«Врата богов» Харидвар: Праздник Кувшинов и нага-баба

«Врата в царство Господа«, так с санскрита переводится Харидвар, название самого северного из семи сакральных городов Индии. Будучи одним из старейших в мире городов, Харидвар упоминался в древних индуистских писаниях и эпосах. Город издавна был обителью мудрецов, служил центром развития искусства, науки и культуры. Местных жителей здесь несопоставимо меньше, чем паломников. Здесь долина встречает священную Гангу, спускающуюся с гор; здесь отпечатались следы божественных ног Вишну; здесь индуистские пилигримы стремятся духовно очиститься, прежде чем тронуться в путь к другим священным местам Гималаев, «обители богов» — Кедарнатху и Бадринатху, Ганготри и Ямунотри. Каждые шесть лет здесь проводится Праздник Кувшинов — Кумбха Мела, самый большой индуистский фестиваль мира.

праздник кувшинов

Даже в стране, где массовые мероприятия являются обыденным явлением, размах этого религиозного празднества поражает. В нем принимают десятки миллионов паломников со всей Индии. Второе по размаху религиозное собрание в мире — паломничество в священный для всех мусульман город Мекка в Саудовской Аравии — привлекает около трех миллионов человек ежегодно. Сравнительные цифры красноречиво говорят сами за себя.

лицо кали

Из других необычных религиозных праздников также стоит отметить также проводимый в Индии праздник Урс Аджмер и широко отмечаемый индуистской диаспорой Малайзии праздник Тайпусам.

Праздник Кумбха Мела, история происхождения

богиня кали

Каждые шесть лет миллионы паломников приходят к берегу Матери-Ганги, чтобы, омыв в ее водах тела, очистить души. Главное божество в Харидваре — Ганга — очищает, исцеляет и тело и душу. В это свято верят индуисты. Паломники стекаются на празднование десятками миллионов в переполненных поездах, зафрахтованных самолетах, автобусах, велосипедах, верхом и пешком, чтобы окунуться в священной реке Ганга. В эти дни в Харидваре невозможно снять номера в отелях и гостиницах, хотя девяносто пять процентов прибывших паломников не могут это себе позволить в любом случае. Большинство приезжих устраиваются на улицах, под сенью деревьев или в палаточных лагерях, обустроенных местными властями. На момент проведения праздника Харидвар переполнен садху и браминами (индуистские священники), паломниками и нищими, бизнесменами и политиками, простыми смертными и знаменитостями.

индийский бомж

Основным событием праздника Кумбха Мела, этой культурной достопримечательности Индии, служит ритуальное омовение. Индусы свято верят, что окунание в относительно незагрязненной в Харидваре реке очистит их самих и их предков от грехов. Дату купания определяют группы астрологов, которые указывают на самый благоприятный момент начала массового купания. Говорят, что окунувшись в реке Ганга во время Кумбха Мела, верующий индус достигнет мокши, то есть освобождение от вечного цикла рождений и смерти, страданий материального мира. Вода в эти дни превращается в нектар, очищая все грехи человеческой жизни. Считается, что верующий в эти дни может смыть любые грехи.

на берегу ганги

По преданию, река Ганга текла изначально в небесах по Млечному пути, но легендарный в индуистской мифологии царь Сагары Бхагиратха, желая спасти души своих предков, упросил Вишну спустить Гангу с небес, так как знал — над кем эта река протечет, тому будут прощены все грехи. С тех пор индуисты бросают прах умерших в Священные воды реки. Обряд этот называется Бенарес. На самом деле, в нем заключен глубокий смысл. Ганга не просто священная река, берущая начало на небе. Согласно индийской мифологии, она объединяет своими водами всю землю, сливая души в космическое единство. Символически Ганга — река жизни, совершающая мировой круговорот. Практически и в духовном смысле — это уникальная река, содержащая такое количество серебра, что она в буквальном смысле дезинфицирует тело от всех накопившихся при жизни грехов.

индус с кувшином

В ту же глубокую древность уходят корни празднования Кумбха Мела. Ведические предания связывают Праздник Кувшинов с битвой богов-суров и демонов-асуров за кувшин (кумбха) амриты — напитка, делающего богов бессмертными. Считается, что когда божественная птица Гаруда устремилась в небеса, несколько капель амриты упали на землю в четырёх местах, где ныне и проводится праздник Кумбха Мела — в Нашике, Праяге (Аллахабаде), Удджайне и Харидваре. Первое описание Кумбха Мела оставил китайский паломник, некий Сюаньцзан, еще в VII столетии.

битва богов

Харидвар является первым городом, в котором река Ганга окончательно покидает Гималаи и начинает свое долгое путешествие по северной Индии в Бенгальском заливе. Именно поэтому вода здесь довольно прохладная и относительно чистая. Почтение, с которым индийцы относятся к священной Ганге, не имеет себе равных. Индийцы пьют из нее воду, молятся ей, купаются в ней, используют воду для приготовления пищи, стирают белье, хоронят в ней своих мертвых, используют ее как транспортную артерию, воздают ей пожертвования, сбрасывают в нее отходы промышленных и коммунальных предприятий. Купаясь в священных водах реки, индусы очищаются от грехов и получают освобождение от вечного цикла жизни, смерти и возрождения. Только в один, наиболее благоприятный с точки зрения астрологов день, в реке купаются несколько миллионов верующих, а в течение 12 недель (Кумбха Мела длится три месяца) в воду окунаются десятки миллионов индусов. 

Также интересно:  Лалибэла, ожерелье подземных храмов

толпа индусов

Достопримечательности Харидвара

Хари Ки Паури гхат

Хари Ки Паури гхат — главнейшая священная купальня в Харидваре. Хар-ки-паури буквально переводится «ноги Бога». Существует поверье, что Вишну пролил здесь небесный нектар, и оставил отпечаток от своей ступни. По преданию, этот гхат построен при императоре Викрамадитье, еще 57 году до н.э . Ежевечерне сотни людей собираются здесь на красочную церемонию Арати. Когда сплетённые из трав и наполненные лепестками цветов сосуды с зажжёнными внутри светильниками под многоголосую молитву опускают в воды Матери-Ганги. Это приношение божеству и благодарность за тот свет, что дарится людям в течение всего дня.

хари ки паури

Здесь также совершается пуджа — незабываемо красивый обряд очищения души и поминовения предков. Обряд выглядит как подношение божеству Ганге различных даров. Некоторые дары обязательны: благовония, цветы,сандаловая паста, пища и огонь. Благовония — элемент воздуха, цветы — элемент пространства, горящий светильник символизирует свет — огонь, пища — воду, сандаловая паста — землю. Осознанно предлагая эти дары, человек соединяет энергию тела и сознания с источником божественного. И таким образом очищается.

пуджа

Храмы Манса Деви и Чанда Деви

Храм Манса Деви — богини, исполняющей желания,- связывает с городом канатная дорога. С высокого холма, где находится храм, открывается городская панорама. В той же стороне расположен известный университет Гурукул Кангри – центр ведических знаний. В нем студентов обучают в традиционном устном стиле. Напротив Манса Дэви через Харидвар — храм Чанда Деви.

храм манса деви

Храм Майядеви

Древнейшим из храмов Харидвара является посвященный Богине-матери храм Майядэви. Согласно индуистской мифологии, Богиня-Мать-Дэви рождает силу всех богов.

майя деви

Шива Мурти

А над городом гордо возвышается величественная статуя бога Шивы, покровителя Харидвара.

статуя шивы

«Аскеты-воины» Харидвара

садху на гвоздях

Садху являются неотъемлемой частью фестиваля Кумбха Мела. Отказавшись от искушений материального мира в пользу аскетичной жизни, садху стремятся достичь «мокши», то есть освобождение от вечного цикла рождения и смерти, постоянно медитируя и размышляя о бессмертии, неизменности, бесконечности, имманентности и трансцендентной реальности.

садху в медитации

Многие садху покинули свои семьи, избавившись от бремени семейных обязанностей. Отсутствие элементарных предметов необходимости является основой их образа жизни. Одни живут общинами в ашрамах, другие в одиночку в пещерах, третьи исповедуют вечное скитание.

Также интересно:  Торговцы магией, часть 2: Супермаркет вуду

праздник садху

Жить на случайные пожертвования часто означает жить в постоянной нищете и голоде. Тем не менее, в современной Индии насчитывается четыре или пять миллионов садху.

старый нищий

Уединенные по своей природе, эти отшельники тысячами приезжают в Харидвар и организовываются в группы, представляющие различные ашкара или секты.

задорные садху

Кумбха Мела служит единственным общественным мероприятием в их отшельническом существовании. Верующие индусы считают их земными посланниками богов за их самопожертвование и отказ от благ материального мира.

развлечения садху

Садху принадлежат ко многим различным сектам или орденам. Вступая в секту, ученик-садху должен пройти ритуал инициации, который рассматривается как символическая смерть — и рождение заново.

белый садху

Он умирает для своей прошлой, суетной жизни, и возрождается для жизни божественной. Видимый символ этого возрождения — бритая голова начинающего, лысая как у младенца.

грустный садху

После инициации любые разговоры или размышления о прежней жизни являются препятствием; они теперь не имеют никакого значения, и возраст отсчитывается с момента нового рождения.

индус трюкач

Теперь всецело важна связь с гуру. Он «рассеиватель тьмы», проводник, пронзающий Покров Иллюзии. Гуру это отец, мать и учитель — и ученик почитает своего гуру как инкарнацию бога; он будет угождать ему любым способом, каким сможет (во всяком случае в идеале).

садху и водка

Большинство из сект довольно умеренны в своих практиках, но некоторые могут быть довольно экстремальными, как, например, «безумные святые» агхори. Агхори одержимы богом и подражают наиболее темным качествам Шивы.

садху в танце

Больше всех выделяются нага садху, которых уважительно зовут «баба» (отец, уважаемый человек), их легко отличить по обнаженному телу и длинным спутанным волосам.

волосатый индус

Их глаза налиты кровью от постоянного употребления наркотиков.

садху и собака

Именно нага садху возглавляют церемонию купания в самый благоприятный, определенный астрологами день.

садху в воде

Нага (обнаженные) садху, или «аскеты-воины» — крупная шиваистская секта, существующая с незапамятных времен. Хотя в целом садху можно охарактеризовать как миролюбивых, Нага были чрезвычайно воинственными, сражаясь с соперничающими сектами, мусульманами, а позднее даже с британцами. Они были превосходными бойцами, потому что не боялись смерти.

садху с дубиной

пьяный садху

Секта Нага подразделяется на акхары, то есть «полки», как в армии. Их воинственное прошлое видно из их демонстрации оружия — палок, копий, мечей и особенно трезубцев — но в наши дни это в основном несет символическую функцию. Нага садху представляют первоначальный, идеальный образ садху, как он был создан тысячи лет назад.

битва нага садху

Индия, карта Харидвара

 

Сохранить

Похожие статьи

Добавить комментарий