Экскурсии по кладбищам – довольно распространённая услуга во всем мире. Сохранившиеся захоронения известных политиков, священнослужителей, ученых, писателей, композиторов, музыкантов, художников, артистов, инженеров, медиков и просто интересных людей на исторических кладбищах городов мира многогранно отражают национальную культуру и историю государств. Существует мнение, что посещение кладбищ может быть даже в какой-то степени полезно для человека. Это позволяет периодически вспоминать, что никто из нас не вечен и времени на совершение добрых дел человеку отмерено не так уж много. Однако, визиты на кладбище из интереса – крайне неоднозначная форма провождения досуга. Многие считают такой вид времяпрепровождения проявлением цинизма туристов, другие списывают его на интерес к обреченной готической эстетике, а все остальные же видят в походах меж могилами покой и умиротворение. В любом случае во многих государствах мира кладбища считают такими же достопримечательными местами, как музеи и другие культурные объекты.
Ранее мы уже рассказывали о многих необычных кладбищах, например, таких, как жизнерадостный мексиканский «Мост в рай», и мрачное гватемальское кладбище, дом беспокойных покойников; парящее в небесах кладбище Сагады и зловещие зороастрийские «Башни Молчания»; пафосный некрополь мексиканского наркокартеля и жуткий город мертвых Даргавс; кладбище лохматых скелетов и склеп вопящих мумий. Продолжая эту тему, предлагаем вашему вниманию следующий материал из цикла публикаций, посвященных черному туризму.
Старое еврейское кладбище в Праге, Чехия
Старое еврейское кладбище (židovský hřbitov) находится на территории квартала Йозефов, начинается оно от Широкой улицы. Захоронения на этом кладбище происходили в течение почти четырех веков (с 1439 по 1787 год). На сравнительно небольшом участке земли захоронено более 200 тысяч умерших, а число надгробий достигает 12 тысяч. Дабы не нарушать покой погребенных, что запрещено сводом еврейских законов, захоронения производились слоями, то есть более давние погребения работники кладбища присыпали землей и на том же месте возводили новые надгробия. На территории кладбища есть места, где под земной поверхностью разместилось 12 могильных ярусов. По истечении времени просевшая земля открыла взгляду живых старые могильные плиты, которые стали сдвигать плиты более поздние. Вид получился не только необычный, но и жуткий.
Самое старое надгробие стоит на месте погребения Авигдора Кара и относится к 1439 году, наиболее позднее установлено над могилой Моисея Бека. Материалом для надгробий служил песчаник, позже – розовый и белый мрамор. На плите высекали имя и профессию умершего.
На старом еврейском кладбище находятся могилы многих известных людей. С именами некоторых из них связаны легенды.
Одна из них рассказывает о легендарном Мордехае Майзеле, родившемся в беднейшей семье, который разбогател, стал обладателем «мейзеловых сокровищ», снабжал короля и его казну деньгами. Однако богач, которого золото любило и само плыло в руки, раздал всё своё имущество и ушел из мира не имея ни копейки.
Также здесь похоронен рабби Лёв. Считается, что именно он создал искусственного человека, Голема.
Кроме того, известно, что один из мертвых каждую ночь покидает предназначенное ему место. Этот человек родился на территории еврейского гетто, но принял христианство и стал капелланом. Однако к старости он вспомнил о своих корнях, о девушке, которую когда-то любил, и которая была похоронена на еврейском кладбище, и вернулся в лоно иудаизма.
Теперь каждую ночь он встает из могилы и идет к Влтаве. Там его ожидает лодка, которой правит скелет. Вместе они плывут к противоположному берегу Влтавы на Ново место. Там умерший спешит к собору святого Витта, садится и играет на органе. Как только пробьет час ночи, музыка затихает, а органист отправляется в обратный путь.
В конспирологической литературе это кладбище считается местом собрания сионских мудрецов. Якобы именно здесь были написаны знаменитые протоколы, оказавшиеся фальшивкой. Об этом в своем произведении «Пражское кладбище» подробно писал Умберто Эко.
Веселое кладбище села Сепинца, Румыния
У большинства из нас смерть ассоциируется с мраком и холодом загробного мира. Посещая последние места упокоения наших предков, мы стараемся, как можно, скорее их покинуть. Нас пугают мрачные могилы, железные ограды, покосившиеся от времени кресты, выгоревшие на солнце краски.
Весёлое кладбище в Румынии – полная противоположность тому, к чему мы привыкли у себя на родине. Расположенное в селе Сепинца, в километре от румынско-украинской границы, оно светится жизнью, служа не только пристанищем мёртвым, но и своеобразным поучением живым.
Каждая могила Весёлого кладбища содержит высокое деревянное надгробие, украшенное крестом и крышей в стиле русского теремка. Вместо привычных фотографий используется рисунок, служащий наглядной иллюстрацией жизни покойного.
Под живописным, чаще всего карикатурным изображением помещается текст, в котором излагаются причины смерти или содержатся обращения родственников – к усопшему или усопшего – ко всем, кто пришёл на его могилу.
Первое весёлое надгробие появилось на кладбище села Сепинца в 1930-х годах, благодаря местному скульптору и художнику Стану Йону Пэтрашу. Первоначально деревянные кресты оформлялись в тёмно-синих тонах. Сегодня восемьсот деревянных надгробий (именно до такого количество разрослось Весёлое кладбище) окрашены в ярко-синий цвет, на котором разноцветными пятнами выступают «страстный» красный, «плодородный» жёлтый, «жизненный» зелёный и «смертный» чёрный.
Жители села Сепинца не обижаются на своих художников (в XXI веке дело Пэтраша продолжают его ученики), ведь они и без надгробий прекрасно знают о достоинствах и недостатках друг друга.
Гора Крестов, Литва
Знаменитая Гора Крестов — одна из главных достопримечательностей Литвы, расположенная на дороге, сообщением Рига — Калининград, в 12 километрах от Шауляя. Издали небольшой холм, покрытый огромным количеством крестов, напоминает кладбище. На самом деле, в этом месте нет могил, а установка крестов на горе является данью давней традиции.
Точное время и причины появления Горы Крестов в Литве неизвестны. Согласно легенде, в незапамятные времена на горе стоял монастырь, который однажды таинственным образом провалился под землю. Некоторое время спустя у одного из живших неподалеку крестьян тяжело заболел ребенок. Лечение местных знахарей не приносило девочке облегчения. В отчаянии ее отец установил крест на месте монастыря, моля Бога о помощи. И свершилось чудо — девочка выздоровела. С тех пор и возникла традиция устанавливать кресты на чудодейственном месте.
По иной версии, в дохристианские времена на холме располагалось языческое капище. Сторонники этой теории склонны считать своеобразный ритуал установки крестов, отголоском языческих обрядов, когда-то проводившихся на этом месте.
Косвенным подтверждением этой гипотезы, можно считать наличие странных резных орнаментов, которыми украшены многие кресты на горе. Такие украшения не характерны для христианской традиции, но имеют много общего с языческой символикой.
По некоторым данным, число установленных на горе крестов уже превысило 50 тысяч. Поражает их разнообразие — от небольших нательных крестиков, до гигантов, высотой в несколько метров; от крестов, грубо скрученных из подручных материалов, до настоящих произведений искусства, украшенных сложными узорами и металлическими окаймлениями.
В советское время не раз предпринимались попытки уничтожить это уникальное место. Кресты безжалостно сносили и увозили неизвестно куда, но каждый раз верующие устанавливали новые кресты, возвращая святому месту прежний облик.
Всемирную известность среди католиков, Гора приобрела после 1993 года, когда святыню посетил Папа Римский Иоанн Павел ІІ, также установивший распятие, тем самым поддержав традицию.
Еще большее количество паломников различных национальностей и вероисповеданий влечет к Горе Крестов популярное поверье о том, что каждому, оставившему крест в этом удивительном месте, всю жизнь будет сопутствовать удача.
Древнее святилище Тофет, Тунис
Результаты исследования останков неоднозначны. Американские учёные, не обнаружив на них очевидных повреждений, склоняются к версии, что дети умирали по естественным причинам. Но с другой стороны, никакая экспертиза спустя столько веков не сможет определить такие причины смерти как удушение или утопление.
По одной из версий сюда приносили умерших детей и молили божеств о здоровом потомстве, но само слово «тофет» встречается в Ветхом Завете и означает священное место, где богам приносились человеческие жертвы. Поэтому по другой версии здесь располагалось оккультное святилище, использовавшееся для жертвоприношений. Новорождённых убивали, чтобы получить милость от божеств-покровителей. Прах ещё недоразвитых младенцев объясняется вырезанием детей из утроб матерей, которые не хотели в будущем отдавать их жизни богам.
Существует легенда о приношении детей в жертву Ваалу карфагенянами. Для того, чтобы божество было благосклонно к жителям, семья должна была пожертвовать ему первенца. Но большинство историков считает, что в тофете хоронили детей, которых приносили в жертву Молоху. Это мнение основано на сообщениях античных авторов.
А пока споры о происхождении Тофета продолжаются, многие из откопанных урн выставляются в музеях Туниса и Карфагена, а сами раскопки часто посещаются путешественниками.
Жилое кладбище в Маниле, Филиппины
Внешний вид кладбища вы можете видеть на фотографиях ниже, картины тамошней жизни впечатляют. Телевизор между могильными плитами, подростки, играющие в карты на склепе, готовка пищи, караоке и прочие бытовые сцены плохо сочетаются с расположенной рядом ритуальной символикой, да и вообще с аурой места. Но местные лишними философиями голову не забивают, а стараются жить и выживать, пускай и без элементарных удобств в виде воды и канализации.
Как ни парадоксально, процесс выселения на северном кладбище проходит постоянно, но жертвами экспатриации становятся самые что ни есть законные обитатели — покойники. Естественно, в первую очередь те, кто при жизни имел неосторожность накопить капиталец и частичку такового в виде благородных металлов и прочих драгоценностей благодарная родня вложила в гроб.
Кроме перетряхивания чужих могил среди жителей кладбища распространены и вполне благочестивые занятия – ношение гробов, рытье могил, поиск металлолома, а в некоторых склепах успешно функционируют мини-фабрики индпошива и всякие мастерские.
Несмотря на то, что эта каста отверженных не наилучшим образом беспокоит более состоятельных манильцев за пределами кладбища, между собой они поддерживают всецело гармоничные отношения – помогают и пособляют друг другу чем могут. В общем, на кладбище царит теплая, дружественная и веселая атмосфера, и мертвые соседи этому совсем не помеха.
Город мертвых, Каир, Египет
Город мёртвых, называемый жителями Каира «al Qarafa», что значит «кладбище», представляет собой внушительных размеров некрополь, расположенный к северу от каирской Цитадели и простирающийся далеко в южном направлении. Первые захоронения стали появляться здесь тысячелетия назад и с тех пор территория кладбища только расширялась.
Сегодня этот мрачный район служит не только усыпальницей для умерших, но и является местом жительства для многих людей не располагающих достаточными средствами и относящихся к бедным слоям населения. Часть из них проживает прямо в склепах, с согласия родственников усопших. Взамен на «жильё» они ухаживают за могилами и следят за порядком, вследствие чего, в данном районе зачастую заметно чище, чем на целом ряде центральных улиц Каира.
Город мертвых считается одним из древнейших кладбищ мира. Его возраст насчитывает около 2000 лет. Похоронены тут люди абсолютно разных сословий и принадлежащие к разному социальному статусу, от простых горожан до влиятельных представителей султанской крови. Одиночные и давно заброшенные могилы часто соседствуют здесь с целыми семейными склепами. Внешне, al Qarafa представляется извилистым лабиринтом, со множеством улочек и переулков, сменяющих друг друга буквально через каждые несколько десятков метров. Как и в других районах Каира в Городе мёртвых есть место автомобилям и автомагистралям, торговым лавочкам и кулинарным заведениям, жилым домам и разного рода учреждениям.
На севере некрополя присутствуют такие исторические памятники прошлого, как мавзолей и мечеть Фараджа Баркука, ханаку султана Инала, уникальные комплексы Барсбея и султана Каитбея. В южной части кладбища обращают на себя внимание постройки времен фатимидов и многочисленные мавзолеи эпохи мамлюков.
В целом, южные сооружения несколько старше по возрасту своих северных соседей и имеют ещё большую историческую ценность. Активное заселение данной местности началось в 60-х годах прошлого века, что предопределило рост социального кризиса среди населения, однако вмешательство властей, расселивших значительную долю обитателей Города мёртвых, поспособствовало частичному решению этой проблемы.
Сегодня район al Qarafa не слишком почитаем туристами, впрочем, для истинных ценителей местного национального колорита и старины, путешествие по каирскому некрополю представляется чрезвычайно интересным. Однако, при визите в этот своеобразный город в городе, путешественникам следует обязательно обзавестись картой и не блуждать по местным улочкам в тёмное время суток, да и вообще по самому району лучше всего перемещаться на таски, во избежание неприятностей.
Кладбище в ресторане New Lucky, Ахмедабад, Индия
В Индии смерть – это часть жизни, а в одном месте – часть обеда или ужина. Ресторан «Новая удача» (New Lucky Restaurant) в Ахмедабаде известен молочным чаем, кремовыми булочками и могилами, расположенными прямо между столов. Это кафе – то место, где старик пролистывает газету утром, молодые парочки, держась за руки, ужинают ночью при свечах, а могилы при этом только добавляют антуражу. Кришан Кути Наир (Krishan Kutti Nair) управляет рестораном, построенном на старом мусульманском кладбище, почти 40 лет. Но он до сих пор не знает, кто похоронен под полом заведения. Клиенты, похоже, не против приема пищи среди цементных надгробий, и для Кришана этой информации достаточно.
«Кладбище приносит удачу», сказал однажды управляющий после столпотворения клиентов в обеденный час. «Наш бизнес процветает благодаря могильнику». Ресторан «Новая удача» начинает отсчет своего существования с 50х годов, еще до того как высокие здания и шумные дороги внесли коррективы в облик его местоположения. Основатель фирмы Мохаммед (Mohammed) сперва открыл чайную лавку. Располагалась она за пределами кладбища. Бизнес шел хорошо, и лавка постепенно расширялась. Расширялась до тех пор, пока не стала большим рестораном, а могилы не оказались внутри стен заведения. Так что текущая известность ресторана не результат чьей-то гениальной бизнес-идеи, а всего лишь плод стечения обстоятельств.
В Индии, где население больше населения России в 6-7 раз, а земли меньше в 5 раз, обычное дело, что кладбища используются еще как-то помимо своего прямого назначения. Приезжие люди часто ставят палатки на кладбищах и живут там. Места захоронений в Индии не считаются жуткими. В индийской литературе и фольклоре нет произведений из жанра ужасов, поэтому призраков, упырей и прочей нежити местные жители не боятся. Большинство клиентов не возражают пребывать среди захоронений. «Мы тут целый день проводим», говорит за чашкой чая посетитель «Новой удачи» Мохаммед Тариф (Mohammed Tafir). «Могилы священны. Они нам приносят удачу.» Но есть и те, кто утверждает, что ресторан проявляет неуважение к предкам. «Они должны сохранять вид кладбища», говорит один профессор истории, пожелавший остаться неизвестным. На вопрос о причинах этого желания, тот ответил, что не хочет «светиться» потому что он там сам регулярно пьет чай.
Только самые смелые путешественники Индии могут побывать в необычном ресторане, который расположен на кладбище. Основой интерьера этого ресторана является 22 настоящие могилы, которые расположены между деревянными столами и стульями. Посетители этого ресторана сидят в непосредственной близости с местами захоронения, а официанты – то и дело взбираться на эти могилы, чтобы обслужить клиентов.
Ресторана имеет «подходящее» название — Новая удача. Интерьер его — это случайная находка. Хозяин этого заведения не захотел уничтожить кладбище, как это сделали другие люди, по распоряжению властей. Он решил оставить эти могилы, ведь в некоторых из них похоронены известные индийские поэты и святые. Построил здесь этот ресторан, покрасил стены и с наступлением нового дня протирает могилы влажной тряпкой и возлагает на могилы свежие розы. И потом встречает посетителей, которых за день насчитывается около трехсот человек.
Кладбище Сталл, «Седьмые врата ада», Канзас, США
Кладбище Сталл находится на красивом холме в городе Сталл, штат Канзас, шоссе номер 40. На его территории более 100 надгробий.
Сам городок появился в XIX веке, благодаря важной по тем временам персоне Сильвестру Сталлу. Он был первым в истории человечества почтмейстером. Много лет провинциальный город живет своей тихой жизнью, но все меняется в 1974 году. В новом выпуске студенческой газеты появляется статья о заброшенной церкви вблизи кладбища, вокруг которой происходят странные вещи. По словам опрошенных, у одного человека в этом месте случился неожиданный провал в памяти, другого невидимое существо схватило за руку и не отпускало в течение некоторого времени. Студенты поделились легендой, что в хэллоуинскую ночь и в день весеннего равноденствия на кладбище появляется дьявол, пришедший навестить сына.
Жители городка возмущены: откуда в Сталле дьявол, если они регулярно платят налоги, ведут мирный образ жизни и ничем серьезным не грешат? 20 марта более ста человек пришли на кладбище, в ожидании встречи с нечистью.
Несмотря на то, что ничего не произошло, пожар любопытства разгорался, и замять эту историю было невозможно. В газетах появлялись все новые и новые истории о встречах горожан с дьяволом. Очевидцы рассказывали, что над кладбищем никогда не идет дождь, что машины, оставленные неподалеку, меняются местами на дороге, что аномально сильный ветер сбивает с ног людей и животных. Некоторые поделились информацией, что раньше город назывался Череп из-за жителей, которые практиковали там черную магию. Но другие источники утверждают: город никогда не назывался Черепом. Десятки лет назад его название было достаточно тривиальное: Дир-Крик.
В конце XX века газета «Канзас-Сити Таймс» посвятила целый разворот легендам о кладбище Сталл. Это вызывало настоящий резонанс в обществе. В статье было написано, что сатана появляется там два раза в год: на день весеннего равноденствия и на Хэллоуин. Также дьявол приводит с собой людей, умерших насильственной смертью. В их число входит мэр города, убитый много лет назад в сарае около кладбища. Впоследствии этот сарай превратился в церковь. Но журналисты не учли, что по официальным данным город никогда не имел мэра.
Кладбищем заинтересовались многие исследователи паранормальных явлений. Они выяснили, что дьявол приходит к могиле Виттих (такое надгробие и правда существует). Это ведьма, от которой у дьявола родился сын, жуткий уродец, проживший всего несколько дней.
Около кладбище росла сосна. На ней сотни лет назад вешали женщин, которых считали ведьмами. Но в в конце XX века сосну срубили. Власти утверждали, что причиной этому было ее ветхое состояние, однако очевидцы говорили, что с деревом все было в порядке.
Иногда на кладбище можно встретить оккультистов, которые проводят свои ритуалы вблизи некогда существовавшей здесь сосны. Кроме нее, с кладбища исчезли три кедра. Их посадили в виде пентаграммы, которая должна была защищать место от злых духов. Но из пяти деревьев на данный момент осталось только два.
Некоторые жители городка сообщают о странностях церкви. Некоторые взбирались по ней в течение, по их мнению, нескольких минут, а на деле прошло больше часа. Были и те, кто обнаружил на территории кладбища ступеньки, уходящие под землю. В Преисподнюю. Когда власти города попросили показать им эту лестницу, люди не могли этого сделать. Шли к определенному месту, но там зияла пустота.
В 1999 году, в ночь на Хэллоуин, на кладбище Сталл собрались журналисты. Но спустя 30 минут появились власти города, разогнавшие репортеров. По их словам, подобная реклама кладбища в СМИ приведет к привлечению вандалов и разрушению города. Что же на самом деле: власти правда боялись за свое жилище или же хотели подогреть интерес к кладбищу, зная, что, если журналисты ничего не обнаружат, то легендам придет конец?
А еще здесь похоронен мальчик-оборотень (впоследствии оказался гермафродитом). Он родился с длинными рыжими волосами и клыками, чем вызывал вполне понятные насмешки и издевки сверстников. В возрасте 10 лет ребенок твердо заявил, что является оборотнем. Родители испугались такого признания и посадили его на цепь. Но мальчик перехитрил взрослых: он перегрыз левую руку и сбежал. Человек-зверь спрятался в лесу, выжидал людей и убивал их. Спустя год оборотень погиб от рук фермера. По словам очевидцев, в ночь весеннего благоденствия или на Хэллоуин над безымянной могилой мальчика можно увидеть сверкающие огоньки.
Бытует мнение, что в ночь весеннего равноденствия жители встречали на кладбище седоволосую женщину. Она надменно повторяла, чтобы все держались подальше от ее костей. Согласно легенде, эти слова адресованы ее мужу, которого она всем сердцем ненавидела.
Каждый год жители города собирались на кладбище, но так и не стали свидетелями появления дьявола. Несмотря на это, легенды о встрече с ним не прекращались, находились все новые и новые очевидцы, рассказывающие мистические истории. Фактических доказательств ни один из них не предоставил, но люди — существа пугливые: жители городка Сталл попросили властей обнести кладбище высоким забором. Непонятно, как забор, даже самый высокий, может преградить путь нечистым силам, но власти пошли навстречу горожанам и исполнили их просьбу.
В 2002 году церковь рухнула. Журналисты рассматривали разные причины: кто-то считал, что это произошло из-за старой конструкции, пришедшей в негодность, а кто-то винил во всем злых духов, которых там оказалось слишком много, вот здание и не выдержало.
Журналисты «Time» поинтересовались, почему самолет, на котором летел Папа Римский Иоанн Павел II в конце 90-х годов внезапно изменил свой маршрут, сделав большой крюк в воздухе. Папа Римский замялся, но потом решил сказать правду: он не хотел пролетать над кладбищем Сталл. И это далеко не единичный случай испуга.