Монастырь Рамоче (тиб.: ར་མོ་ཆེ་, кит.: 小昭寺), расположенный на дороге Рамоче, идущей на север от Пекинской дороги (к северу от Джокханга) — одно из старейших религиозных сооружений в Лхасе, принадлежащий школе Гелуг. Рамоче считается вторым по значимости храмом Лхасы после Джокханга и, вместе с дворцом Потала, входит в тройку самых величественных культурных достопримечательностей Китая, расположенных в главном священном городе Тибета. История его восходит к 7 веку н. э., когда Лхаса стала важным административным центром Тибета. В это время король Сонгцен Гампо переместил сюда свою столицу из долины Ярлунг и основал храмы Джокханг и Рамоче, чтобы хранить бесценные статуи Будды, привезенные в Тибет китайской и непальской женами царя.
Рамоче, древний монастырь столицы Тибета
В 7 веке король Сонгцен Гомпо женился на китайской принцессе Вэньчэнь и непальской принцессе Бхрикути, чтобы укрепить связи с соседними странами. Обе принцессы привезли в Тибет много важных религиозных предметов, священных писаний, в том числе две статуи.
Принцесса Вэньчэнь привезла в Тибет статую Джово Шакьямуни, изображающую Будду в возрасте 12 лет. Первоначально храм Рамоче был построен именно для размещения статуи Джово Шакьямуни. По легенде сама Вэньчэнь, опасаясь военной угрозы со стороны империи Тан, через какое-то время спрятала драгоценную реликвию в потайную комнату Джокханга. Джово Шакьямуни снова явили миру в 8 веке, но он так и остался в Джокханге.
После смерти Сонгцена Гампо тибетцы перенесли статую Джово Мике Дордже, привезенную непальской женой короля Бхрикути, в Рамоче. Эта статуя, изваянная Вишвакарманом, изображает восьмилетнего Будду Шакьямуни, как принца, до его просветления. Статуя, покрытая золотом и украшенная драгоценными камнями, находится во внутреннем зале, цангханге, под защитой четырёх королей-защитников.
Статуя пережила немало сложных лет: во времена гонений на буддизм ее закапывали в землю — говорят, что сдвинуть с места статую никто не смог, потому просто закопали на том месте, где она стояла. В 20 веке во время Культурной Революции Рамоче был лишен статуса храма. Драгоценная статуя Будды из Рамоче была разрезана на две части, и туловище ее было впоследствии найдено лишь в 1983 году в мусорной куче в Лхасе, а ее голова оказалась в Запретном Дворце Пекина. После обнаружения туловища 10-й Панчен Лама привез голову статуи в Тибет, и Джово Мике Дордже восстановили.
Монастырь Рамоче, архитектура, достопримечательности и святыни
Изначальное здание монастыря Рамоче, которое строилось под патронажем принцессы Вэньчэнь, было в китайском стиле, но сгорело во время большого пожара. От первоначального здания остались лишь фундамент и подвал. Тот храм, что мы видим сейчас, был построен в конце 15 века и уже в тибетском стиле. Несмотря на то, что Рамоче был построен в то же время, что и Джокханг, он всегда был в тени. Кунга Дондруп, ученик Цонкапы, возглавил монастырь в 1474 году.
Он использовал его в качестве главного зала собраний для недавно основанного Высшего тантрического колледжа (Гьюто), в котором в период его расцвета обучалось около 500 монахов. Монахи обучались пению, построению мандал и совершали сложные тантрические ритуалы. Монахи Высшего тантрического колледжа до сих пор используют монастырь Рамоче для обучения.
При входе в Рамоче коридор сначала ведет в часовню защитников с левой стороны. В центре часовни на лошади сидит божество прорицания – Дордже Юдронма., защитница Высшего Тантрического колледжа, а также другие божества-защитники. Идя прямо, можно видеть главный актовый зал с рядами мягких сидений для монахов, в центре которого находится трон Далай-ламы.
По обе стороны от него находятся статуи Цонкапы, Кунги Дхундупа, основателя Высшего Тантрического колледжа, и Трицзяна Ринпоче, Наставника нынешнего Далай-ламы. Главное святилище находится в задней части храма. Пройдя среди статуй четырех Королей-Хранителей, взгляду открывается драгоценная статуя Джово Мике Дордже.
Цепак Лакханг-это храм, который является частью монастыря Рамоче, и люди посещают его в одно и то же время. Название храма означает часовню Будды Долголетия. Слева от Рамоче располагаются ряды продавцов благовоний из можжевелового дерева и большую горелку с дымом, поднимающимся над ней. Многие тибетцы традиционно ходят вокруг монастыря, совершая простирания, читая мантры и вращая молитвенные колеса.
Если вы присоединитесь к паломникам, чтобы совершить кору вокруг монастыря, вы увидите фрески с изображениями трех Божеств Долголетия. Многие тибетцы очень часто приезжают сюда, чтобы получить благословение от Будды Долголетия.
От главных ворот монастыря уходит пешеходная улица Рамоче Лам (СяоЧжаосы Лу по-китайски) и это одна из самых колоритных улочек в Лхасе, полная чайных, ресторанчиков, магазинов и прилавков с закусками и сувенирами. Здесь также есть женский монастырь Чан Ригсум Лакханг. «Ригсум» означает три Будды: Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани. Здесь содержится необычная статуя Палден Лхамо, покровительницы Лхасы
Рамоче очень популярен среди местных посетителей и паломников со всего Тибета. Однако его посещают очень немногие туристы. Поэтому посещение монастыря Рамоче — хорошая возможность, чтобы уйти от толпы туристов и заняться наблюдением за людским круговоротом в центре Лхасы.