Куско по праву принадлежит титул исторической и археологической столицы всей Южной Америки. Внесенный в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, этот город — потрясающий музей под открытым небом. Его достопримечательности можно осматривать бесконечно, каждое здание здесь — исторический памятник.
Город Куско, история основания
Золото — «пот божественного Солнца». В этом были убеждены инки — индейский народ, создавший в XII столетии самую могущественную доколумбову империю, простиравшуюся от Колумбии до центрального Чили. Эта государство называлось Тауангинсуйу — «Земля четырех частей [света]». С инками древне-перуанская культура, прошедшая путь чрезвычайно сложного развития, достигла своей блестящей вершины.
Словом «инка» именовался верховный правитель империи Тауантинсуйу. Первый инка, по преданию, был сыном самого бога солнца Инти, поэтому его потомки именовали себя «сыновьями солнца».
А символом солнца у инков служило золото, и из этого металла, как рассказывают, и была построена столица империи — город Куско, о котором испанский хронист Сьеса де Леон написал: «Если бы я захотел описать и перечислить все чудеса Куско, то не смог бы закончить свой рассказ до конца дней своих».
Основателем Куско, по преданию, был первый инка Манко Капак, пришедший сюда в конце XII в. откуда-то с берегов озера Титикака (по другой версии – из Эквадора). Большие строительные работы в Куско вели девятый правитель инков Пачакути (1438–1471) и его сын Тупак Юпанки (1471–1493). К 1534 г. Куско был одним из пяти крупнейших городов тогдашнего мира – в нем насчитывалось около 200 тысяч жителей и 20–25 тысяч домов.
Инки сравнивали свой главный город с телом пумы – животного, которое они чтили за силу и отвагу. «Головой» пумы была крепость Саксайуаман, «хвостом» – река Вилькамайо. Город делился на две части: северную – Ханан Куско (Верхнее Куско) и южную, называвшуюся Хурин Куско (Нижнее Куско) – именно здесь, по преданию, когда-то поселился легендарный основатель империи, первый инка Манко Капак. В этой части города позже были воздвигнуты все главные святыни инков, здесь же высились дворцы правителей.
Во время строительства города шесть тысяч человек ежедневно доставляли в Куско огромные стотонные каменные блоки из Майунских каменоломен, расположенных за многие километры от города. Этот груз приходилось волоком тащить через скалы.
Цитадель Саксайуаман
Над долиной, где располагался Куско, над крышами его дворцов и храмов, высились могучие стены крепости Саксайуаман (на языке индейцев кечуа означает «сытый сокол», или «сытый ястреб»).
Строительство цитадели началось в XV в., при девятом инке Пачакути, а завершено оно было только во времена правления одиннадцатого инки, Уайна Капака (1493—1525).
По объему выполненных работ и количеству привлеченной рабочей силы строительство крепости Саксайуаман сопоставимо только с сооружением египетских пирамид и Великой Китайской стены. Ежедневно здесь работало более 70 тысяч человек.
Стены Саксайуамана сложены из плотно пригнанных громадных каменных блоков весом более 350 тонн, которые не под силу сдвинуть с места даже великану.
Индейцы же не только вручную доставили их на вершину горы, но и возвели из них зри пояса оборонительных укреплений. И это при том, что инки не знали колеса, и у них не было повозок. Они в буквальном смысле создали это гигантское творение голыми руками.
Сделать это позволили выдающиеся организационные способности и упорство инков. Авторы хроник сообщают, что индейцы волокли эти глыбы к храму, обвязав их канатами толщиной в человеческую руку.
Но как они поднимали камни наверх, ловко пригоняя их один к другому? На этот счет высказываются самые невероятные гипотезы, вплоть до той, что инки умели… плавить камень!
Три линии укреплений Саксайуамана высятся один за другим на горных террасах параллельно друг другу. Каждая стена имеет длину около 360 м и состоит из 21 бастиона. Часть этих бастионов выдвинута вперед, другая же отодвинута назад.
Первая крепостная стена — самая мощная. Она сложена из каменных блоков длиной в девять метров, шириной — пять метров и толщиной четыре метра. В стенах Саксайуамана было устроено несколько ворот, которые в случае опасности закладывались каменными блоками. Система укреплений включала в себя и три большие башни, которые одновременно служили казармами для гарнизона.
Башни Саксайуамана были разрушены испанцами, и их остатки обнаружили и исследовали археологи в 1930-х гг. Оказалось, что подземными ходами башни были связаны с Муякмаркой — тайным убежищем правителей, своеобразным «бункером», где инка с семьей мог укрываться в случае опасности.
Другая система подземных ходов соединяла Саксайуаман с дворцами в Хурин Куско и Кориканчсай. Эти ходы образовывали чрезвычайно сложный и запутанный лабиринт, гак что проникший сюда враг мог легко в них заблудиться.
С севера к стенам Саксайуамана примыкает «Трон Инки» — гладко отшлифованная скала, в одном из склонов которой высечены сиденья, напоминающие королевские троны. По преданию, сидя на одном из этих каменных кресел, великий инка встречал восход солнца или любовался панорамой своей столицы и покрытыми снегом вершинами Кордильер.
По большим праздникам сюда из храма Инти доставлялись мумии умерших правителей, чтобы они своими незрячими глазами могли наблюдать за играми и празднествами, устраивавшимися в их в честь.
Кроме «Трона Инки» к крепости Саксайуаман примыкает «Купальня Инки», называемая индейцами «Тампу-Мучай». Неподалеку от нее, на скале, был высечен пятиметровый рельеф пумы — животного, которое было символом Куско. Этот рельеф впоследствии был уничтожен испанцами.
Великие храмы Куско
Главную гордость Куско составлял великолепный ансамбль храмов, носивший название Кориканча («Золотой двор»). Он был возведен на том месте, где, по преданию, Манко Капак построил первую хижину. Центральным сооружением Кориканчи являлся Храм Бога Солнца – Инти Уаси, «золотое изумление», как называли его испанские хронисты. Храм состоял из шести святилищ, каждое из которых было посвящено одному из небесных божеств. В храме находился алтарь с изображением Солнца-Инти. Это был огромный, диаметром в несколько метров, диск из чистого золота, украшенный крупными изумрудами, от которого во всех направлениях исходили золотые лучи.
К Храму Солнца примыкал дворец верховного жреца – Вильяка Уму. Этот дворец и пять других великолепных построек, в которых жили помощники верховного жреца, были покрыты белой соломой с вплетенной в нее золотой проволокой.
Второй по значению храм Кориканчи был посвящен Мама Килье – Луне. Лунный металл – это серебро, поэтому в отличие от Храма Солнца, где все было из золота, в Храме Луны все убранство было из серебра. Так же как золотой диск украшал алтарь Храма Солнца, на алтаре Храма Луны сверкал массивный серебряный диск.
В комплекс храмов Кориканчи входили также храмы Венеры – Утренней звезды, Радуги, Грома и Молнии. Здесь же находился жертвенник. Его узкие желоба, по которым стекала кровь жертв, сохранились до сегодняшнего дня.
Современный Куско по своему облику – типично колониальный испанский город, но большинство его зданий, сооруженных в стиле барокко, с аркадами и характерными живописными балкончиками, стоят на инкских фундаментах. Узкие кривые улочки сбегают к центральной площади Пласа де Армас. Это – исторический центр города. Пласа де Армас отмечает место, где когда-то располагалась инкская Кориканча. Нынешний ансамбль Пласа де Армас сложился к началу XVIII в., когда здесь были построены величественные каменные церкви и монастыри – Ла-Компания, Санто-Доминго, Ла-Мерсед, поражающие пышностью архитектуры и богатством убранства. Здесь же, на месте бывших инкских храмов, испанцы возвели монументальный собор Успения Пресвятой Девы Марии, или Кафедральный собор Куско – один из самых выдающихся памятников колониальной Америки.
Кафедральный собор Куско
Первое здание собора начал строить в 1556–1560 гг. испанский архитектор Хуан Мануэль де Вераменди. В 1650 г. катастрофическое землетрясение, какие случаются в Куско раз в триста лет, разрушило собор, и в 1650–1654 гг. он фактически был возведен заново под руководством архитекторов Хуана Коррео, Мигеля Гутьерреса Сансио и Франсиско Чавеса-и-Арельяно. При этом была осуществлена частичная перепланировка собора, переделаны фасады, а башни-колокольни лишились своих третьих ярусов. В июне 1654 г. все работы были завершены, и 14 августа тогдашний епископ Куско дон Педро де Ортега-и-Сотомайор освятил новый храм.
Массивное, желто-серое здание собора в Куско с двумя мощными квадратными башнями буквально завораживает своим величием. Его высота составляет 33 м. При этом облик собора проще и строже других барочных церквей Нового Света. Главным его украшением являются пышно оформленные порталы, центральный из которых носит название Пуэрта дель Пердон – «Врата прощения».
При всем великолепии и усложненности форм фасада собор представляет простую трехнефную базилику, имеющую в плане вид латинского креста. К основному зданию примыкают девять капелл, сакристия и две придельные церкви – Саграда Фамилия и Триумфа. Площадь всего комплекса составляет 4 тысячи кв. м.
Церковь Триумфа является старейшей испанской постройкой Куско. Строительство этого храма началось в 1534 г. на том самом месте, где при инках стояло круглое здание Сунтур Уаси, примыкавшее к дворцу восьмого великого инки – Инки Виракочи (Атун Тупак Инки). В Сунтур Уаси располагался арсенал, здесь же хранились императорские регалии. Сменившая Сунтур Уаси церковь Триумфа стала настоящим музеем эпохи Конкисты. Само название церкви призвано напоминать о победе конкистадоров, сокрушивших могучую империю инков. Среди хранящихся здесь многочисленных реликвий – образ Сошествия Пресвятой Девы, который, по преданию, помог испанцам отстоять Куско во время осады города войсками восставшего Инки Манко в 1536 г. Здесь же можно видеть еще одну реликвию эпохи покорения Перу испанцами: статую небесного покровителя Испании Св. Иакова, поражающего не традиционного мавра, а индейца-кечуа.
Небольшую трехнефную церковь Триумфа украшают шесть резных золоченых заалтарных образов – ретабло. Главный алтарь высечен из цельной гранитной глыбы и украшен многочисленными позолоченными деталями. В интерьере выделяются скульптуры святых, вырезанные из кедрового дерева местными мастерами Мартином Торресом и Мельчором Уаманом.
Сакристия собора носит название «Расписной зал» из-за обилия украшающей ее живописи на библейские темы. Кроме того, здесь помещены портреты всех епископов и архиепископов Куско, начиная с Висенте Вальверде. Помимо картин, в сакристии имеется немало прекрасных образцов резьбы по дереву, относящихся к колониальному периоду. Резьбой покрыты и двери, ведущие в «Расписной зал». Среди хранящихся здесь драгоценностей – созданный мастерами из Куско старинный реликварий, на изготовление которого пошло 22 кг золота и 5 кг серебра. В сакристии находятся также деревянный резной алтарь с витыми колоннами в стиле барокко. Роспись алтаря выполнена знаменитым фламандским мастером Ван Дейком.
В крипте, попасть через которую можно, минуя капеллу Рождества Девы Марии, погребены епископы и архиепископы Куско. На дверях, ведущих в крипту, – роспись: анонимный художник изобразил сцены землетрясения 1650 г., разрушившего старое здание собора.
Сегодня Куско является крупнейшим в Перу центром международного туризма. И этим не в последнюю очередь он обязан своему знаменитому собору, воплотившему лучшие художественные традиции Старого и Нового Света. Среди других исторических достопримечательностей Перу также можно отметить загадочные саркофаги Карахии, древние города Чан-Чан и Тиауанако, ну и, конечно, Мачу-Пикчу.
Перу, карта Куско