Расположенная в районе Бармер в индийском штате Раджастан группа частично разрушенных индуистских храмов, известных как храмы Кираду, находится в пустыне Тар, примерно в 157 км от Джайсалмера. Считается, что эти потрясающие резные храмы, известные, как «Кхаджурахо Раджастана», были возведены во времена правления раджпутских династий. Тем не менее, некоторые исследователи утверждают, что их постройка восходит к временам правления царей династии Чалукья.
Легенды утверждают, что здесь когда-то было 108 храмов, посвященных Шиве и Вишну. Сегодня же в живописном амфитеатре холмов уютно расположились 5 храмов, из которых только два, посвященных Шиве и Вишну, находятся в хорошем состоянии. Оставшиеся три храма превращены в руины временем, захватчиками и землетрясениями.
В VI—VIII веках Кираду был регионом, управляемым кланом раджпутов Кирад. В те времена Кираду назывался Кирадкот. Кто построил храмы Кираду — неизвестно. Существует три надписи по Самватскому календарю — Викрам-самват: первая говорит о строительстве храма в 1153 г. — в период правления императора Тайлапа III; вторая — 1161 г. – в период династии Чалукья; третья 1235 г. – в правление короля Бхима II династии Чалукья. Многие историки полагают, что храмы Кираду были построены в XI веке правителями Раджпутской династии Панвар.
Храмы Кираду — археологическое чудо и достопримечательность Индии. Вокруг этих храмов существует таинственная аура. Считается, что они изначально были украшены скульптурами, построенными в стиле Соланки, индуистской гуджаратской династии, происходившей из раджпутского клана и правившей частью территории западной и центральной Индии в период между X и XIII веком. Соланки были потомками южноиндийской династии Чалукья.
Самый большой храм Кираду, Сомешвара, посвящен Шиве. Этот храм, построенный на колоннах, напоминает храм Минакши Амман, в то время как внешне он имеет цвет храмов Кхаджурахо, построенных из песчаника. Колонны храма, украшенные каменной резьбой, очень изысканны.
В храме Вишну сохранились только стены святилища и колонны центральной восьмиугольной мандапы — открытого зала с колоннами, которая также вызывает восхищение своей изысканной архитектурой.
Уникальная резьба по камню во многих индийских храмах поражает воображение, демонстрируя сложнейшее мастерство по работе с камнем и талант ремесленников. Храмы Кираду подтверждают умение и искусство древних мастеров.
На стенах храмов Кираду изящные, до мелочей проработанные барельефы, на которых запечатлены сцены из «Махабхараты», «Рамаяны», изображения богов Вишну, Шивы, выполненных потрясающей резьбой.
Легенды гласят, что Кираду был покинут давным-давно из-за проклятия мудреца. Некий мудрец оставил своего ученика на попечение народа Кираду, но, кроме жены гончара, никто не захотел брать на себя ответственность. Мудрец проклял город и велел жене гончара немедленно его покинуть не оглядываясь. Из любопытства та повернулась, чтобы в последний раз взглянуть на свой родной город, и мгновенно превратилась в камень. На окраине города так и стоит ее каменная статуя.
Местные жители убеждены, что в храмах Кираду до сих пор живут привидения, что напоминает историю проклятого форта Бхангар. Говорят, что как только люди ступают ночью в руины храмов, они навсегда становятся камнями. Будь то проклятие, магия, чудо или призраки — никто не знает. Однако никто и не осмелился узнать, станет ли он действительно камнем, оставаясь здесь ночью… И сегодня среди людей существует убеждение, что тот, кто шагнет в храмы Кираду ночью или остановится вечером в этом городе — станет камнем. Поэтому после захода Солнца в окрестностях храмов нет людей.
Истории с привидениями пугают путешественников. При этом, храмы Кираду являются излюбленным местом для влюбленных. С точки зрения архитектуры и искусства, храмы Кираду несомненно являются уникальным наследием великой истории Индии.