Храмовый комплекс Палитана возведен на Шатрунджайе — священной горе джайнов, одноименный город расположился у ее подножия. Представляющие собой великолепные культурные достопримечательности Индии, храмы разместились на двух вершинах горы, занимая также понижение между ними. В погожий день с вершин можно увидеть великолепную панораму штата Гуджарат — до самого Камбейского залива Аравийского моря.
Палитану построили джайны, из всех религий Индии, пожалуй, самая таинственная. Вероятно, суть труднопостижимого джайнизма кроется именно в замысле и исполнении этой грандиозной постройки. Джайнизм — не самая многочисленная религия страны, но размах строительства поразителен, так же как и то, в каком идеальном состоянии содержится вся эта тысяча святилищ. Построены же храмы на средства обеспеченных приверженцев джайнизма, среди которых много банкиров и крупных бизнесменов.
Палитана, город, одетый в белое
Палитана, наряду с Ранакпуром — наиболее почитаемое место у джайнов секты шветамбара, одного из двух направлений джайнизма. Название переводится с санскрита буквально как «одетые в белые одежды». Действительно, монахов шветамбара всегда можно узнать по ослепительно-белым одеяниям. Да и сами храмы облицованы белоснежным мрамором. У другого направления джайнизма — дигамбара («одетых в небо) — в Палитане только один храм, которым дигамбара обозначила здесь сам факт своего существования.
Храмовый комплекс стали строить между IX и X вв. на горе Шатрунджайя, где согласно легендам медитировал сам Шива-Адинатх, достигая просветления. У горы не одно имя, а целых 108, но в обиходе пользуются только несколькими.
В старину джайны полагали, что постройка храма, который считается застывшей в камне молитвой — самый надежный путь к достижению нирваны, обретению спасения и причислению к тем немногим человеческим душам, что сумели освободиться от бремени бесконечно сменяющихся кругов жизни. Но и правила нахождения в нем изначально были крайне строги: никому, включая и самых уважаемых монахов, не разрешено оставаться на ночь в храмах, чтобы не нарушить покой святых-тиртханкаров.
Строительство храмов продолжалось в течение девятисот лет. В строительстве был вынужденный перерыв, когда первые древнейшие храмы начали разрушать мусульманские завоеватели в 1311 г. и завершили разрушение в XV в. Как напоминание о тех временах в Палитане построено мусульманское святилище Анагар-Пир в честь исламского святого, защищавшего храмы от уничтожения мусульманами. Это место посещают бездетные женщины: они просят небо одарить их ребенком и приносят в дар миниатюрные колыбельки.
Основная часть современных сооружений относится к XVI в., когда началось масштабное восстановление храмов на горе Шатрунджайя. Небольшие храмы (некоторые совсем крохотные — треть квадратного метра) построены как «катурбимба»: открытые со всех четырех сторон, так, чтобы паломники могли подойти с любой и обратиться к изваянию, находящемуся внутри и хорошо видному отовсюду. И напротив, крупные храмы — это колоссальные сооружения с просторными залами и рядами колонн.
Исследователей всегда занимал вопрос: как удавалось мастерам древности создавать такие тонкие, изящные детали храмов? Оказалось, что они работали не с инструментами в привычном смысле этого слова, а с абразивной веревкой, которой и обрабатывали каменные детали построек. Для абразива мастера каждый вечер после работы тщательно собирали мраморную крошку и пыль.
Храмы построили не группы верующих, не монахи, а богатые джайны. В настоящее время содержать храмы в состоянии тиртхи — места паломничества — также помогает финансовая поддержка обеспеченных джайнов. Они же способствуют проведению большого ежегодного праздника в феврале-мае, когда в Палитану стекается втрое больше паломников, чем обычно, в надежде обрести долгожданное спасение.
Погружение в нирвану
Каждый джайн должен хоть раз посетить Палитану, чтобы стать «бхавия», что позволит ему достичь нирваны. За долгие века Палитану — главное религиозное место джайнизма — посетили миллионы и миллионы адептов, обретя спасение на горе Шатрунджайя, чье название в переводе с санскрита означает «место победы» или «место славы».
Паломничество к храмам Палитаны для каждого джайна — путь испытаний. Два часа паломники поднимаются к храмовому комплексу, который со всех сторон окружен стеной, после того как преодолеют два невысоких пика и пересекут долину. Но и это еще не все: паломникам предстоит обойти гору Шатрунджайя по трем опоясывающим тропам, что по канонам джайнизма способствует очищению кармы. Непосредственно к храмовому комплексу ведет паломническая лестница длиной в несколько километров.
Подробное описание каждого из 863 святилищ Палитаны занимает сотни и сотни томов. Есть совсем крохотные постройки, предназначенные для медитации. В глаза же бросаются роскошно украшенные громадные храмы, стены которых украшены бесчисленными украшениями и каменными изваяниями.
Повсюду расставлены бесчисленные статуи всех 24 тиртханкаров, и все они священные. Согласно джайнизму тиртханкар (в переводе с санскрита — «создатель брода», «устроитель переправы») — человек, достигший просветления благодаря самоограничению, духовный наставник жаждущих встать на путь к просветлению. Тиртханкары не считаются богами: джайны вообще не верят в Бога-Создателя, и в их понимании боги, пусть они и выше людей, но и им самим еще далеко до просветления.
Храмы собраны в группы, именуемые туками. Всего их девять, и они представляют собой укрепление, названное именем богача, оплатившего их возведение. Все туки обладают единой планировкой: в центре — главный большой храм, вокруг него — множество святилищ поменьше, а все вместе они обнесены стеной.
Каждый храм — это сложное по архитектуре сооружение, пестрое и жизнерадостное, с множеством колонн, арок, статуй и барельефов, раскрашенных в немыслимо яркие цвета.
Важнейший из всех — храм Адинатха на северном склоне горы, посвященный первому тиртханкару. В период исламского правления величественное сооружение было разрушено, после изгнания мусульман отстроено заново. Другой большой храм — Адишвара на южном склоне горы, в нем скульптура аватары Вишну — Ришабханатха — с хрустальными глазами, ожерельями и золотым венцом.
Ни в одном из сотен храмов нет привычных для культовых мест Индии украшений из резной слоновой кости, поскольку джайны очень ревностно относятся к соблюдению обета ненасилия, и, уж конечно, они против истребления слонов ради бивней. По той же причине посетителям храмов Палитаны запрещено иметь при себе кожаные вещи, обувь и еду.
Суровые правила джайнизма распространились из храмового комплекса на весь город, после того как в 2014 г. монахи объявили голодовку, требуя сделать город полностью вегетарианским. До этого им уже удалось добиться запрета на торговлю мясом в 100 мот храмов. В 2015 г. правительство штата Гуджарат провозгласило город Палитана первой в истории Индии территорией «абсолютного вегетарианства» невзирая на протесты довольно большой мусульманской общины. Введен официальный запрет на продажу мяса, рыбы, яиц, а также забой скота и жертвоприношения животных в пределах муниципалитета.
Любопытные факты
- Джайны придерживаются строгого вегетарианства, едят только те овощи и фрукты, что растут над землей, и семян в них должно быть совсем немного.
- Религия джайнизма ограничивает количество профессий, которыми может заниматься адепт. Как правило, они становятся служащими банков или других финансовых учреждений.
- Подняться на гору Шатрунджайя можно как пешком, так и в подобии портшеза, именуемом «доли», который несут два-четыре носильщика (в зависимости от веса пассажира), но стоит это недешево — более 600 рупий и дороже, смотря сколько весит пассажир.
- Джайнизм исповедует лишь около 0,4% населения Индии.
- Чтобы облегчить себе подъем в гору, многие паломники нанимают людей, которые становятся у них за спиной и толкают в нее всю дорогу наверх. Как правило, работают «толкальщицами» женщины.
- Джайны уверены в правдивости легенд, окружающих храмы Палитаны. Одна повествует о том, что статуя Адинатхи — первого титхан-кары — вздохнула семь раз, когда его помещали в храм. Другая рассказывает о слое серебра на изваяниях, что постоянно нарастает и представляет собой дар свыше, предназначенный дать жрецам средства к существованию. Джайны не сомневаются, что маленькое изваяние Свами Супаршваната каждую ночь летает в соседний храм Адинатхи.
- Монахи из шветамбары носят на лице белые повязки-мухапатти, чтобы ненароком не вдохнуть насекомых, которых в Индии много. Таким образом, монахи соблюдают ахимсу — религиозное требование ненанесения вреда, или ненасилия. С той же целью джайн-аскет пьет воду только через ткань, чтобы не проглотить мошку, а монахи — адепты шватамбары — носят с собой метлы, которыми метут перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь живое существо. Джайну строго запрещается передвигаться или что-то делать в темное время суток, чтобы ненароком не причинить вред живому существу.
- На территории Палитана растет дерево, под камнями которого согласно древним поверьям скрыты бесчисленные сокровища. Но отыскать их сможет лишь тот, кто никогда не испытывал желания их найти.
Индия, карта расположения города Палитана