Планета мумий, часть 28: Бурджио, загробное обаяние буржуазии

Бурджио — небольшой город на юге Италии, в сицилийской провинции Агридженто, расположенный в 100 км к югу от Палермо. Это живописное средневековое поселение, чем-то напоминающее Питильяно, «маленький Иерусалим» Тосканы, обладает богатой историей и любопытными культурными достопримечательностями Италии, среди которых особо выделяется удивительный музей мумий в монастыре капуцинов, входящий вместе с катакомбами монастыря капуцинов в Палермо и «склепом священников» в Ганджи в проект «Сицилийские мумии«.

Проект «Сицилийские мумии» был призван дать ученым возможность по-новому посмотреть на жизнь и смерть на этом средиземноморском острове в период с конца XVI – до середины XX веков. На Сицилии было обнаружено большое количество мумифицированных останков этого периода, представляющих собой уникальное свидетельство погребальных практик юга Италии.

Подавляющее большинство останков было захоронено в братских могилах, на кладбищах или в захоронениях внутри религиозных зданий, и лишь небольшая часть местного населения, состоявшая в основном из представителей аристократии, среднего класса и духовенства, подвергалась мумификации, включавшей в себя обезвоживание тела, очистку и заполнение полостей животным или растительным веществом, облачение в соответствующие эпохе наряды и увековечивание для потомков в нише крипты или саркофаге.

Конечно, для большинства современных европейцев практика мумифицирования тел видится пугающим элементом, чуждым христианской культуре и свойственным в большей мере Древнему Египту. Однако, это не совсем так: представление об ином мире побуждало людей оценивать человеческую плоть как вместилище вечной души – временное, но искусно и мудро устроенное Создателем, а значит — требующее уважительного отношения.

Традиция сбережения и украшения человеческих останков в католической стране была связана прежде всего с верой в ожидаемое всеобщее воскресение умерших и обоснована наивным желанием верующих «помочь Господу» упростить задачу воскрешения в урочный час, сохранив бренную плоть максимально возможным образом. На Сицилии мумии являются лучшим примером той продолжительной связи, когда к умершему все еще относятся как к любимому члену семьи и лелеют желание как можно дольше сохранить его в семейном кругу.

Выражением этого желания являются не только сицилийские мумии, которые в прошлые века были обычным явлением на острове — подобные практики ранее были широко распространены по всему миру. Искусно расписанные черепа в оссуарии австрийского Халльштата, статуи тау-тау в погребальных пещерах народа тораджа на индонезийском острове Сулавеси, копченые мумии Папуа Новой Гвинеи, татуированные мумии пещер Центрального Лусона на Филиппинах — являются тому подтверждением. Но и в современном обществе есть много других примеров — например, в Боливии, где проводится ежегодный фестиваль черепов, который привлекает, по крайней мере, в Ла-Пасе, тысячи людей. Все эти обычаи позволяют родственникам продолжить отношения с конкретным человеком после его смерти, идентифицируя его и сохраняя родственную связь.

На Сицилии монахи-капуцины применяли особый метод мумификации тел: после обтирания и удаления внутренних органов, тела в течение года «мариновали» в специальных емкостях с мелом, чтобы удалить все жидкости, затем обрабатывали благовониями и мазями и в конце наполняли ароматными травами. Каждая мумия наряжалась в одежды, выбранные родственниками, ей придавалась форма с помощью деревянных стержней, после чего она помещалась в ниши склепа или в деревянные саркофаги, иногда вместе с другими членами семьи.

Далеко не каждый мог позволить себе мумификацию. Лишь человек, который являлся частью высшего общества, мог позволить себе дорогостоящие процедуры, результатом которых была возможность оказаться ближе к алтарю, сердцу церкви, и, следовательно, к Богу.

В превращенном в музей склепе построенного в 17 веке Антонио де Порденоне монастыря Бурджио хранятся около 50 элегантно одетых мумий, большинство из которых закреплены в нишах склепа в вертикальном положении. Женщины наряжены в великолепные кружевные платья, немного выцветшие, а мужчины щеголяют элегантными шляпами. Для украшения усопших и придания им индивидуальности использовались драгоценные ткани, бархат, шелка, тафта, льняное полотно, кружева, бисер, головные уборы, обувь, носки и другие мелочи. Почти все мумии датируются 18 и 19 веками, и лишь самые последние были добавлены в начале 20 века.

Италия, карта расположения музея мумий в Бурджио

Похожие статьи

Добавить комментарий