Диаблада – традиционный боливийский карнавал, находящийся под защитой ЮНЕСКО, как “устно-визуальное достояние человечества”. Карнавал также известен традиционным южно-американский танцем, который создан в местности Андеан Альтипадо, характеризующийся маской и костюмом дьявола, надеваемыми танцорами.
В карнавальных традициях Диаблады тесно переплелись языческие и христианские ритуалы. Давным-давно мифический индейский полубог Вари (Wari) решил наказать подвластный ему народ уру-уру за неподобающее поведение и наслал на землю гигантских муравьев, змею, крокодила, лягушку и кондора. Твари начали терроризировать поселение провинившихся индейцев (ныне – город Оруро, столица карнавала), и вдруг в дело вмешалась Дева Мария. Взяв под защиту людей, она данной ей свыше властью остановила чудовищ, превратив их в песчаные холмы (и поныне их можно наблюдать в окрестностях города). А поскольку Оруро – шахтерский город, то и Спасительница стала называться Мария де Сокавон (Мария Шахтерская).
На месте ее чудесного явления жители города построили церковь, которая стала конечным пунктом карнавального шествия. А сам карнавал символизирует благодарность Деве, спасшей уру-уру от неминуемой гибели. Обычно этот карнавал проводится в течение нескольких недель. Возникновение карнавала, разумеется, можно объяснить и более приземленными причинами, поскольку в шахтах Оруро в свое время добывали золото весьма изрядно, а чернокожие рабы, которых добрые испанцы пачками свозили на Альтиплано, не могли перенести тяжелейших условий высокогорья, тысячами умирая во время исполнения своих прямых обязанностей. Таким образом, коренное население, т.е. индейцы, оказались единственной пригодной для эксплуатации рабочей силой. И вот, испанцы, которым было недостаточно только физического подчинения свободолюбивых индейцев, решили добавить им покорности путем внедрения в их головы своей религии. Дело в том, что вышеупомянутое божество Вари, хоть и было отрицательным персонажем в мифологии уру-уру, все-таки сильно не дотягивало до образа дьявола как вселенского зла. И индейцы простодушно полагали, что этот чертов испанский дьявол не так уж и плох, более того, именно от него зависит удачливость шахтера в деле добывания минералов. И по сей день дьявол, которого индейцы сердечно называют El Tio (от исп. “дядя”), является покровителем всех боливийских шахтеров, и его изваяния можно встретить в закоулках многих шахт. Испанцы после долгих вразумлений непокорных методом кнута и пряника внушили-таки несчастным, что Дева Мария круче, и в конечном счете надо молиться ей, а не дьяволу. Но так как дьявол дает минерал, то его образ сгодится для карнавала, где, как известно из европейских средневековых традиций, все наоборот – плохое становится хорошим, а слуга может на равных общаться с хозяином посредством маски.
Так что теперь именно в Боливии своими глазами можно наблюдать отголоски средневековых традиций карнавала, зачахшего в Европе в эпоху торжества инквизиции. А простые боливийцы действительно искренне верят во все эти чудеса и легенды, и карнавальный танец для них является своего рода индульгенцией и очищением от грехов.
Хронология карнавала
За неделю до открытия Диаблады все участники карнавала отправляются в церковь Марии де Сокавон, где приносят торжественную клятву танцевать в ближайшие три года вплоть до полного очищения от грехов.
В пятницу накануне карнавала происходит очень важный ритуал переоблачения Девы Марии в новые одежды, которые она будет носить весь последующий год. Также проводится ритуал окуривания карнавального костюма и маски дьявола. Специально избранные “посредники” чинно-благородно раздевают Марию до нижнего белья.
После смены одежды произносятся различные молитвы и заклинания, призванные смягчить гнев божества.
Посредники проводят сложные индейские ритуалы сжигания божественных артефактов.
Затем они благословляют карнавальный костюм путем окуривания.
Успешное завершение официальной части знаменуется первым ящиком пива. Перед первым глотком все обязаны пролить немного напитка на пол, отблагодарив тем самым Пачамаму (мать-Землю); Дева Мария также получает свою порцию пива.
Затем подтягиваются второй, третий и последующие ящики пива, и начинается пьянка-гулянка.
Карнавал начинается в 8 утра субботы. Маска архангела лежит на асфальте перед началом выступления первой танцевальной группы.
Некоторые участники на нетрезвую голову опаздывают к началу карнавала. Люцифер впопыхах поправляет маску дьяволице.
Архангел Михаил лихо отплясывает во главе группы дьяволов.
Дьяволицы появились в танцевальных группах лишь во второй половине ХХ века.
Ранее в женских костюмах танцевали мужчины.
Боливийское высокогорное лето – это дождь, температура 10-15 градусов и пронизывающий ветер.
Маски дьяволов все глубоко индивидуальны по своему дизайну.
Каждую танцевальную группу сопровождает нанятый оркестр.
В таких забавных неуклюжих костюмах выступают карнавальные группы под названием “моренада” (от исп. moreno – “темный”). Их танцы и одеяния символизируют тяжелую долю, выпавшую на плечи африканских рабов, свозимых колонизаторами со всех концов Африки для работ в высокогорных шахтах Боливии.
Танцор-заводила в костюме Смерти разогревает публику.
Некоторые маски настолько тяжелы и неудобны, что их приходится поддерживать во время танца.
Во время прохода женских танцевальных групп зрители во всю глотку орут “Beso! Beso!” (“поцелуй, поцелуй!”), и девушки иногда посылают воздушный поцелуй, но весьма выборочно.
Прохожие подвергаются жестокой пенной атаке.
Зрители всех возрастов подбадривают своих фаворитов дуделками.
Мальчик стоит в специальном коридоре, проход через который смывает все грехи.
Маска дьявола со змеей – один из главных символов карнавала.
Карнавальное шествие длится два дня – в субботу и воскресенье. Суббота (открытие Диаблады) – наиболее ответственный день, а вот в воскресенье можно прогуляться и без маски.
Медведь (Хукумари), один из героев индейской мифологии, по совместительству также и главный заводила карнавала. Танцоры в костюмах медведей развлекают зрителей, шутят и паясничают во время карнавального шествия.
В короткие моменты отдыха танцоры предпочитают снимать маски.
Участник карнавала на выступлении, символизирующем борьбу со смертными грехами.
Несмотря на дождь, зрители не расходятся до глубокой ночи.
Многие танцоры подставляют под подбородок специальную губку, чтобы смягчить удары маски.
Лбам же танцоров везет меньше — у многих они разбиты от ритмичных ударов маски.
После 5-километрового маршрута по основным улицам Оруро вся нечисть дружно направляется в церковь Марии де Сокавон.
В церкви падре недолго думая отпускает грехи участникам карнавала.
После молитвы можно наконец и расслабиться, выпить, поесть. Подвыпившие жены инкских императоров.
В красных глубоких блюдечках пьют чичу – слабоалкогольный напиток из кукурузы. Чичу обычно пьют ведрами, группируясь по 5-6 человек и передавая наполненный черпак по кругу из рук в руки. Зачерпнул – выпил – передал другому.
Некоторые ушлые тетки предлагают напрямую пообщаться с Девой Марией на связи (через свое посредничество).
Музыканты из разных оркестров с удовольствием под пивко общаются друг с другом.
После выступления участники карнавала расходятся по домам, чтобы переодеться и с новыми силами продолжить веселиться.
Если пиво покупается в бутылке, то употребить его следует по принципу “и немедленно выпил”, так как продавцы требуют вернуть стеклотару тут же, на месте. Тогда как жестяную банку можно спокойно забрать с собой и не спеша, прогуливаясь, утолить жажду. На сборе жестяных банок во время карнавала люди сколачивают целое состояние.
И напоследок – несколько фотографий с карнавала.