Один из удивительных культурных феноменов и необычную достопримечательность Индонезии, наряду с загадочной землей тораджей Тана-Тораджа, можно увидеть на Сулавеси — одиннадцатом по величине острове мира, своими очертаниями напоминающем цветок орхидеи. Этот феномен — одна из самых крупных этнических групп Южного Сулавеси народность бугис, которая наряду с мужчинами (ороане) и женщинами (макунрай) признает существование еще трех социальных полов — калалаи (calalai), калабаи (calabai) и биссу (bissu). Чем-то похожие традиции встречаются и в других странах, в том числе и так называемые хиджра в Индии.
Несмотря на то, что большая часть шестимиллионного народа бугис с начала 17 века исповедует ислам, у них сохранились некоторые доисламские традиции, к числу которых относится и наличие дополнительных гендеров. При этом местная версия ислама не возражает против идеи пяти полов, так как в ней нет прямых противоречий шариату, а сами термины «калалаи» («ложный мужчина») или «калабаи» («ложная женщина») вовсе не воспринимаются, как оскорбительные.
Калалаи (ложные мужчины) анатомически являются женщинами, но не считающие себя таковыми. Они играют традиционную мужскую роль — носят мужскую одежду, выполняют тяжёлую мужскую работу, например, кузнеца или механика. Их сексуальный партнёр — это женщина, вместе с которой они могут брать детей на воспитание. Тем не менее, калалаи не считают себя и мужчинами, находясь как бы на границе двух полов. В мечеть они заходят на женскую, а не на мужскую часть.
Калабаи («ложные женщины») родились в мужском теле, но одеждой и поведением сходные с женщинами. При этом они также не хотят быть и полноценными женщинами и не готовы соблюдать все ограничения, предписываемые женскому полу. В то же время, несмотря на своё мужское тело, калабаи твердо убеждены, что они и не мужчины. Такого же мнения по отношению к ним придерживается и общество. Последнее объясняет, почему на калабаи не распространяются запреты, касающиеся мусульманских женщин. К примеру, калабаи могут сами выходить на улицу в любое время суток. Тем не менее, в мечеть они заходят также на женскую половину.
Сексуальными партнёрами у калабаи являются мужчины, но это не рассматривается как гомосексуализм, поскольку калабаи, несмотря на мужское тело, не считаются мужчинами. Роль калабаи в обществе — организация свадебных церемоний. Традиционно свадьбы у народа бугис весьма многочисленны, до тысячи гостей. Свадьбы должны быть красиво декорированы и безукоризненно организованы, для чего и приглашаются калабаи. Они изготовляют свадебное платье невесты, костюм жениха, наряды ближайших родственников, укладывают волосы и наносят макияж, украшают помещение и трон для жениха и невесты, принимают и рассаживают гостей, и, конечно же, готовят все свадебные блюда.
Биссу — это люди, в которых присутствует как мужское, так и женское начало. Многие, хотя и не все, биссу были рождены интерсексуалами. В традиционном наряде биссу смешаны характерные элементы одежды мужчин и женщин, их волосы или головной убор украшены цветком, а к одежде прикреплён особой формы нож-крис. В поверьях народа бугис биссу представляют собой единение мирского и божественного, и другие члены общины относятся к ним, как к жрецам, поскольку считается, что биссу тесно связаны с миром духов.
Биссу, по просьбе обратившегося к нему человека, взывает к духам с различными просьбами — излечение от болезни, помощь в решении проблем, счастье в семейной жизни и т. п. Для всей деревни биссу (один или несколько) проводят специальный ритуал перед посевом риса, прося духов и о благоприятной погоде и о хорошем урожае.
Важным аспектом деятельности биссу в мусульманской стране является то, что к ним за помощью обращаются паломники, собирающиеся в хадж. Путешествие в Мекку (Саудовская Аравия) и сегодня довольно долгий перелёт, ну а раньше это вообще было очень длительное и местами небезопасное путешествие. Так что биссу просили духов, чтобы на пути направляющихся в Мекку не было препятствий, и они оставались здоровыми во время своего путешествия.
Традиционно калабаи, калалаи и биссу воспринимаются как особые люди со своим вполне определённым местом в социокультурной и религиозной жизни общества бугис и мирно сосуществуют с традиционными гендерными ролями на Сулавеси.