В округе Хассан индийского штата Карнатака расположена удивительная достопримечательность Индии — город Шраванабелагола, который наряду с такими святынями, как Ранакпур, гора Абу и холм Шатрунджайя, является одним из главных мест паломничества для последователей джайнизма.
Слово «шраванабелагола» означает «монах, стоящий на вершине холма». С III века до н.э. в этом месте собирались для молитв аскеты и отшельники, а сегодня здесь расположен древний монашеский орден Бхаттарака-матх, принадлежащий к традиции «дигамбара» («одетых воздухом»).
Период наивысшего расцвета города, во время которого было возведено большинство архитектурных и скульптурных памятников, пришёлся на время правления династии Западных Гангов. Считается, что именно в Шраванабелаголе на одном из холмов император Чандрагупта Маурья (правил около 322–298 гг. до н. э.) в соответствии с практикой джайнов воздерживался от употребления пищи до тех пор, пока не скончался. С его именем связывается появление на юге Индии джайнизма, а холм в его честь получил название Чандрагири.
На Чандрагири находится группа джайнских храмов-басти, сооруженных царями из династии Гангов и их министрами в X–XII вв. в дравидийском стиле поздних Чалукьев. Местные служащие могут по просьбе открыть святилища. Названный в честь своего покровителя храм Чамундарая (Chamundaraya Basti/Basadi, X в.) – самый большой из всех, посвящен 23-ему тиртханкару Паршванатху.
В маленьком святилище храма Чандрагупты (Chandragupta Basti/Basadi, XII в., ежедн. 6.00–18.00) резные панели рассказывают историю Чандрагупты и его учителя Бхадрабаху (IV–III вв. до н. э.). Сохранились следы геометрической орнаментальной росписи, а колонны покрыты изощренной резьбой. Рядом с храмом стоит манастамбха, «колонна славы», украшенная фигурами духов-хранителей, якшей. Сохранилось 576 надписей (VI–IX) – на колоннах и на скале.
В 981 г. на вершине южного холма Виндхьягири (др. названия – Индрагири/Indragiri, Доддабетта/Doddabetta, букв. «Большой холм», высота – 143 м) была высечена 17,7-метровая статуя джайнского святого Гоматешвары. Она считается самой большой отдельно стоящей статуей в Индии, вытесанной из цельного монолита.
Согласно легенде, Чамундарая, военачальник и министр царя Раджамаллы IV из династии Гангов, посетил Чандрагири в поисках статуи Гоматешвары. Не найдя ее, Чамундарая решил, что нужно создать ее заново. Он пустил стрелу с вершины холма Чандрагири по направлению к Виндхьягири. В месте, где упала стрела, теперь стоит статуя. На ее основании сохранилась надпись Чамундараи.
К статуе Гоматешвары можно подняться со стороны пруда между двумя холмами по 614 гранитным ступеням. Перед тем как начать подъем, необходимо разуться. В жаркий сезон, когда ступени нагреваются, подниматься по ним очень сложно. Тех, кто не в состоянии взобраться по ступеням самостоятельно, отнесут наверх на стуле, называемом дхоле.
Лестница ведет наверх мимо множества наскальных надписей. Войти в храм можно через маленькую гопуру. Характерная черта этого храма – открытое святилище, представляющее собой внутренний дворик с массивной статуей в центре. Статуи духов (якшей) стоят внутри за зубчатой стеной, а над ними возвышается фигура Гоматешвары. Как и в легенде, вьющиеся растения растут вдоль его ног, а муравьи и змеи селятся на его ступнях.
Согласно этой легенде, Гоматешвара, или Бахубали, был сыном легендарного Ришабхадэвы, царя Айодхьи (более известного как Адинатх, первый тиртханкара). Однажды он поссорился со своим старшим братом Бхаратой из-за наследства. После жестокого сражения Гоматешвара поднял брата над головой и уже собирался бросить наземь, как вдруг его обуяло раскаяние. Аккуратно опустив Бхарату на землю, Гоматешвара принял решение отвергнуть мир жадности, ревности и насилия и через медитацию достичь освобождения от повторного рождения (мокши). В конце концов ему это удалось. Гоматешвара стал кевалином, то есть достигшим благодаря аскезе и медитации стадии абсолютного знания (кевала-джняна), на которой остается лишь слабая активность тела, речи и ума. Погруженный в медитацию, он стоял в лесу так неподвижно, что муравьи построили муравейник у его ног, змеи сворачивались в кольца вокруг его щиколоток, а лианы начали взбираться вверх по его ногам.
Каждые 12 лет, при благоприятном сочетании определенных планет, статуя Гоматешвары подвергается ритуальному омовению во время церемонии Махамастакабхишека (Mahamastakabhisheka). Церемония длится несколько дней, достигая кульминации в последнее утро, когда 1008 калашей – сосудов с «водой освобождения», каждый – с кокосовым орехом и листьями манго, связанными цветным шнуром, ставят перед статуей на посыпанную рисом землю в виде священной диаграммы (мандалы). Несколько жрецов взбираются на леса, воздвигнутые вокруг Гоматешвары, чтобы омыть его молоком и топленым маслом. После первого омовения возносятся гимны. Затем, под аккомпанемент храмовых музыкантов и пение священных текстов, сотни жрецов взбираются на леса, чтобы омыть специальной жидкостью, включающей воду из священных рек, сандаловую пасту, тростниковый сок, шафран и молоко, а также осыпать цветами и драгоценными камнями.
В Шраванабелаголе также находится несколько удивительных храмов, главным украшением которых служат уникальные резные колонны. Форма колонн неповторима, они были созданы более тысячи лет назад, в век, когда еще не существовало токарных станков.
Один из храмов — Аккана Басади — храм «старшей сестры» — джайнский храм, построенный в 1181 году нашей эры, во времена правления империи Хойсалов, короля Виеры Баллалы II. Храм был построен Ачияккой, супругой Чандрамули, служителя-брахмана при дворе короля.
Резные колонны Аккана Басади выполнены из природного строительного материала — мыльного камня (талькохлорита). Использование мыльного камня в качестве основного строительного материала было техникой, которую империя Хойсалов унаследовала от своих предков.
Каменные колонны храма Аккана Басади в виде подсвечников как будто выточены на каком-то огромном токарном станке. В наше время вырезать из камня подобную колонну не составляет особого труда, но каким образом люди делали это десять веков назад и какими секретами обработки камня они владели – остается тайной.
Предлагаются всевозможные версии сооружения резных колонн Аккана Басади: от создания круговых пропилов веревкой или ремнем с молотым кварцем или алмазом, до применения токарных станков и фрез для резьбы по камню? Исследователи полагают, что такая точная обработка материала по окружности могла быть достигнута только вращением заготовки вокруг оси с применением высокопрочного режущего инструмента.
В Индии существует множество древних храмов с потрясающей своим совершенством архитектурой. Но резные колонны храма Аккана Басади с идеальной отполированной поверхностью и замысловатыми узорами поражают воображение. Кто, когда и главное при помощи чего смог создать такую красоту, остаётся загадкой.
Технические приспособления древних индийцев до сих пор поражают нас уровнем инженерного мастерства. Существует достаточно много описаний устройств, которые содержались при царских дворцах, таких, например, как поющие и танцующие птицы, часы с движущимися фигурками, различные астрономические модели, показывающие движение планет, самой яркой из которых является обсерватория Джантар—Мантар.
Древние индийцы достигли больших успехов в математике. 5000 лет назад они умели решать квадратные уравнения, были знакомы с иррациональными и отрицательными числами и извлечением корней. Они умели находить длину окружности и площадь круга, площади треугольников и четырёхугольников, объёмы цилиндра и призм. Так, в 2000 году до н.э. был написан трактат, в котором излагалась тригонометрическая теория и доказывалась теорема синусов, а в сутрах древнего математика Пингалы, датируемых IV веком до н.э., впервые описывается двоичная система счисления, числа Фибоначчи и даже приводятся формулы бинома Ньютона.
В Шраванабелаголе было обнаружено более 800 надписей, датируемых периодом с 600 по 1830 год. Большинство из них расположены на холме Чандрагири и относятся к периоду до X века. Надписи были сделаны на таких языках, как санскрит, тамильский, маратхи, марвари и махаджани. Многие надписи были сделаны на древнем варианте языка каннада. В некоторых из них говорится о приходе к власти династии Гангов и её могуществе, а также упоминаются династии Раштракутов, государство Хойсалов (столицы которого, Белур и Халебид, находятся менее чем в 100 километрах), империя Виджаянагар и Водеяры из Майсура.