Музей в перуанском городе Леймебамба был открыт в 2000 году специально для размещения порядка 200 мумий и их похоронных принадлежностей, обнаруженных во время раскопок в 1997 году в Лактакоче, поселении народности чачапойя на берегу озера Лагуна-де-лос-Кондорес («Лагуна Кондоров»), в 80 км к югу от Чачапойяса, рядом с местностью, где были обнаружены знаменитые саркофаги Карахии. В комнате с климат-контролем хранится более 200 тесно спелёнатых в коконы мумий, некоторые из которых смотрят на посетителей с жуткими хорошо сохранившимися выражениями страха и агонии на лицах.
Похожие статьи:
- Высокая мода римских катакомб;
- Мир тела Гюнтера фон Хагенса;
- Копченые ангелы племени ангу;
- Вопящие мумии Гуанахуато;
- Ма-Нене: Ожившие предки земли тораджей;
- Тсантса, искусство «сохранять лицо»;
- Татуированные мумии Кабаяна;
- Мертвое подземелье Палермо;
- Ритуал «сокушинбутсу»: Дать себе засохнуть;
- Несчастные дети «Божественной Матери»;
- «Склеп мумий» в Брно;
- Лохматые скелеты Чаучильи
В отдаленном северо-западном районе Анд лежит горное озеро Лагуна-де-лос-Кондорес, которое более 500 лет хранило удивительную тайну. В известняковых скалах вокруг озера находился ряд чуллп (гробниц). Эти каменные погребальные сооружения оставались нетронутыми в течение 500 лет, пока местные фермеры не начали рыться в месте погребения, нанося артефактам существенный ущерб в процессе таких «раскопок». К счастью, Centro Mallqui, перуанская культурная ассоциация, специализирующаяся на био-археологических останках, проявила готовность спасти это место.
Археологи начали собирать мумии у Лагуна-де-лос-Кондорес, защищая их от дальнейшего случайного повреждения и разграбления со стороны уакерос (грабителей могил). Чтобы разместить так много мумий, Centro Mallqui инициировал строительство целого музея в Леймебамбе — ближайшем к озеру городе.
Туристы прогуливаются по первым двум залам музея, где выставлены различные артефакты из этого региона: керамика, оружие и декоративные предметы чачапойя из провинциальных центров инков. В третьей комнате установлены большие окна, придающие коллекции мумий тревожный вид. Многие мертвецы завёрнуты, некоторые, напротив, жутко обнажены. Сидят они, в основном, в классической погребальной позе — колени подняты к груди, руки скрещены.
Вид мумий никого не оставит равнодушным. Некоторые мертвецы смотрят на вас с застывшим мучительным выражением лица. Порой лица так хорошо сохранились, что кажется, что они всё ещё могут моргать. На полках сидят несколько младенцев, крошечные тела которых аккуратно завёрнуты в ткань.
У чачапойя был огромный опыт в бальзамировании. Они обрабатывали кожу, освобождали полости тела и закупоривали те части, которые могли быть засорены. Затем они оставляли подготовленные мумии на холодных, сухих, защищённых выступах на берегу озера, микроклимат которых помогал сохранить органические останки.
После этого мумифицированные тела заворачивали в ткань и окружали различными предметами быта и подарками, например, это были горшки, перья, плетеные корзины и кипу (веревки с узелками, с помощью которых записывались истории и велся широкий учет).
Теперь мумии нашли новое место упокоения в музейных помещениях с климат-контролем. Здесь они стоят на полках, сгрудившись вместе, словно потерянное племя, вечно молчат, но много «говорят» с археологами, которые продолжают их изучать.