Необычная достопримечательность Индонезии, деревня мертвых Теруньян (Труньян) на Бали, расположена на восточном берегу озера Батур, в провинции Кинтамани. Здесь живет древний народ Бали-Ага, который считается коренным на острове. Знаменита деревня своим особым способом захоронения: умерших складывают под священным деревом Меньян, а не сжигают, как в остальных балийских деревнях. Этот необычный способ весьма отличается от других способов в различных регионах мира, рассмотренных нами ранее, например, таких, как «воздушные захоронения» на Филиппинах; «копчение» умерших в Папуа Новой Гвинее; скармливание хищным птицам на Тибете; сжигание на костре в Варанаси; складирование останков в «башнях молчания» Индии и Ирана и в «солнечных склепах» в Осетии и Ингушетии; захоронение в пещерах на скалах в земле догонов Бандиагаре. И, конечно, нельзя обойти вниманием странный ритуал «выгуливания» мертвых на индонезийском острове Сулавеси, а также необычный фестиваль демонов Ого-Ого, проводимый на Бали.
Бали-Ага, жители деревни Теруньян
Поселение со всех сторон окружено каменной стеной. Внутрь ведут четыре входа, развернутых на четыре стороны света. На ночь ворота закрываются, все жители должны вернутся домой до захода солнца. Вокруг узеньких улочек стоят однообразные строения. По ним видно, что живут здесь очень бедно.
Название «Теруньян» (Terunyan) происходит от двух слов — «Taru», что означает «дерево» и «Menyan», которое переводится как «хороший запах». Получила его деревня из-за того, что была построена вокруг дерева-баньяна с огромной кроной, источающего удивительный аромат. Баньян – это общее название разных видов деревьев, которые пускают воздушные корни и могут из одного ствола разрастаться до целой рощи. Говорят, что местному баньяну уже 1100 лет. Под деревом жители устроили кладбище, благодаря которому туристы и окрестили это место «деревней мертвецов» (на Бали ее так называют только русские туристы).
Населяет Труньян древний народ Бали-Ага. Считается, что это потомки первых балийцев. Историки говорят, что они жили здесь еще до массового заселения острова яванцами, которое состоялось во времена правления династии Маджапахит, в XV веке. За столетия совместного проживания с другими островитянами Бали-Ага так и не ассимилировались. Даже когда Индонезия находилась под колониальным владычеством, этому народу удалось избежать контактов с европейцами и сохранить свою обособленность и культуру.
Сами они не любят, когда их называют Бали-Ага. Такое название можно перевести как «люди с гор», и местным жителям кажется, что оно звучит насмешливо (вроде как деревенщины, которые в горах живут и ничего не знают). Поэтому они себя называют Бали-Мула (переводится аналогично, однако звучит более гордо) Также можно встретить название Bali Pergunungan, что можно перевести как «балийские горы».
Отличаются жители Теруньяна от других балийцев и своей внешностью. Мужчины здесь до сих пор носят длинные волосы, заплетая их в косы. Есть отличия в архитектуре и предметах быта. Некоторые обычаи характерны и для других районов Бали, хотя источник их именно в культуре древнего народа. Например, детей называют поочередно четырьмя именами: Wayan, Made, Nyoman и Ketut. Пятого ребенка называют, как первого. Это намек на то, что нужно ограничиваться четырьмя детьми, и своеобразный контроль рождаемости.
По легенде, Бали-Ага пришли в эти места из деревни Бедулу (Bedulu). В ней жил король Педженг (Pejeng), последний из балийских правителей до яванского завоевания. Король обладал магическиой силой — мог отрезать себе голову и ставить на место. Однажды она упала в реку и уплыла. Слуга решил спасти ситуацию, отрезал голову свинье и отдал ее правителю. Расстроенный король спрятался в своем замке и никого не пускал, смущаясь своей внешности. Но случилось так, что один из детей раскрыл его секрет. С тех пор короля звали Dalem Bedulu – «тот, кто сменил голову».
В отличие от остальных жителей острова, Бали-Ага исповедуют древнюю религию — анимизм. Они обожествляют предметы и силы природы. В Труньяне, например, поклоняются звездам и ветру. Разговаривают жители деревни на особом диалекте, который отличается от языка остальных частей острова. Говорят, что этому диалекту уже больше тысячи лет. Бали-Ага живут, в основном, на востоке острова, в отдаленных горных районах. Главными их селениями считаются Теруньян и Тенганан. Последняя расположена неподалеку от Амлапуры и уже почти превратилась в туристическую достопримечательность. Обычаи и диалект двух этих деревень отличаются, хоть жители и принадлежат к одному этносу.
До недавнего времени Бали-Ага жили очень закрыто. В Труньян туристам даже не советовали приезжать. Сейчас они стали больше включаться в туристический бизнес. Отчасти это связано с экономическими причинами, так как примитивное сельское хозяйство в горных районах и рыбная ловля не дают хорошей прибыли. С другой стороны, этот народ хочет привлечь к себе и своим проблемам внимание, чтобы не исчезнуть полностью. Ведь молодежь все чаще покидает деревню, ищет счастья в других уголках острова, и забывает о старинных традициях своего народа.
Определенная закрытость перед внешним миром чувствуется в Теруньяне и сейчас: Бали-Ага не такие дружелюбные, как другие балийцы, немного настороженно относятся к чужакам. Остальные жители острова отвечают им тем же: даже не все гиды с других районов готовы проводить туристов в деревню.
В Труньяне существует две касты – внутренняя, Банджар Джаба (Banjar Jaba), и внешняя, Банджар Джеро (Banjar Jero). Первая считается потомками правителей из династии Гелгел и, как следствие, более благородной. Наличие каст говорит о том, что индуизм все-таки повлиял на народ Бали-Ага.
Четкой границы между малоимущими и богатыми в деревне нет. До недавнего времени всю пищу и доходы жители делили поровну. Но туризм, который проник и в эту глушь, начал расслаивать общество. Проводники, продавцы сувениров начали зарабатывать чуть больше и не спешат делиться своими доходами с другими. Управляют деревней старейшины, которые одновременно являются духовными и религиозными деятелями.
Основная часть местных занимается ловлей рыбы, выращивает на небольших полях овощи, рис. Народ Бали-Ага изготавливает ткани особым способом, который называется двойной икат. Окрашенные шелковые нити сложно переплетены, рисунок проявляется только в самом конце работы. Чтобы сделать такую ткань иногда уходит до пяти лет.
Изделия используют, в основном, для ритуальных обрядов. Основные цвета – черный, красный, белый. Мотивы рисунков отображают как древние местные верования, так и индуистские мотивы. Оригинальный платок может стоить тысячи долларов. Туристам предлагают ткань более низкого качества, но стоит она все равно дорого. Лучшие мастера живут в Тенганане, но и в Теруньяне можно купить ритуальный платок.
Браки у Бали-Ага до сих пор заключаются только между собой. Очень часто можно наблюдать, как пары живут вместе, заводят детей, но так и не проходят свадебной церемонии. Ведь согласно обычаям, она должна быть богатой и пышной. Денег у молодых не хватает, потому они и откладывают ее на неопределенное время.
Легенды деревни Труньян
По мнению исследователей, Труньян существует приблизительно с Х века. На протяжении столетий здесь хоронили людей под огромным деревом. Почему же возник такой странный обряд? Существует несколько преданий, которые неразрывно связаны как с мертвецами под деревом, так и с основанием самой деревни.
По одной из них, король Далем Соло неожиданно почувствовал дивный запах, который шел с востока. Его четверо детей — три сына и дочь — вызвались найти источник необычного аромата. Они долго путешествовали, пока не приблизились к вулкану. Здесь сестра Ratu Ayu Mas Maketeg сказала своим братьям, что не в состоянии идти дальше. Сейчас на этом месте стоит храм Пура Батур, а сама Ratu Ayu Mas Maketeg является его покровительницей.
Вскоре братья дошли до берега озера (Батур). Младший брат Ratu Sakti Sang Hyang Jero услышал великолепное пение птиц, сел на землю, скрестил ноги и сказал, что никуда не уйдет. На этом месте сейчас расположена деревня Кедисан, и в ней есть статуя основателя со скрещенными ногами.
Двое оставшихся братьев пошли дальше на восток, пока не встретили по пути двух девушек. Младший, Ratu Sakti Dukuh, захотел остаться с одной из них. Он основал деревню Абанг Хамлет, которая существует до сих пор. Раньше в ней стояла статуя первого правителя. К сожалению, она была уничтожена в 1963 году при извержении вулканов Гунунг Агунг и Гунунг Батур.
Старший брат Ratu Sakti Pancering Jagat продолжил свой путь и вскоре нашел дерево, которое источало удивительный аромат. Под ним стояла красивая девушка, которую звали Тарой Меньян (ароматное дерево). Увидев принца, девушка стала убегать, но тот догнал ее и пришел с ней в деревню. Местные жители не только согласились отдать девушку замуж за королевского сына, но и предложили ему стать своим королем. Девушка, на которой он женился, стала королевой и получила имя Ratu Sakti Meduwe Ujung Sari. Чтобы больше никого не привлек запах удивительного дерева, и никто не напал на деревню, король приказал хоронить под ним мертвых.
Балийцы также рассказывают то ли древнее предание, то ли сказку о том, что запах дерева Меньян доносился до острова Ява. Правитель Маджапахит послал своего слугу, чтобы узнать, откуда идет аромат. Слуга нашел дерево, волшебное благоухание привело его в священный трепет. Мужчина сел под баньяном и начал медитировать. Он решил никому не рассказывать об этом месте. Чтобы запаха больше никто не слышал, слуга положил под дерево мертвое тело.
Часто можно услышать рассказы о том, что место под священным баньяном – это обиталище злых духов. Мертвецы, которых сюда приносят, удерживают темные силы и создают гармонию между двумя мирами. Еще говорят, что когда-то аромат дерева привлек саму богиню рек и озер Деви Дану, но как это связано с захоронениями, неясно.
Ритуальные обряды деревни Теруньян
По сведениям историков и этнологов, похоронный обряд в Труньяне берет свое начало от обычаев анимистической секты Агама Баю и восходит до времен неолита. До прихода индуистов на Бали существовало шесть похожих сект, каждая из которых имела свои обычаи. Местные жители говорят, что они не сжигают умерших, так как вулкан Батур из-за этого может рассердиться и начнется извержение.
На самом деле в деревне есть три кладбища (kuburan). На одном из них хоронят детей и не успевших вступить в брак мужчин и женщин. На втором – самоубийц, людей, умерших от травм или опасных инфекций, инвалидов, которые при жизни потеряли кукую-либо часть тела. Захоронения на этих кладбищах находятся в земле, как и во многих других частях мира. Только третье кладбище, имеющее название Сетра Вайях (Setra Wayah), расположено под открытым небом. На нем можно хоронить женатых мужчин и женщин, которые умерли естественной смертью, и чье тело не было повреждено. Расположено это кладбище на северо-востоке, за пол километра от деревни.
Как же выглядит этот обряд захоронения? Сначала тело умершего обмывают и заворачивают в недорогую ткань. Затем собирают ему в последнюю дорогу домашнюю утварь и другие предметы быта. Мужчины везут покойника на лодке к священному дереву (по суше туда добраться очень трудно). Женщинам вход на похороны под деревом запрещен. Согласно поверьям местных жителей, это может вызвать землетрясение, наводнение, оползень или извержение вулкана.
Мертвые тела укладывают в плетеные из бамбуковых веток шалаши или клетки. Эти конструкции защищают мертвецов от обезьян, хищников и других диких животных. Всего на кладбище 11 шалашей. Когда они все заполняются, кости из первого вытаскивают и складывают на каменных ступенях. Там можно увидеть черепа и бедренные кости людей, умерших сотни лет назад. Рядом с покойниками оставляют все предметы, которые привезли из деревни. Тела разлагаются под влиянием ветра и влаги довольно быстро. При этом трупный запах почти не чувствуется. Наверное, ароматное дерево действительно вбирает его.
Для того, чтобы похоронить человека на этом кладбище, семья должна собрать деньги для обряда, иногда приходится дожидаться очереди на церемонию. Покойники могут по несколько дней, а то и недель, оставаться дома. Чтобы тела не разлагались, родственники обрабатывают их формалином. Но и этот неприятный запах не чувствуется возле дерева.
Бали-Ага не посещают своих мертвых и не ухаживают за кладбищем. Потому оно выглядит очень неухоженным. Повсюду валяется посуда, зонты, обувь, которые растаскивают обезьяны. Вокруг шалашей можно увидеть разбросанные черепа и кости. Некоторые посетители говорят, что слабый запах разлагающихся тел все же есть, хотя он и не такой сильный, как бы следовало ожидать в этом месте. Местные гиды объясняют, что вонь источают тела людей, которые не очень праведно жили. Возможно, наличие запаха или его отсутствие связано с погодой и уровнем влажности, ведь перед дождем все ароматы усиливаются.
Несмотря на немного мрачную атмосферу, на кладбище чувствуется необычное спокойствие, будто весь мир обрел такую долгожданную гармонию. Оно окружено каменной стеной. На берегу озера, куда можно подплыть только на лодке, есть небольшой деревянный пирс, который в сезон дожей почти полностью затоплен. От пирса тропинка ведет вглубь леса. Сейчас место стало популярным туристическим «аттракционом», потому вначале тропинки есть указатели и небольшой «алтарь» с черепом и костями. На нем можно по желанию оставить пожертвование.
Культурные достопримечательности деревни Труньян
Главное святилище деревни Теруньян
Храм Панчеринг Джагат (Pancering Jagat) построен больше 1000 лет назад. Первое упоминание о нем датируется 911 годом нашей эры. Название его переводится как Центр Вселенной. Внешний вид его напоминает древнюю пирамиду времен неолита из семи ступеней, раньше их было одиннадцать. Архитектура храма не совсем характерна для Бали, в ней присутствуют австронезийские элементы.
Внутри находится огромная статуя, высотой около 4 метров. Согласно легенде, ее нашел охотник, когда гнался в лесу за оленем. Только высота ее тогда была всего 9 сантиметров, и она была зарыта в земле. Когда охотник принес фигурку в деревню, она начала расти. Увеличивалась в размерах статуя до тех пор, пока над ней не построили храм. Изображает она первого короля деревни — Ratu Sakti Pancering Jagat. По другой версии – бога вулкана Батур Bhatara Da Tonta.
Хранится статуя в полуподвальном помещении, за ней регулярно ухаживают, обмывают дождевой водой и смазывают маслами. Раз в год, в полнолуние четвертого месяца по балийскому календарю, статую выносят во двор для проведения ритуальных обрядов. Внутрь храма и на церемонии туристов не пускают, так что вам не удастся увидеть четырехметрового исполина.
Танец Берутук
На ежегодной храмовой церемонии неженатые мужчины танцуют ритуальный танец Берутук. Исполняется он в честь первых правителей деревни. Лишь после того, как мужчина станцевал его, они имеет право вступать в брак. Многие пары не проводят свадебную церемонию еще из-за того, что мужчина не может дождаться своей очереди танца.
Берутук – это ритуальная молитва с элементами транса, своеобразный обряд инициации для юношей. В танце они пересказывают историю основания деревни, просят богов о хорошем урожае на следующий год. Ритуал воссоздает особую связь между миром людей и духов, а также между всеми жителями деревни. Согласно легенде, первыми станцевали этот танец король Ratu Sakti Pancering Jagat и королева Ratu Sakti Meduwe Ujung Sari, подражая движениям местной птицы. Что интересно — танец никогда не сопровождается музыкой.
Перед тем, как приступить к ритуалу, мужчины 42 дня живут в храме, молятся и медитируют, не имеют права вступать в сексуальные контакты. Перед церемонией они одевают специальную одежду из сухих банановых листьев. Она состоит из двух накидок – одну завязывают на талии, другую на плечах. Лица прикрывают ритуальными масками. После танца жители деревни забирают банановые листья из одеяний домой, в качестве амулетов. Танцоры после представления идут к озеру Батур, чтобы омыться в его водах.
Танец Берутук еще не превратился в коммерческое развлечение, как другие ритуальные представления на Бали. Его увидели только те, кто приехал в Труньян именно в момент проведения священного ритуала и смог завоевать доверие местных жителей. Ведь просто так на церемонию почти никого не пускают.
Ритуальное значение у народа Бали-Ага имеет практически все – музыка, танцы, узоры на тканях и керамике. Все это делается, чтобы задобрить богов. Главные молитвы и медитации происходят в храме. Но и в обычной бытовой жизни, прежде, чем что-то сделать или принять решение, люди воздают божествам и духам природы благодарения и просят у них помощи.
Индонезия, карта деревни Теруньян, Бали