Древняя дорожная система инков или Капак-Ньян (Qhapaq Ñan), без сомнения, является одним из подвигов древней инженерии в мире. Невероятно сложная древняя магистраль позволила превратить древнюю империю инков в самую крупную и могущественную культуру Западного полушария. Инки сумели создать могущественную империю, изменившую облик Анд и покорившую множество народов. Они достигли высокоразвитого социального строя, не овладев даже колесом. Поддерживать целостность географически протяжённого государства и помогала высокоразвитая система дорог, ныне включенная за свою уникальность в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Капак Ньян, уникальное сооружение древней цивилизации
Без колеса, тягловых животных, металлических инструментов и даже письменного языка древним инкам удалось построить самую древнюю, самую длинную — общей протяженностью 30 000 км — и самую современную древнюю магистраль на поверхности планеты, дающую древней империи доступ к более чем 3 000 000 квадратных километров территории.
Построенная инками на протяжении нескольких столетий и частично основанная на инфраструктуре, существовавшей до инков, эта необычная сеть через одну из самых экстремальных географических зон в мире связывала заснеженные вершины Анд — на высоте более 6000 м – с побережьем, проходя через жаркие тропические леса, плодородные долины и абсолютные пустыни. Она достигла своего максимального размера в 15-м веке, когда распространилась по всей длине и ширине Анд.
Сложная сеть путей охватывает более 32 000 километров, пересекая Эквадор, Перу, Колумбию, Боливию, Аргентину и Чили. Но одной из самых известных особенностей этой древней дорожной системы является то, что она пересекала Анды, невероятно высокие, крутые горы. Это означает, что древние инки должны были пробурить туннели через горы и даже прорубить узкие тропинки вдоль отвесных скал. Это говорит нам о том, что транспорт был чрезвычайно важен для древних инков.
Королевская дорога Капак Ньян начиналась в Колумбии, пересекала горные цепи Анд, проходя через Куско, огибала на высоте почти 4000 м озеро Титикака и устремлялась вглубь Чили. Вторая главная магистраль империи — именно по ней на Куско двигались первые отряды конкистадоров — тянулась по прибрежным долинам на расстояние 4000 км. Начинаясь у самого северного порта — города Тумбеса, она пересекала полупустынную территорию Косты, шла вдоль берега Тихого океана, вплоть до Чили, где смыкалась с Королевской дорогой. Эта магистраль получила имя Уайна Капак Ньян в честь верховного Инки, завершившего ее строительство незадолго до конкисты — завоевания европейцами страны инков Тауантинсуйу.
Эти две основные магистрали, в свою очередь, связывались между собой сетью второстепенных дорог, из которых обнаружены остатки лишь одиннадцати. «Нулевой километр» всех дорог инков находился в Куско, на центральной площади, и представлял собой каменную плиту, на которой при проведении важных религиозных церемоний восседал верховный Инка.
Инкские «дорожные строители» не останавливались перед горными хребтами, болотами, пустынями, находя оптимальные технические решение. На огромной высоте у вершин горы Салькантай дорога Уайна Капак Ньян пролегает на отметке 5150 метров над уровнем моря. Среди болотных топей инки насыпали дамбы или плотины, в песках прибрежной пустыни ограждали дороги с двух сторон каменными метровыми бортами, защищавшими дорогу от песчаных заносов.
Любопытны потайные культовые дороги «сыновей Солнца», например вырубленный в скалах неподалеку от царской купальни Тампу-Мучай недалеко от Саксайуамана тоннель к подземным пещерам, освященным культом Ягуара. Тяготение инков к подземным дорогам объясняется не только военно-стратегическими соображениями, а и верованиями древних жителей. Как гласит предание, первый Инка, родоначальник великой династии, и его жена прошли от боливийского озера Титикака к месту будущего Куско именно под землей.
В районе Титикака — крупнейшего в Латинской Америке озера обнаружены следы высокоразвитой цивилизации Тиауанако. На территории в 500 тыс. км2 существовало примерно 20 тыс. поселений, соединенных между собой насыпными дорогами, расходившимися от столицы Тиауанако по земледельческой округе. Аэрофотосъемка позволила обнаружить дороги двухтысячелетней давности. Снимки запечатлели каменные пути протяженностью до 10 км, устремленные, вероятно, к главной магистрали, опоясывающей озеро. Все это — убедительные аргументы в пользу гипотезы, что великая цивилизация инков возникла не на пустом месте и что дорожные строители Тауантинсуйу учились у своих предшественников, представителей культур Моче, Паракас, Наска, Тиауанако.
Инки использовали свою сложную дорожную систему для двух основных целей. Древние инки использовали часки — бегунов для обмена сообщениями по всей своей империи, а лам и альпак — для перевозок. Обычным людям не разрешалось передвигаться по дорогам в личных целях без официального разрешения. Часки были обучены запоминать и передавать сообщения. Специальные столбы стояли примерно в 1,5 километрах друг от друга на вдоль дорожной системы империи инков. Сообщение передавалось бегуну, далее он бежал до ближайшего поста и там передавал его другому часки, тот следующему и так далее, пока информация не дойдет до адресата.
Но, пожалуй, самым важным фактом о древней дорожной системе, был тот, что она была построена без использования колеса, тягловых животных, металлических инструментов или даже письменного языка. Это само по себе говорит нам, насколько продвинулись древние инки. Эта сложная дорожная система позволила им стать очень влиятельными и развивать основные торговые пути. Инки торговали кабачками, сладким картофелем, различными фруктами, такими как ананасы и папайя, перьями, шкурами животных, горшками, веревками, ламами, золотом и серебром, но одним из самых ценных предметов торговли для инков была ткань.
Многие жители региона считают, что Капак Ньян — это не просто физическая дорога, это космологическая дорога. Калавайя (выездные врачи из Боливии) по-прежнему используют дорогу для ходьбы и восстановления энергии. Они говорят, что на дороге есть неведомый дух, который им помогает.
Вдоль всей сети находятся почти все крупные мегалитические памятники, включая Тиауанако, Куско, Мачу-Пикчу, Ольянтайтамбо и Саксайуаман. Многие из сооружений на тысячи лет старше инков, поэтому и части системы дорог также могут быть на тысячи лет старше инков. Даже местные легенды подтверждают этот факт. А еще в них говорится о богах, которые пришли на землю и помогли создать цивилизацию в том виде, какой мы ее знаем.
Кесвачака, канатный мост инков
Одним из наиболее примечательных участков дороги Капак Ньян является подвесной мост инков Кесвачака. Этот древний канатный мост длиной 28 метров соединяет берега каньона над рекой Апуримак в Перу. Процесс ежегодной реконструкции моста уже давно стал местной традицией, которой придерживаются на протяжении как минимум 600 лет.
Традиция восстанавливать мост передаётся из поколения в поколение. Каждый год все взрослые из близлежащих поселений собираются здесь, чтобы подарить новую жизнь старинному путепроводу. Согласно древним правилам, только мужчины имеют право заниматься реконструкцией моста, а женщины всегда остаются на верхней кромке каньона и плетут вспомогательные канаты из травы.
Даже небольшие верёвки играют важную роль в восстановлении моста. В первый день ежегодного мероприятия мужчины спускаются на старый мост и вплетают их в более крупные канаты. Каждая семья из местных индейских общин вручную изготавливает несколько секций для канатов. Уже много лет перуанцы используют для моста траву под названием qoya ichu с очень жёсткими стеблями и листьями. Чтобы сделать траву более податливой и лёгкой в обращении, её размягчают камнями и вымачивают в водном растворе.
Основу Кесвачака составляют шесть мощных тройных канатов, диаметр каждого из них равен около 30 см. Каждый такой канат состоит из 120 тонких травяных тросов. Четыре широких каната становятся полом моста, а два оставшихся служат поручнями. Самым сложным этапом работ является натяжение основных канатов и их закрепление в вырезанных в камне отверстиях по обе стороны каньона.
На третий день традиционного процесса реконструкции моста Кесвачака самые бесстрашные мужчины выбираются на раскачивающийся «пол» моста и переплетают между собой четыре каната, чтобы создать устойчивую поверхность. Потом к полу присоединяют и поручни, формируя стойки из небольших, но крепких верёвок. В ходе обновления моста индейцы не используют никаких современных инструментов или машин, полагаясь лишь на силу собственных рук. Новый мост вырастает поверх прежнего, по окончании работ старые канаты обрезают и пускают в реку, где они быстро и безвредно разлагаются, так как они сделаны только из натуральных материалов.
На четвёртый день все работы заканчиваются и начинается праздник. На протяжении всей реконструкции пропитанием работников занимаются местные повара, которые готовят пищу в дровяных печах, специально привезённых к мосту из окружающих деревень. В последний день реконструкции, который всегда выпадает на второе воскресенье июня, работников ожидает пышный пир из жареных кур, агути (грызунов, родственников морских свинок), форели из реки Апуримак и т. д. Самым популярным гарниром является разномастный картофель, ведь Южная Америка считается родиной этого клубненосного растения.