Уникальные храмы, произведения искусства, удивительные памятники истории и религии — Сахасра Баху, или Саас-Баху, расположены в индийском штате Раджастан, в округе Удайпур, среди руин древней столицы раджпутского княжества Мевар – Нагды, раскинувшейся на берегу озера Багела. Другие, не менее знаменитые храмы Сахасра Баху расположены в соседнем штате Мадхья-Прадеш, в крупном городе Гвалиор. Построенные в середине XI века в восточной части форта Гвалиор, эти культурные достопримечательности Индии хорошо сохранились до наших дней, и в настоящее время привлекают сюда многочисленных туристов.
Сахасра Баху, храмы столицы древнего княжества
Крохотная деревушка недалеко от Удайпура под названием Нагда — древнейшее место, история которого относится к VII в. н.э. Город был основан, как первая столица Мевара, королем Нагадитьей из династии Гелот. В XIII веке Мевар подвергся мусульманскому нашествию, и Нагда была захвачена и разграблена войсками султана Шамсуддина Илтутмиша, основателя Делийского султаната.
Храмы Сахасра Баху представляют собой комплекс из двух индуистских храмов, посвященных богу Вишну. Местные называют его «Саас-Баху», что является искаженной формой первоначального названия, означающего «один с тысячей рук», одного из проявлений бога Вишну. Однако существует достаточно распространенное мнение, что название этого храмового комплекса переводится с хинди как «свекровь» (саас) и «невестка» (баху).
Оба храма имеют общую платформу, обращенную к храмовому резервуару, и похожи по стилю, но один больше другого. Больший из них окружен десятью вспомогательными святилищами, меньший — четырьмя; от некоторых из них сохранились только основания. Считается, что более крупное по своим размерам сооружение назвали храмом Свекрови, а меньшее, соответственно, храмом Невестки.
В обоих храмах есть святилище мандапа с боковыми выступами и открытая веранда. Их несколько разрушенные башни-шикхары построены из кирпича, со многими вспомогательными башенками. Храм меньшего размера был в значительной степени отремонтирован, в то время как храм большего размера остается усеченным.
Под платформой находится входная ширма в стиле торана с четырьмя колоннами и декоративной изогнутой аркой в центре. Интерьеры и части экстерьеров, особенно вокруг крыльца, украшены богатой резьбой, а на крыше можно увидеть изображение цветка лотоса. Храмы Сахасра Баху в Нагде включены в список археологических памятников Индии.
Сахасра Баху, храмы-близнецы Гвалиора
Храмовый комплекс XI века Сахасра Баху, расположенный недалеко от форта Гвалиор, также посвящен Вишну в его форме Падманабхи и, как и большинство индуистских и джайнских храмов в этом регионе, в основном находится в руинах и сильно пострадал от многочисленных вторжений и индуистско-мусульманских войн.
Комплекс Сахасра Баху состоит из двух храмов разного размера, но обильно украшенных резьбой. Как указывает древняя надпись у входа в больший из двух храмов, эти сооружения были построены в 1093 году царём Махипалой из династии Каччхапагхатов и выдержали испытание временем, став одним из самых изысканных образцов храмовой архитектуры в Индии.
Каччхапагхаты пришли к власти в X веке и правили в северо-западной части центральной Индии, а Гвалиор был их административным центром. Цари династии Каччхапагхата возвели множество архитектурных памятников, часть из которых до сих пор сохранилась демонстрируя искусную архитектуру и скрупулёзное внимание к деталям.
Поскольку в последующие годы власть над регионом переходила из одних рук в другие, храмам был нанесён значительный ущерб, в том числе местами были разрушены резные орнаменты. Несмотря на то, что на перемычках проёмов появились опасные трещины, а некоторые части сооружений и вовсе осыпались со временем, этот храмовый комплекс XI века продолжает внушать благоговейный трепет.
Рaджа Махипала возвел эти прекрасные храмы-близнецы из мрамора, гранита и песчаника и посвятил их богу Вишну, дабы тот обеспечил процветание его династии. Также, как и в случае с храмами Саас-Баху в Раджастане, местные жители нарекли их храмами Свекрови и Невестки.
Оба храма, большой храм Свекрови (Саас) и малый храм Невестки (Баху) расположены на одной платформе джагати, 30 метров в длину и19 метров в ширину, квадратной в плане. Каждый храм состоит из зала (мандапа), закрытого зала (гудхамандапа), коридора (антарала) и святилища (гарбхагриха). Храм Саас примечателен трехэтажным мандапом и выступающим крыльцом по трем сторонам. Храм Баху, в свою очередь, имеет красиво декорированное крыльцо с пирамидальной крышей.
Оба храма обильно покрыты уникальной резьбой по камню, особенно густо ею покрыты изображения Брахмы, Вишну и Сарасвати над входной дверью. Фасады храмов украшают также сцены из Рамаяны и, как ни странно, из Кама-Сутры. В интерьерах обоих храмов прекрасно сохранились изящные резные потолки. Резьба на колоннах связана с вайшнавизмом, шиваизмом и шактизмом. Внутренние стены храмов также украшены барельефами с цветочными орнаментами. Более крупные архитектурные детали покрывают все внешние стены и все сохранившиеся внутренние поверхности.
Внутри большого храм («Свекровь») в главном зале расположена зона бракосочетаний, отмеченная четырьмя колоннами с изображениями богов Брахмы, Вишну, Шивы и бога Солнца Сурьи, которым должны поклоняться молодожены. На потолке храма можно видеть сюжеты из «Махабхараты». Барельефы изображают любовно-эротическую тематику и сцены из Рамаяны. Материалом для резьбы служили песчаник, гранит, мрамор. Песчаник и мрамор обрабатывались таким образом, что превращались в кружевные решетки с необыкновенно сложными и тонкими узорами. Эти решетки — непременный атрибут раджпутских зданий.
Храм Невестки (Баху) представляет собой одноэтажное здание, где сохранилась лишь очень богато украшенный дверной проем и настенные рельефы. Остатки храма Баху в Гвалиоре позволяют предположить, что он, возможно, был уменьшенной версией храма Саас.
Храмовый комплекс Сахасра Баху производит сильнейшее впечатление как снаружи, так и внутри. Его тонкая резьба удивляет и завораживает. Видимо поэтому индусы называют архитектуру храма Саас-Баху радугой.