В 668 г. вся Корея объединилась под властью правителей Силлы, одного из трех государств Корейского полуострова. С периодом Объединенного ванства Силла (668–935) связан расцвет средневекового корейского искусства. В это время столица страны, город Кёнджу, была окружена великолепными ансамблями буддийских монастырей – Бондокса, Камынса, Пульгукса. Эти монастыри воплотили в себе все особенности художественного мышления корейцев того времени.
Монастырь Пульгукса
Наиболее ярко и полно это проявилось в облике частично сохранившегося после многократных разрушений монастыря Пульгукса, выстроенного в середине VIII в. на пологом западном склоне горы Тхохамсан. Храм Пульгукса является главным храмом буддийского Ордена Чоге в Корее. Он расположен примерно в 15 км от города Кенджу и внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь Пульгукса был возведен в 528 г., в эпоху Силла, во времена правления короля Попхын-вана (514-540 г.). Первоначально он назывался Хваом Пульгукса, позднее его переименовали в Помнюса. В 751 г. монастырь был значительно перестроен Ким Дэ Соном, и ему вернули первоначальное название. В процессе своей истории храм неоднократно подвергался разграблению и страдал от войн. В общей сложности храм восстанавливали и реконструировали более 40 раз. Последняя реставрация была проведена в 1966 г., тогда же на его территории была обнаружена книга Дхарани сутры, которая датируется приблизительно 704-705 гг. и издана ксилографическим способом. В настоящее время восстановлены только его основные здания, древний храмовый комплекс включал в себя около 80 построек.
С этим храмом связано много легенд. Одна из них повествует о его первом строителе Ким Тэ Суне, прошедшем два перерождения, чтобы его построить. В первой жизни он был крестьянином и долго и упорно работал, чтобы прокормить себя и свою мать-вдову. Накопив денег на небольшой участок земли, он пожертвовал все на возведение здесь монастыря. Через некоторое время после смерти он переродился, став сыном премьер-министра Силлы Ким Тэ Суном. И после перерождения построил в честь своих родителей из предыдущей жизни, когда был крестьянином, пещерный храм Соккурам, а в честь родителей из жизни, которой он тогда жил — храм Пульгукса.
Другая интересная легенда повествует о мастере-каменотесе Асадале из Китая. Он приехал для строительства башни-пагоды, разлучившись с молодой любимой женой Асане. Истосковавшись, она приехала в Силлу, чтобы его разыскать, но в храм женщину не пустили, посоветовав смотреть на отражение строительства в пруду. Приняв пагоду за соперницу, она бросилась в пруд и утонула, а каменотес в память о ней высек статую, которая по завершению стала статуей Будды. Ее и сейчас можно увидеть на восточной стороне пруда Енджи.
Общий замысел монастырского ансамбля восходит к формам корейского храмового зодчества предшествующего времени, но отличается значительно большей праздничностью, ритмической согласованностью всех компонентов, гармонией с окружающим ландшафтом.
В отличие от ранних корейских храмов, где мощная ступенчатая пагода определяла образ всего ансамбля, все составные части Пульгукса распределялись так, чтобы выделить его святилище. Этому способствовали не только размеры окружающих зданий, но и симметрично обрамляющие фасад зала Тэунджон две каменные пагоды, сложенные из гранитных блоков, – Сокхатхап (пагода Шакьямуни) и Табатхап (пагода Сокровищ).
Разные по своему архитектурному облику – одна ступенчатая, другая – замысловатого облика, украшенная резными колоннами, лестницами и шпилем, – они были призваны подчеркнуть и уравновесить два символических начала – земную простоту и яркую праздничность небес.
Используя разные архитектурные формы и материалы, искусно сочетая камень и дерево, мастера Кореи умело соединяли их в единый гармоничный ансамбль. Гармоническое единство с храмом составляли размещенные в его интерьере бронзовые статуи Будды, бодхисаттв и архатов.
Как и все ранние корейские постройки, монастырь Пульгукса был уничтожен в ходе различных завоеваний – вначале монголами, затем нашествиями Тоётоми Хидэёси в XVI в. В последующие века была предпринята значительная реконструкция монастыря, воссозданы каменные пагоды и обширная сложная сеть многочисленных залов и коридоров.
Пещерный храм Соккурам
Недалеко от монастыря Пульгукса на гребне холмов находится вырубленный в склоне горы Тхохамсан пещерный храм Соккурам с таким же полусферическим потолком, как в традиционных буддийских пещерных храмах. Его строительство было начато в 751 г., однако из-за смерти первого покровителя монастыря Ким Тэ Суна завершилось только спустя 25 лет. Здесь сохранились одни из самых прекрасных образцов корейской каменной буддийской скульптуры.
Реконструированный японцами во время оккупации Кореи, небольшой по размерам храм Соккурам состоял из двух залов, символизирующих союз Неба и Земли, – квадратного и круглого, перекрытого полусферическим куполом (7,46 м в диаметре, 9 м в высоту). Первоначально святилище украшали 39 рельефов с фигурами воинов, а также архатов, монахов, бодхисаттв (включая редко встречающееся в корейском искусстве изображение одиннадцатиликого Авалокитешвары), которые располагались рядами вдоль стен трех частей святилища, а также в нише над центральным изваянием.
Коридор и стены украшали горельефы, высеченные на отдельных плитах. У входов в залы располагались фигуры воинов – охранителей вселенной с мечами в руках и стражников, в энергичных позах которых воплощалась идея силы, готовности к защите.
По стенам круглого зала, вход в который обрамлялся двумя колоннами, соединенными между собой полукруглой аркой, распределялись пятнадцать горельефов с изображением юных бодхисаттв, прекрасных небожителей и последователей Будды – погруженных в раздумье мудрецов. В нишах под сводом купола также размещались фигуры милосердных божеств.
Пещерный храм фактически являлся олицетворением путешествия души в Нирвану. Передний зал и коридор внутри грота символизировали собой землю, а купол главного зала — небо. С возвышенности, на которой расположен храм, открывается прекрасный вид.
В центре зала на высоком пьедестале в форме лотоса высилась колоссальная фигура Будды Соккомони (Шакьямуни), высеченная из гранита (751 г., высота 350 см), воплощающая идеал духовной и физической гармонии. Будда изображен сидящим, с руками, сложенными в жесте «бхумиспаршамудра», который не встречается в корейском искусстве до VII в.; затем этот жест стал широко использоваться в каменных рельефах и статуях во многом благодаря прославившемуся изваянию Будды из Соккурама.
Немногие образы в азиатском искусстве так полно передают одухотворенность и трансцендентную природу божественного внутри тела тленного, которые превосходят пределы сил смертных. По своему масштабу и внешнему облику Будда из Соккурама остается одним из самых выразительных воплощений в искусстве буддийского идеала.
Южная Корея, карта расположения Пульгукса и Соккурама