Ритуал джха-тор: Когда стервятники просят милостыню

В Тибете и ряде прилегающих областей с давних времен практикуется так называемое «Небесное погребение» или джха-тор. В настоящее время это основной способ утилизации останков умерших, также называемый  «раздачей милостыни птицам», ритуал, представляющий собой уникальную культурную достопримечательность Китая и Тибета.

место проведения ритуала небесного погребения

Происхождение этого термина восходит к тибетскому мировоззрению, согласно которому человек на каждой ступени своего бытия должен стараться совершать благие поступки, и наивысшим проявлением благотворительности является посмертная жертва птицам тела человека. Для большинства рядовых тибетцев такой вид похорон является единственно возможным и логически оправданным завершением жизненного пути. Однако данный вид погребения не используется применительно к Далай-ламам и Панчен-ламам, так как с целью сохранения их останков в качестве священных объектов их тела бальзамируются и покрываются слоем золота.

Рогъяпа молится перед церемонией небесного погребения

«Небесные похороны» широко распространены на всей территориях, где проживают тибетцы. В пятидесятых годах прошлого века, когда Тибет окончательно перешел под юрисдикцию Китая, обряд был законодательно запрещен. С 1974 года, после неоднократных просьб местных жителей, китайское правительство разрешило восстановить традицию «Небесных похорон». В настоящее время в регионе существует более тысячи площадок для проведения обряда джха-тор.

Существуют специальные служители – рогъяпы, в задачу которых входит правильное и точное соблюдение всех деталей этого ритуала. Когда тибетец умирает, приглашают ламу, который в течение суток его «отмаливает» — зачитывает молитвы и священные тексты из тибетской Книги Мертвых. При этом тело усопшего должно быть расположено в сидячем положении. Данные молитвы ставят своей целью помочь душе усопшего благополучно миновать 49 уровней бардо – переходного этапа между смертью и пробуждением к новой жизни.

На третий день после кончины тело доставляется к месту проведения ритуала. На место грядущего пиршества слетаются толпы стервятников. Рогьяпа наносит на тело несколько глубоких надрезов, чтобы выступила кровь и показалось мясо, после чего оставляет тело стервятникам – хищные птицы обгладывают усопшего до костей.

Также интересно:  Костяные шедевры, часть 1: Костница в Седлеце

По окончании птичьего пиршества рогъяпа собирает оставшиеся кости, измельчает их в порошок на ритуальном камне, соединяет крошево с ячменной мукой, добавляет масло яка и скармливает получившуюся кашу птицам.

Тело полностью утилизируется, и эта процедура с точки зрения тибетского буддизма махаяны очень помогает душе в ее поисках нового тела, так как полностью разрывает связи с прежним телом. Жители Тибета глубоко верят, что каждому человеку необходимо хоть единожды увидеть обряд джха-тор, чтобы понять, насколько эфемерна и мимолетна жизнь, и научиться ценить каждый прожитый день.

Желающие почитать о прочих любопытных обрядах, связанных с переходом в иной мир, могут это сделать здесь: Жить и умереть в Варанаси, здесь: Башни молчания зороастрийцев, здесь: Копченые мертвецы Папуа, и, наконец, здесь: Церемония МаНене

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Похожие статьи

Добавить комментарий