности Чжоу-гуну — министру-конфуцианцу, который во время гибели династии Чжоу проявил высшее благородство и верность законному претенденту на престол.

К числу самых почитаемых святынь относится Кунлин — гробница Конфуция, священное место Китая. От Кунлин к Цюйфу тянется кипарисовая аллея, в концах которой стоят великолепные арки, поражающие глаз богатством архитектурных деталей. Могилу Конфуция окружает кипарисовая роща. Перед невысоким, стоящим вертикально надгробием — курильницы для сжигания благовоний, подсвечники. На надгробии высечена надпись: «Самый совершенный человек и первоучитель наш, мудрец Кун».

Китай, карта расположения храма Конфуция в Цюйфу

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика