Айодхья, эпический город Индии

В Гаруда Пуране, священном тексте индуизма, сказано, что человеку дается шанс обрести мокшу (освобождение из круговорота сансары) в одном из 7 священных городов (Матхура, Харидвар, Айодхья, Дварка, Варанаси, Удджайн и Канчипурам). Древнейший город Айодхья находится неподалеку от Файзабада, на реке Гхагра, спускающейся с ледников непальских Гималаев.

Паломничество в Айодхью играет принципиально важное значение среди индуистов, царь Рама – одна из самых почитаемых аватар Вишну, был рожден здесь, в столице древнего царства Каушала, построенной еще самим Ману, прародителем человечества. Мудрец Вальмики, живший в Айодхье в средние века, подробно изложил жизнеописание Рамы в фундаментальном индийском эпосе Рамаяна. В связи с множеством эпических событий город часто упоминается в большинстве классических ведических писаний, а Атхарва Веда характеризует его не иначе, как «Город, выстроенный самими Богами, не уступающий по красоте и богатству обителям небожителей».

Согласно официальной науке, Айодхье не менее 2 500 лет, хотя некоторые ученые склонны полагать о существовании здесь прото поселения еще в 3 000 году до н.э. На заре своего становления это был в прежнюю очередь крупный буддийский центр (считается, что Будда неоднократно бывал здесь, что правда не подтверждается письменными источниками).

Находившийся вначале под управлением Маурьев город достиг пика наивысшего культурного развития после прихода к власти династии Гупта. В соответствии с джайнской мифологией в Сакете (древнее название Айодхьи) родились пятеро Тиртханкаров, в том числе и первый Ришабха, основатель джайнизма. Самый последний из них (24й по счету), Махавира, посещал город в течении жизни. Эти события ставят Айодхью в один ряд с другими важными местами паломничества для джайнов.

Все правители древних государств, в состав которых в разное время входила Айодхья, достаточно терпимо относились ко всем дхармическим религиям, что несомненно способствовало общественному прогрессу, развитию культуры и философской мысли. В качестве отголосков древних времен в городе сохранились немногие буддийские и джайнские древности, есть и несколько современных храмов.

Также интересно:  Лепакши: Вирабхадра-мандир, храм гневного божества

С началом мусульманских вторжений отсутствию религиозных предрассудков постепенно приходил конец. Многие индуистские, буддийские и джайнские святыни были разграблены, а на их месте возведены мечети. Вопиющий пример невежества исламских правителей – разрушение храма Рама Джанам Бхуми Бабуром в XVI веке, возведенного на месте рождения Рамы. Взамен, Бабур построил мечеть Бабри, в наши дни ставшую символом раздора между индусами и мусульманами Индии.

В 1992 году толпа радикально настроенных индуистов (около 150 000 человек) под руководством националистической партии Вишва Хинду Паришад, неоднократно призывавшей восстановить Рама Джанам Бхуми, разрушило заброшенную мечеть. Эти события породили общеиндийские волнения с массовыми беспорядками и многочисленными жертвами среди мирного населения. По некоторым данным погибло около 2 000 человек, преимущественно мусульман.

Ради справедливости стоит отметить, что, действительно, ранее на спорной территории был индуистский храм, что подтвердили археологические раскопки в 2003 году. Пассивная роль индийского правительства, закрывавшего глаза на неоднократно проводимые мирные демонстрации с требованием восстановить историческую справедливость, сыграла не самую лучшую роль в конфликте, усилив общественное напряжение, вылившееся в итоге в всплеск насилия. На месте взорванной мечети должны были построить храм – но вот уже спустя многие годы Шри Рама Джанам Бхуми больше напоминает брутальную казарму. Чтобы попасть туда, надо сдать все деньги, электронику, ремни и пройти сквозь ряд огороженных колючей проволокой коридоров, где и женщин и мужчин обыскивают по 5-6 раз.

В наши дни, Айодхья – небольшая с населением в 50 000 человек достопримечательность Индии, наполненная сказочной и трогательной архитектурой, часто заброшенной. Движение транспорта в основном ощущается на главной улице, ведущей в Файзабад; параллельные ей улочки тихи и малолюдны.

Население пока еще не испорчено белыми туристами — цены не завышаются, многие жители совершенно искренне стараются помочь, рассказывая о храмовых достопримечательностях или приглашая в гости. В отличии от Рама Джанам Бхуми большинство популярных храмов не переполнены, и для их посещения не требуется стоять в очереди. Канак Бхаван, Хануман Гхархи, Нагешварнатх, Сварг Двар, Рамкот, Лакшман гхат, Мани Парбат и другие интересные места компактно расположены, поэтому познавательная прогулка по Айодхье не займет много времени, взамен наградив сплошным эстетическим удовольствием.

Также интересно:  Храм Прэахвихеа, "святая святых" горного божества

Кроме того, ежегодно в городе проводятся несколько красочных фестивалей: Рам Лила, Рам Навми Мела и др, во время которых сюда приезжает великое множество паломников, ставятся небольшие постановки по сюжетам Рамаяны, играет классическая индийская музыка, демонстрируется мастерство традиционных танцев, таких как катхак и др.

Индия, карта расположения города Айодхья

 

Похожие статьи

Добавить комментарий