Наш следующий обзор о Варанаси посвящен постоянным обитателям этого сакрального места — садху, святым людям Индии, и, в частности, агхори, являющимся адептами индуистской мистической секты Агхора, что в переводе с хинди значит «бесстрашный». Агхори откололись от секты капалики (означающее на санскрите «носящие череп»; древняя тантрическая шиваистская секта в индуизме) в XIV веке.
Сейчас в Индии насчитывается от 4 до 5 миллионов садху, составляющих половину процента всего населения. Садху — это культурный феномен и уникальная достопримечательность Индии. Они полностью отказываются от мирских удовольствий, всецело фокусируясь на Высшей Реальности, лежащей за пределами нашего сознания. Они не разделяют семейные ценности, не имеют ни жилья, ни имущества, носят минимальную одежду или ходят обнаженными, крайне скудно питаются. Садху живут весьма изолированно, в отрыве от общества, и все свои дни проводят в поклонении выбранному божеству. Многие проводят таинственные ритуалы, чтобы выйти на контакт с богами, иные практикуют сильные формы йоги и медитации, чтобы увеличить свою духовную силу и достичь сакрального знания.
Наиболее радикально настроенные из них идут на экстремальные умерщвления плоти, не садятся и не ложатся годами, хранят молчание много лет, или подолгу голодают. Некоторые садху полностью отказываются от любой одежды, символизируя таким образом свое отречение от мира живых, и натирают свои тела пеплом священных костров, символом смерти и перерождения. Многие садху носят экстремально длинные волосы (джата), подражая Господу Шиве, чьи длинные пучки волос считаются средоточием его сверхъестественных сил.
Агхори же пошли гораздо дальше. Из всех качеств, присущих Шиве, они выбрали для поклонения самые темные стороны, присущие этому богу, как Победителю Смерти — агхори обитают в непосредственной близости от гхатов — мест, где кремируют тела. Агхори выглядят и ведут себя, как сумасшедшие. Находясь постоянно в состоянии измененного сознания от употребления наркотиков и алкоголя, они купаются в пепле погребальных костров, носят зловещие ожерелья из черепов и костей и общаются с призраками.
Для того чтобы понять садху и агхори, нужно понять индуизм. Жизнь индуиста – итог его кармы. Рождение в той или иной варне (касте) – итог твоих деяний в прошлой жизни. Это ни плохо, ни хорошо, это просто факт, очередная ступень развития, приближающая тебя к освобождению от сансары – вечного круга перерождений. Неважно, кто ты – бедняк в лачуге для слуг или изнеженный сибарит в богатом дворце раджпутов, важно следовать законам касты, чтобы в следующей жизни продвинуться в иерархии еще выше.
Впрочем, кроме целей, установленных правилами касты, есть и другие цели: кама – чувственные наслаждения, артха – материальное благосостояние, дхарма – мораль и праведность, и, наконец, мокша – освобождение от бесконечной цепи рождения и смерти.
Последняя ступень, мокша, достигается лишь путем последовательного прохождения через предыдущие цели. Однако садху, по мнению индуистов, избавлены от необходимости достигать каких-либо иных целей, кроме мокши, в силу своего изначально высокого с рождения уровня духовности. К агхори же отношение у большинства членов индийского общества совершенно иное. Далеко не все индусы могут принять образ жизни агхори, который включает в себя такие «милые» привычки, как поедание в ритуальных целях мертвых тел людей, использование трупов в качестве матрасов для сна, а черепов – в качестве чаш для питья, а также иные действия, отрицающие все нормы и правила морали. Тем не менее, сами агхори уверены, что именно такой путь — нарушение всех норм и правил — является кратчайшим к достижению духовного просветления и освобождения от уз мирских привязанностей.
Агхори выглядят весьма колоритно. Их, вымазанных в пепле погребальных костров, легко узнать по крайне оборванному виду и спутанным грязным волосам. На шее агхори носят ожерелье из костей, а вокруг их гениталий обернута цепь, которая символизирует отказ от общения с женским полом и исполнения детородных функций. Мало того, им строго-настрого запрещено прикасаться к женщинам – даже к их трупам.
Поэтому, поедая украденное из костра мертвое тело, они подбирают его с раскаленных углей ртом, чтобы не прикасаться к нему руками: вдруг это труп женщины. Агхори пьют много алкоголя (из человеческого черепа, который висит у них на посохе с трезубцем) и курят опиум. Это им разрешено, потому что Господь Шива тоже курил опиум и пил алкоголь, сидя на вершине Кайлас и «останавливая небесный поток своими волосами».
Все дело в том, что для агхори весь мир – это большое кладбище, где все, в том числе и они сами, уже мертвы. Смерть – самое плохое, что может случиться с человеком, но в соответствии с философией агхори она уже наступила, поэтому жизнь и смысл ее приобретают совершенно иное звучание. Нет больше ничего хорошего, как и ничего плохого, нет грязного и чистого, омерзительного и прекрасного. Индусы боятся агхори, потому что верят: те обладают мощными магическими силами – сидхи. Агхори непредсказуемы, поскольку для них не существует грани между добром и злом, они способны на все и делают, что хотят.
Для агхори нет ничего святого, кроме Господа Шивы и богини смерти, или женской его ипостаси, Матери Кали. Боги требуют ритуалов, поэтому каждый месяц агхори поют любовную песню Шиве и съедают труп, чтобы умилостивить Кали.
Шива — индуистский бог разрушения и стихия огня. Но разрушение в понятии индуистов отличается от нашего. Они видят в разрушении начало нового созидания, потому что Шива разрушает все плохое, тем самым давая начало новому. Для агхори все, что создал бог (энергия огня), — священно, поэтому нет ни чистого, ни грязного, ни хорошего, ни плохого, ни прекрасного, ни ужасного – и не существует никаких ограничений.
При этом агхори активно занимаются благотворительностью. Их усилиями был создан госпиталь для прокаженных, где уже прошли лечение сотни тысяч человек.