Город сёгунов Камакура, древняя столица Японии

На японском острове Хонсю, в районе Канагавы, расположен один из самых старинных городов этой страны, Камакура, который в XII веке был столицей Японии. В эту эпоху Япония переживала свои тяжелые времена. Воинственные кланы вели кровопролитные войны за императорский престол. Победивший в одном из таких сражений клан сегунов Минамото, решил обосноваться в небольшой рыбацкой деревушке Камакуре. Окруженная со всех сторон могучими непроходимыми лесами, она походила на настоящую неприступную крепость.

На территории Камакуры была создана специальная самурайская школа. Здесь будущим войнам прививали культурные и религиозные ценности, а также уважение и любовь к родине. Кроме того обучали самоконтролю, дисциплине и боевым искусствам. Многочисленные синтоистские и буддийские храмы вырастали, словно грибы, на территории города. Постепенно вокруг храмового комплекса вырос огромный красивый город и с тех пор город Камакура стал крупным исторический центром Японии.

Храм Цуругаока Хатимангу (Tsurugaoka Hachimangu) — одна из главных достопримечательностей Камакуры. Он был построен в 1063 г. предком Ёритомо — Ёриёси в честь ками (духа) легендарного императора Одзина (посмертное имя Хатиман), который считался покровителем рода Минамото. В 1180 г. святилище было перенесено сегуном Минамото Еритомо на вершину холма Цуругаока (Журавлиный холм).

От морского берега вверх к храму Цуругаока ведет широкая дорога, получившая название Вакамия Одзи – «Улица Молодого принца». Такое название ей дал сёгун, узнав, что его жена ждет ребенка, который позднее стал вторым сегуном Японии, Ерие Минамото. На этой аллее сооружено трое огромных ворот торий, а вдоль высажены деревья сакуры.

Храм Цуругаока Хатимангу был родовым храмом семьи Минамото. Но и после крушения Камакурского сегуната Цуругаока Хатимангу пользовался постоянной поддержкой ведущих воинских кланов — Ходзе, Асикага, Тоетоми, Токугава. Свой современный вид святилище и парк приобрели в 1828 г. Он выстроен из дерева и его постройки имеют традиционный красный цвет, цвет синто. Строения отделяют узкие дворики, а само пространство храма очень живописно.

До сих пор этот храм хранит отпечаток трагических событий тех времен, а император Японии посещает этот храм всей семьей в новогодние праздники. На территории храма все еще произрастает огромное тысячелетнее дерево гинкго. Оно помнит разыгравшуюся в храме Цуругаока Хатимангу драму с младшим сыном Минамото, Санэтомо, признанным третьим сегуном и убитым своим племянником Куге в 1219 г. Сейчас о том, что за мощным деревом прятался убийца, говорит священная веревка «симэнава», обвязанная вокруг ствола, дерево же сломлено ураганом в 2011 г.

После смерти Санэтомо власть в Камакуре перешла к роду Ходзе, из которого происходила Масако, вдова Минамото Еритомо. Перед храмом сохранился открытый павильон Майдэн,на котором весной 1186 г. сегун Минамото Еритомо заставил танцевать Сидзуоку, известную танцовщицу и возлюбленную его младшего брата Есицунэ, убитого из зависти по приказу Еритомо. Младший брат три года скрывался от преследований со стороны влиятельного родственника, сопровождаемый верным слугой и 11 дамами, среди которых находилась известная танцовщица Сидзуока. Когда открылось, что Сидзуока ждет ребенка, Есицунэ отослал ее домой, и она попала в руки Минамото, но место, где скрывается ее любимый, не выдала. Родившегося мальчика, сына Есицунэ, предали смерти, а Сидзуоку заставили танцевать перед сегуном. Эта трагическая история стала темой многих театральных постановок.

Враждующие между собой кланы Минамото и Тайра оставили о себе память в названиях двух прудов на территории храма: Гэндзи с белыми лотосами и Хэйкэ с красным лотосами. Они были разбиты по приказу жены Еритомо Минамото, Масако, пруды Победителей и Побежденных. Примечательно, что в пруду Минамото три острова, а в пруду Тайра четыре, — несчастливое, по японским поверьям, число. Здесь же возведен Барабанный мост Тайко-баси через лотосовый пруд. Существует поверье, что, если вы сможете взобраться и пройти по скользкому мосту без посторонней помощи, вас ожидает долгая жизнь.

Рядом с храмом аллею пересекает 150-метровый проход. Здесь воины Еритомо упражнялись в ябусамэ, стрельбе из лука со скачущей лошади. Ежегодно 15 сентября проходит храмовый праздник с красочными процессиями и состязаниями по ябусамэ. А спустя неделю у подножия храмовой лестницы при свете факелов проводится ночное представление театра Но.

К другим интересным достопримечателностям храма Цуругаока Хатимангу относятся главный зал «Хонгу» и небольшой храмовый музей в экспозиции которого можно увидеть старинные мечи, доспехи, исторические документы и ритуальные маски, старинные паланкины и ритуальный колодец для омовений. Цуругаока Хатимангу относится к наиболее часто посещаемым святилищам в стране. В выходные дни здесь можно встретить свадебные процессии.

Храм Хасэ-дера (Hase-dera), Хасэ Каннон, — одна из главных достопримечательностей города Камакура, был возведен в 736 г. Это буддийский храм, относящийся к школе Дзедо-се. Храм знаменит тем, что здесь находится одна из самых больших деревянных статуй богини милосердия Каннон. Вырезанная из камфоры, девятиметровая статуя изображает Каннон с 11 головами, каждая из которых символизирует определенное качество бодхисаттвы.

Согласно легендам, статуя богини была вырезана в 721 г. буддийским монахом по имени Токудо, который жил гораздо южнее, близ города Нара. В горах онобнаружил огромное камфорное дерево. Его ствола хватило на целых две скульптуры. Одна из них, меньшая. осталась в храме Хасэ-Дэра в Наре, а вторую бросили в море с молитвой о том, чтобы Каннон благословила то место, куда эта статуя будет вынесена волнами. Когда статуя проплыла более 500 км, ее заметили и попытались установить на суше, но все, кто касался изваяния, заболевали. Каннон еще не достигла своей цели, и была вновь сброшена в воду.

Пятнадцатью годами позже статую обнаружил на полуострове Миура, недалеко от Камакуры, придворный аристократ, принадлежавший к императорскому клану Фудзивара, Фусасаки. По преданию, именно он перевез эту статую на то место, где по сей день находится камакурский храм Хасэ-дера. Так она и оказалась в окрестностях Камакуры в 736 г. Скульптура испускала яркий свет, и местные жители на деньги придворного поспешили соорудить достойный храм для святыни. Назван он был по месту рождения деревянного изваяния – Хасе-дера.

На протяжении истории многие правители приносили Каннон щедрые дары. В 1342 г. по приказу Асикаги Такаудзи скульптура была покрыта золотом, а в 1392 г. ей добавили золотой нимб, который реставрировался в 1485 г. Историки не разделяют такую версию происхождения храма, поскольку принято считать, что культ Каннон (Авалокитешвары) был принесен в Японию в период Хэйан (794-1185 гг.). Больше того, храм не упоминается в официальных хрониках камакурского сегуната. Однако из надписи 1264 г., сделанной на храмовом колоколе, можно заключить, что храм существовал в поздний период Камакура.

Статуя Каннон находится в главном павильоне храма Каннон-до. Она является самым большим деревянным изваянием в Японии, высота ее составляет более 9 м. Богиня традиционно изображена 11-головой, и все ее лики выражают различные эмоции, символизируя этапы на пути к просветлению. Считается, что Каннон готова выслушать молитвы любого человека, и каждый найдет то выражение лица, которое больше подходит его настроению.

Справа от главного здания находится зал Амида-до, где помещено изваяние Будды Амида. Эта статуя была построена в 1194 г. для Еритомо Минамого, первого камакурского сегуна, чтобы защищать его от злых сил.

Слева от главного здания находится еще один небольшой примечательный павильон, в котором установлена деревянная статуя бога богатства и благополучия Дайкокутена, одного из семи божеств счастья. Статуя отполирована руками тех, кто хочет разбогатеть, но перед этим надо бросить монетку  в специальный ящичек для подношений. После этого можно погладить щечки божества, колотушку счастья и мешок с сокровищами за его спиной, не забывая потереть главное японское богатство – мешки с рисом, на которых стоит Дайкокутэн. За этим павильоном стоит обратить внимание на  хранилище сутр Кезо (Kyouzou). Внутри него находится вращающийся барабан со священными писаниями.

Отдельного внимания заслуживает зал богини благополучия и покровительницы изящных искусств Бэнтен, а также пещера Бэнтен Куцу. Пещера представляет собой длинный, извилистый туннель с низким потолком – здесь находится большое количество статуй Бэнтен и других буддийских божеств. Считается, что изваяние одиннадцатирукого божества вырезал сам великий святой Кобо Дайси (Kobo Daishi) или Кукай, живший на горе Коя-сан.

К достопримечательностям храма относится и сокровищница, содержащая различные старинные реликвии и документы периодов Камакура, Хэйан, Муромачи и Эдо. Обратите внимание и на сотни маленьких фигурок у павильона Fukuju Jizo (счастливого Дзидзо). Он покровитель путников и детей.

Каменные фигурки, стоящие стройными рядами, — это подношения женщин, сделавших аборт, или чьи детки умерли при родах. Считается, что Дзидзо заботится о душах неродившихся детей в потустороннем мире. Статуи бодхисаттв берут на себя людские грехи, поэтому каждый, кто приходит сюда, непременно поливает каменное изваяние Дзидзо водой, помогая ему преодолеть боль.

Другой достопримечательностью храма является гигантский колокол, отлитый в 1264 г., — самый древний в Камакуре. Он объявлен важнейшей культурной ценностью Японии. Также интересны окружающий храм цветущий сад, небольшой пруд с карпами и бамбуковый фонтанчик. Рядом с основным зданием есть прекрасная смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на территорию храма, город и устье залива.

Стоит отметить и буддистский храм Тэкэйдзи, основанный в 1285 г. и имевший в эпоху Камакура название «Храм разводов», так как он служил местом ссылки нелюбимых жен. Сейчас храм известен цветением окружающих его фруктовых деревьев и цветов: сливы в феврале, магнолии и персики в марте и апреле, пионы в мае, ирисы – в июне.

Интересны Храм Энгакудзи и Храм Дзэниарай Бэндзайтен. Последний знаменит тем, что сюда приходят паломники за приумножением сбережений. Согласно местному поверию, принесенные в храм деньги и омытые водой будут приумножены в будущем.

Отдельно следует сказать о впечатляющей бронзовой статуе Великого Будды – Дайбуцу, второй по величине в Японии (первая находится в Наре) высотой в тринадцать с половиной метров. Она была воздвигнута здесь еще в 1252 году и с тех пор сохранила свой первоначальный вид, пережив и войны, и пожары, и землетрясения, и цунами.

Бронзовая статуя Великого Будды Дайбуцу считается одной из главных достопримечательностей Камакуры. Дайбуцу по-японски значит Большой Будда. Один из известнейших в Японии Дайбуцу находится на территории храма Котоку-ин Камакуры.

Это огромная статуя Будды официально называется Амида-нерай-дзадзо. Она была создана в 1252 г. мастерами Тандзи Хисатомо (Hisatomo Tanji) и Оно Гороэмон (Goroemon Ohno), и с тех пор сохранила свой первоначальный вид, не смотря на войны, пожары, землетрясения и цунами. Изначально статуя стояла в здании храма, но в XVв. цунами его смыло, и с те пор статуя стоит под открытым небом. Храм, в котором она ранее стояла, возвели в 1238 – 1243 гг. в память о Минамото Еритомо (Yoritomo Minamoto), основателя сегуната Камакура и его первого правителя. Сбором пожертвований на возведение как храма, так и статуи Будды, занимались придворная дама Инада-но-Цубонэ (Inada-no-Tsubone) и священник Дзеко.

Первоначальная статуя Будды в храме была деревянной, высотой 24 м, но она была полностью разрушена во время тайфуна в 1247 г. Новую статую отливали из бронзы в течение 12 лет. Сам процесс отливки не известен, но считается что отливали восемь раздельных частей в глиняных формах и потом соединяли методом ласточкиного хвоста. В завершение статуя была полностью покрыта позолотой, а вокруг, во второй раз, был построен деревянный храм, который опять таки смыло цунами. После разрушения третьего храма в 1495 г. более его не восстанавливали, но бронзовая статуя Великого Будды Дайбуцу сохранилась, несмотря на все катаклизмы природы и истории.

Медитирующий Будда сидит на цветке лотоса, руки сложены в мудру Сосредоточения: правая кисть лежит тыльной стороной на левой ладони, большие пальцы соединены, образуя два круга совершенства. На символическом языке буддизма это означает «твердую веру». Особенное восхищение вызывает спокойное, умиротворенное выражение лица Будды. Будда находится в состоянии созерцания, совершенного покоя и бесстрастной отрешенности. Если обратить внимание, то между пальцами статуи находиться нечто наподобие паутины. Паутина символизирует желание Будды спасти как можно больше людей.

Высота скульптуры составляет 11,4 м, вес около 125 тонн, химичесий состав: медь 68.8%, свинец – 20.0 %, олово 9.3 %, железо, алюминий. Длинна глаза -1 м а уха 1,9 м. На голове находиться 656 локонов и все они закручены по часовой стрелке. Внутри статуя пустотелая. Здесь можно подняться по лестнице на несколько метров, до окошка на уровне уха Будды.

Есть в Камакуре и Бамбуковый лес. В нем бамбуковые деревья стоят ровными рядами, почти не пропускающими свет, а ветер создает необыкновенную музыку, соприкасаясь с бамбуковыми стеблями.

Япония, карта расположения города Камакура

Похожие статьи

Добавить комментарий